Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Российский винный феномен

Российский винный феномен

Россия: Винзаводы возвращаются

России с каждым годом все активнее восстанавливают работу промышленные предприятия. Винные заводы также не стали исключением. По словам менеджера отдела маркетинга ОАО "Аврора" / ТМ "Chateau le Grand Vostock" Алексея Померанцева, в винную отрасль все чаще приходят инвесторы, увеличиваются площади виноградников, строятся винодельни или переоборудуются старые.

Эксперты утверждают, что спрос на вино в России только растет, а предложение качественного русского продукта остается небольшим, поэтому рынок в состоянии принять любое увеличение производства. "Прогрессивным шагом в развитии отрасли явился и новый ГОСТ 52523-2003, где уже вводится категория вин географического наименования, то есть налицо классификация вин по уровню качества", - говорит Померанцев.

Кроме того, осуществляется поддержка винного бизнеса на государственном и региональном уровне. "Выделяются субсидии для закладки новых виноградников, снижены пошлины на ввоз качественных саженцев из-за границы. Государство финансирует рекламную компанию по продвижению вин Кубани", - рассказывает Померанцев. Именно винная отрасль нуждается в дополнительной поддержке: у ликеро-водочной продукции норма прибыли в десятки раз выше, чем у виноделов.

Масштабы площадей

По словам директора Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, требования для заводов носят преимущественно типовой характер, а вот площади под них необходимы большие. "В первую очередь необходимо большое хозяйство для выдерживания вин, большие склады для бутылок, кроме того, огромную территорию занимают емкостные хозяйства", - говорит он.

Между тем, действующие винные заводы все чаще концентрируются в Краснодарском крае или в Ставрополье. На Дальнем востоке, Сибири и Урале подавляющее их большинство было закрыто в 90-е годы. Основная масса вина производится из привозного виноматериала (в основном из Испании и Аргентины) - для этого необходимы огромные винные терминалы в портах. Они и расположились в черноморских городах. "Там есть порт, причал, к которому может подойти танкер, а также емкостные сооружения для хранения виноматериала", - объясняет Вадим Дробиз. Заводы в свою очередь выгоднее строить неподалеку от терминалов. Так три года назад в Краснодарском крае был построен крупнейший винный завод "Олимп". Общий объем хранилищ "Олимпа" превышает 15 млн литров вина, а производственная площадка компании составляет около 4000 кв. м.

Винные игры

Несмотря на то, что сейчас основная часть виноматериала идет через Новороссийский порт, ситуация может измениться в ближайшее время. Один из крупнейших производителей вина, компания "Игристые вина" подала заявку на выделение участка земли в порту Санкт-Петербурга для создания винного терминала, который позволит принимать около 100 млн литров винного сырья в год (это около трети всего ввозимого в Россию).

По словам представителя компании, сырье будет поставляться на собственный завод и другие предприятия Петербурга и Москвы. На выделенных 1, 5 га "Игристые вина" собираются увеличить производственные мощности, открыть дегустационный зал вместимостью до 1 тыс. человек и музей предприятия, а также построить гостиницу, бизнес-центр и ресторан.

Кроме того, правительство Санкт-Петербурга выделило "Игристым винам" дополнительный участок площадью 1,19 га по соседству со складским терминалом. Компания получает новые участки по инвестиционному соглашению, согласно которому в течение 2 лет компания обязуется полностью вывести производства вина и коньяка из исторического центра Петербурга.

В Москве же, отрезанной от водных путей, винными компаниями строятся преимущественно распределительные пункты – этому благоприятствует широкая сухопутная ветка дорог, проходящая через столицу. Также стоить отметить тенденции строительства заводов российскими компаниями за границей. Пионером в этом деле пять лет назад выступила компания "Дионис Клуб". Она построила в Молдове свой собственный завод по производству и розливу вина — "АурВин". На тот момент инвестиции в строительство и часть оборудования составили 6 млн долларов.

Российский нонсенс

Винодельческая отрасль уже не один год ожидает принятия Федерального Закона "О винограде и вине", подобного тому, какой существует в большинстве винодельческих стран мира и задает строгие критерии качества и создания вина. Именно его отсутствием объясняется такой российский феномен, как первичное и вторичное виноделие: последнего в остальных стран просто не существует. Под первичным понимается следующий цикл: выращивание винограда-переработка-производство вина-выдержка-розлив в бутылки. Вино создается там же, где вырос виноград.

"Вообще говоря, виноделие – это не промышленное производство, даже само слово "производство" звучит в отношении вина несколько неудачно, виноделие – это, прежде всего, сельское хозяйство, неразрывно связанное с землей, климатом и выращиванием винограда", - говорит Померанцев.

Вторичное же виноделие, по его словам, парадоксальный феномен, оставшийся по наследству с советских времен, когда виноградарство и виноделие разделены. Сегодня заводы в крупных городах могут располагаться и в северных широтах, где нет и не может быть собственных виноградников. Такие заводы занимаются исключительно розливом уже готовых виноматериалов. "Именно "вторичные" производства наполняют полки магазинов дешевой и порой неудобоваримой продукцией, влияя на имидж отрасли в целом", - подчеркивает Померанцев.

По его словам, для производства качественного вина главное требование – расположенность среди виноградников или в непосредственной близости, чтобы минимизировать путь ягоды от лозы до приемного бункера. Чем он короче – тем лучше. "Хорошо, если учитываются особенности рельефа и применяется, например, гравитационный принцип, когда приемный бункер, в который подается свежесобранный виноград, расположен на несколько метров выше, чем уровень пола в винодельческом помещении. Это экономия электричества, экологичность, а главное, бережная подача винограда в гребнеотделитель", - говорит Померанцев.

Источник: domania.ru