Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Выставки, конференции, фестивали / Выставка "ВИНА И НАПИТКИ" / Российское «премиум-виноделие»

Российское «премиум-виноделие»

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВИНОДЕЛИЕ? РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ИТОГАМ КРАНОДАРСКОЙ ВЫСТАВКИ

Вот уже третий год подряд краснодарская выставка «Вина и напитки» с завидной стабильностью подтверждает свое полуофициальное звание «главного ежегодного события российского виноделия». И сегодня уже вполне очевидно: если задаться целью получить максимум возможной информации о том, что происходит в отечественном виноделии, совершенно необходимо в середине апреля отправиться именно в Краснодар — походить по стендам, попробовать вина, послушать доклады в рамках деловой программы, пообщаться с людьми. А потом, для полноты впечатлений, лучше всего проехать по винодельческим хозяйствам и собственными глазами увидеть воплощение всех тех тенденций, которые находят комплексное отражение в рамках выставки. В этом году мы так и сделали. Этот обзор предваряет целую серию материалов номера, призванных ответить на один главный вопрос — быть или не быть российскому «премиум-виноделию»?

«БУМ» ИЛИ НЕ «БУМ»?

После прошлогодней выставки, продемонстрировавшей небывалый интерес к российским винам со стороны московских и региональных дистрибьюторов, многие начали говорить о намечающемся «буме» в виноградарско-винодельческой отрасли. Без сомнения, прошлый год для отрасли стал переломным, но говорить о стабильности и долгосрочности этой тенденции пока все же рано. Да, на полках магазинов молдавскую винодельческую продукцию во многих случаях сменили именно российские вина, но вряд ли это может служить поводом для эйфории. Скачок краснодарского виноделия от 8,5 миллионов дал вина в 2005 году к планируемым 15 миллионам дал в 2007-м обеспечен за счет небывалого роста импорта винодельческого сырья. Цены на отечественные вина поднялись за прошедший год, в среднем, процентов на 30–40, и в этом ценовом диапазоне конкуренцию российскому вину составляет уже не Молдавия, а целый ряд стран Европы и Нового Света. Ажиотажный интерес прошлого года трейдеров к российскому вину на выставке «Вина и напитки-2007» не повторился. Это, в общем-то, неудивительно. Разрушенные в одночасье торговые связи с поставщиками недорогого вина (того же молдавского), которые все бросились восполнять на прошлогодней выставке, за год были отстроены заново. Кто-то нашел альтернативу за рубежом, начав, в том числе, самостоятельно импортировать вина, кто-то вполне успешно начал торговать вином российским.

И, тем не менее, многие руководители трейдерских компаний на выставку приехали. В том числе, для знакомства с новыми проектами, которых на краснодарском форуме в этом году появилось немало, причем уровень этих новых игроков достаточно неровный — от «суперпремиального» шампанского дома «Романов» до многочисленных представителей «демократичного» сегмента.
Конечно, большинство «новичков» начали создание своих проектов далеко не вчера. Тех, кто на волне роста интереса относительно недавно начал вкладывать деньги в российское виноделие, мы, скорее всего, увидим на выставке года через два-три. Как говорят многие эксперты, таких проектов сейчас закладывается довольно много. Пока они не слишком афишируют свою деятельность, но в кулуарах выставки озвучивалась информация, как минимум о трех-четырех новых хозяйствах, ориентированных, что характерно, на закладку собственных виноградников по европейским технологиям и выпуск высококачественных вин. Не отстают от «новичков» и «старожилы» виноделия юга России. Компании, уже успевшие зарекомендовать себя на рынке, представляли на выставке свои новые позиции. А буквально накануне мероприятия все поставщики технологического оборудования были взбудоражены объявленным одним из лидеров отрасли крупным тендером на переоснащение «первички» мощностью порядка 25 тысяч тонн винограда за сезон.

Такое очевидное оживление отрасли привлекло повышенное внимание к выставке поставщиков различных комплектующих, материалов и оборудования для виноделия. Наряду с постоянными участниками выставки, свои разработки и услуги предлагал целый ряд новых игроков рынка. О том значении, которое придают такие компании российскому виноделию, можно судить хотя бы по такому внешнему признаку, как уровень экспозиции. Если пару лет назад масштабными дизайнерскими стендами на выставке могли похвастаться только винодельческие компании, то в этом году такая тенденция докатилась и до «технологического» павильона. Особенно выделялся коллективный стенд ряда французских компаний, предлагавших как посадочный материал, так и технологическое оборудование.

Французские компании, представляющие современный посадочный материал и уходную технику, одними из первых начали активно участвовать в выставке. И этому сотрудничеству, безусловно, есть куда расти. Еще в прошлом году Координатор выставки “VINITECH” (Франция, г. Бордо) Ф. Э. Дарсэ, посетивший Краснодар в дни мероприятия, отметил: «Наши отношения с ВЦ «КраснодарЭКСПО» основываются на желании создать совместный проект, который бы привлек в Россию больше французских предприятий, представляющих свои технологии и богатый винодельческий опыт».

Павильон на винной выставке

Вообще, проблему дефицита саженцев и закладки виноградников с высокой плотностью посадки в России, на фоне стагнации европейского винного рынка, готовы решать компании из самых разных стран. В этом году впервые появилось предложение австрийской компании по комплексному обеспечению посадок винограда — от поставок саженцев до выполнения всех работ с использованием самой современной техники и технологий. Иностранные компании в полной мере готовы соответствовать всем современным запросам российского виноделия. Российская же сторона готова к аккумулированию этих предложений и формированию комплексных решений для российских винодельческих предприятий. В частности, в этом году был создан Отраслевой Информационно-Маркетинговый центр, призванный решать эти задачи. Возглавляет Центр хорошо известная всей российской винодельческой отрасли Мариета Емтыль, весьма успешно работавшая последние годы в должности директора выставки «Вина и напитки».

Таким образом, ряд технических условий для активного развития российского виноделия, безусловно, есть. Присутствует и интерес к отрасли со стороны инвесторов. Причем, в российское виноградарство и виноделие начинают вкладываться люди, не ориентированные на быстрое извлечение прибыли. Для таких инвесторов создание вин по мировым канонам не столько бизнес, сколько искусство, хобби, если хотите. Но, конечно, такие единичные прецеденты не смогут сформировать тенденцию. Для массового потока инвестиций в «виноградные» регионы России необходим целый ряд условий. Вкладывать сейчас деньги в виноградники с расчетом получить первую прибыль лет через 8 будут только при полной уверенности, что через такое длительное время вино можно будет спокойно реализовывать, вне зависимости от очередных решений политиков по алкогольному рынку. Несовершенство законодательства, по большому счету, является главным фактором, сдерживающим «бум» отечественного виноградарства.

Павильон на винной выставке

А ТЕПЕРЬ О ГЛАВНОМ…

В этом году центральным деловым событием главной российской винной выставки стала 1-я Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы виноградарства и виноделия России — 2007», организованная Союзом виноградарей и виноделов России. Само по себе проведение различных семинаров, конференций и брифингов для любой выставки дело не такое удивительное. Показателен сам уровень мероприятия и поднимавшихся на нем вопросов. Открывая конференцию, В.В. Логинов обратился к участникам с приветственным словом от имени министра сельского хозяйства РФ А.В. Гордеева. Специальными гостями конференции стали также глава администрации Краснодарского края А.Н. Ткачев и заместитель главы администрации Краснодарского края по вопросам сельского хозяйства Н.П. Дьяченко. Власть на самом высоком уровне наконец обратила внимание на тот прискорбный факт, что российская виноградарско-винодельческая отрасль до сих пор работает без профильного закона. И именно принятие этого законодательного акта, наряду с повышенным вниманием к вопросам качества вина, участники конференции назвали приоритетными задачами сегодняшнего дня. По мнению высокопоставленных докладчиков, эти меры к 2020 году должны привести к увеличению доли натуральных вин в общем объеме винодельческой продукции до 80%.


Цель перед виноделами поставлена, безусловно, благородная. Потенциал у российского виноградарства велик — на юге России наберется ни один десяток тысяч гектаров земель, пригодных для выращивания винограда и практически неиспользуемых сегодня. Если смотреть на проблему шире — для Северного Кавказа виноградарство могло бы стать стратегической отраслью, занятость в которой обеспечила бы стабильным доходом тысячи людей. Причем, речь может идти не только о крупных промышленных производствах, но и небольших хозяйствах, располагающих 5–7 гектарами виноградников, то есть о фермерском виноградарстве. Сегодня об этом говорить достаточно сложно в силу целого ряда причин. Это и дороговизна кредитов для малых хозяйств, и барьер для микровиноделия в виде ЕГАИС, и планируемое декларирование количества выращенного хозяйством винограда. Крупные производители, безусловно, могут позволить себе заложить собственные питомники, закупить уходную технику и сертифицированный посадочный материал. Но и у таких производителей периодически может возникать вопрос: зачем вкладывать столько средств и труда в землю, если есть возможность закупить винодельческое сырье у зарубежных поставщиков. Как отметил в беседе с нами Председатель правления ассоциации «Кубаньвиноградалко» Николай Пинчук, «говоря о российском виноделии, объемах производства и темпах роста, многие сегодня по-прежнему смешивают понятия производства вина и розлива практически готового импортного продукта. Доставшийся нам с советских времен психологический стереотип «вторичного виноделия» необходимо изменить. Перемены к лучшему в российском виноделии могут начаться только с земли, с винограда. Для того чтобы улучшать качество вин, необходимо обратить внимание не только на объемы посадок винограда, но и на качество этих посадок. В частности, должна быть изменена система дотаций — от выделения средств «на гектар» нужно переходить к избирательному дотированию закладок качественным посадочным материалом».

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

Помимо объективных проблем российского виноделия, законодательного и иного рода, существует и ряд субъективных сдерживающих факторов, устранение которых не менее важно, чем благоприятный инвестиционный и законодательный климат. И большинство этих факторов лежит не столько в области экономики, сколько психологии. Не секрет, что многие люди, имеющие непосредственное отношение к отрасли, еще живут по принципам, заложенным в советские времена. Да что там говорить, если губернатор Края Александр Ткачев — чиновник высокого ранга, решающий массу различных задач, начинает призывать виноградарей перестать «бороться за урожай». О каком массовом развитии производства высококачественных вин в России может идти речь, когда решение о начале сбора винограда до сих пор в некоторых хозяйствах принимается по старинке. Не по показателям технической зрелости ягод (элементарно определяющейся по цвету и вкусу косточки), а только по содержанию сахаров, которое может очень существенно меняться год от года. Можно, конечно, как во времена СССР, награждать производителя  
почетными дипломами за «достижения» в сборе винограда по 150 центнеров с гектара, но какое вино получится из этого винограда? «Должна совершенствоваться технология виноградарства, — говорит Николай Пинчук. — Практически в любой стране мировые технологии модифицируются и видоизменяются с учетом местных условий. Наша научная база, к сожалению, сильно отстала от этой практики. Кроме того, виноград — культура рискованная. При каких бы климатических и технологических условиях он не выращивался, всегда есть опасность получить посредственный урожай или потерять большую его часть. Поэтому считать рентабельность этого бизнеса привычными мерками невозможно. Необходимо, чтобы инвесторы закладывали в рентабельность и те риски, которым эта культура подвержена».

И еще один достаточно парадоксальный вывод, к которому мы пришли по итогам краснодарской выставки. Российское производство аутентичных высококачественных вин, различные аспекты становления которого мы объединили в рамках информационного «Русского проекта», сегодня во многих случаях черпает средства из доходов, полученных от производства вин из импортных виноматериалов. Вывод этот парадоксален только на первый взгляд. Значительных прибылей на винах высокой ценовой категории, учитывая затраты на маркетинг, сегодня получить нельзя. Вложений же этот бизнес требует серьезных. И многие производители вполне открыто признаются: «да, мы используем для производства наших «базовых» линеек привозные вина наливом». Другое дело — качество этих вин, честность в их позиционировании на рынке и четкое разделение при их оценке. Это еще один психологический прорыв, который должно совершить, и уже совершает российское виноделие. Возможно, поэтому удивление многих экспертов вызвали результаты конкурса «Южная Россия», поставившие «на одну доску» российские вина и вина из привозного виноматериала. Будем надеяться, что и на авторитетных конкурсах, и на полках российских магазинов эта «тонкая разница» будет все более заметна. Ведь настоящих российских вин достойного качества становится все больше. Об этих винах и их создателях читайте в серии материалов «Русского проекта».

Источник : napitki.com