Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Рыночные перспективы молдавской винной продукции

Рыночные перспективы молдавской винной продукции

Возвращение Молдавии: шанс на матч-реванш

В конце марта 2008‑го исполнится ровно два года с тех пор, как Российская Федерация наложила эмбарго на молдавские вина. Запрет серьезно отразился на молдавской экономике , он привел к переделу российского алкогольного рынка, в результате чего в выигрыше оказались отечественные производители.

В июле 2007 года Роспотребнадзор разрешил ввозить на территорию Российской Федерации продукцию трех молдавских производителей. Что же произошло за это время?

В ноябре 2006 года прошли переговоры президентов России и Молдавии, в ходе которых В. Путин и В. Воронин “достигли договоренности по вопросу поставки молдавских вин”. Правда, какие-то конкретные действия были предприняты только через год, после повторного саммита. Роспотребнадзор к этому времени провел “артподготовку”, выслав своих экспертов на молдавские винзаводы, которые проинспектировали 24 винодельческих предприятия республики.

Виноградник

К январю 2007 года из 24 заводов, получивших разрешение представить образцы выпускаемой продукции на санитарно-эпидемиологическую экспертизу, 21‑му предприятию были выданы положительные заключения на 374 вида выпускаемых вин и коньяков.

На территорию Российской Федерации ввезено 975023,5 литров вина и 594759,3 литров коньяка, произведенных на девяти винодельческих предприятиях: “Калараши Давин”, Vismos, “Лион Гри”, “Акорекс Вайн Холдинг”, Тираспольский вино-коньячный завод Kvint, Dk-Intertrade, “Золотой Аист”, Migdal-P, “Арома”. Остальные предприятия пока поставки не наладили в основном по причине отсутствия всех необходимых документов.

По результатам рассмотрения имеющихся материалов, дополнительно разрешено представить на санитарно-эпидемиологическую экспертизу образцы видов продукции еще трем производителям — Chateau Vartely, Colusvin, заводу Ungheni Vin.

ВИННАЯ РЕТРОСПЕКТИВА: “МОЛДАВИЯ-РОССИЯ”

До 1985 года среднестатистический российский потребитель выпивал до 20 литров вина в год (ныне — менее семи литров), основу рациона составляли молдавские напитки. После распада СССР в 1993 году производство российского вина по сравнению с 1984 снизилось со 143 млн дал до 24,9 млн дал, а потребление вина в России достигло минимального уровня (2,9 литра на душу населения в 1993 году). Дефицит спровоцировал рост объемов импортных вин, в которых в свою очередь преобладали вина Молдовы. Их цена соответствовала возможностям российских потребителей, которые в своей основной массе и сегодня предпочитают недорогие вина. В 1998 году произошел дефолт, в результате которого вплоть до марта 1999 года импорт вин в Россию был фактически прекращен. Нишу дешевого импортного вина заняли российские вина, но отечественные производители не могли удовлетворить спрос, и на российский рынок снова потекла молдавская продукция.

Начиная с 2000 года и вплоть до эмбарго молдавское вино безраздельно господствовало на национальном рынке, занимая долю порядка 60%. РФ. В 2003—2004 гг. сегмент импортного вина вырос на 19,73%, прирост молдавских вин (в натуральных показателях) составил 12,5%, но их доля в структуре импорта уменьшилась с 62,87% до 59,08%. Иными словами, молдаване сохранили свое доминирующее положение.

ЭМБАРГО И МОЛДАВСКАЯ ЭКОНОМИКА 2006 Г .

Запрет на экспорт молдавских вин в Россию был введен Роспотребнадзором из-за ее несоответствия требованиям безопасности. В результате запрета экспорт молдавских вин уменьшился в 2006 году почти вдвое, с $313 млн до $173 млн. Эмбарго серьезно отразилось на молдавской экономике, а местные виноделы же оказались в ситуации, которую точнее всего характеризует понятие “коллапс”.

За прошедший 2007 год молдавские производители вин так и не нашли дополнительных каналов сбыта для своей продукции, кроме РФ, хотя, надо признать, попытки освоить новые рынка предпринимались неоднократно. Так, экспорт в Китай принес в 2006 году Молдавии $300 тысяч, на китайский рынок со своей продукцией вышли 14 компаний. Кроме того, 23—25 марта 2007 года в Шанхае прошел Фестиваль молдавской культуры и виноделия.

Кроме того, в 17 раз возросли поставки молдавского вина в Румынию, удвоился экспорт в Украину, отгрузки в Польшу увеличились на 25%. Республика Молдова попыталась также выйти на рынок алкогольной продукции Италии, где проживает 200-тысячная “молдавская диаспора”. Но новые рынки сбыта не смогли компенсировать потерянный рынок Российской Федерации.

В любом случае, кризис явился отправной точкой для пересмотра молдавскими производителями своей экспортной политики, многие из которых подвергли сомнению приоритет России как главного покупателя. При этом хочется отметить, что несмотря на имеющийся экспортный потенциал молдавских вин, эту позицию отличает изрядная доля идеализации, ведь Молдавии при выходе на мировой рынок придется вступить в конкурентную борьбу с такими знаменитыми винными странами, как Франция, Италия, Португалия, Испания, в которых последние годы наблюдается перепроизводство вина. Кто в этой борьбе выйдет победителем — гадать не приходиться.

Согласно самым оптимистичным оценкам, винные комбинаты задействуют в настоящее время третью часть своих производственных мощностей. Есть опасения, что реально ситуация намного хуже, и каждое предприятие работает лишь с использованием десятой части своего потенциала. Ситуация осложняется еще и тем, что большинство производителей работали с привлечением заемного капитала. Из примерно 170 предприятий, имеющих лицензию на производство алкоголя, не более 10 смогли быстро урегулировать вопросы с банками-кредиторами.

Предприятия начали самостоятельно искать выход из кризиса. Некоторые распродавали за бесценок марочные вина: бутылка “Каберне” 10—15-летней выдержки (спешно бутилированная в 2006 году) продавалась по цене, не превышающей десяти долларов. Шли с молотка и сами винодельческие предприятия.

ВИННЫЙ РЫНОК РОССИИ — ­“ПОСТЭМБАРГО”

В 2007 году винный рынок России, пережив катаклизм, связанный с потерей вин Молдовы, постепенно стабилизировался. При этом произошло существенное изменение его структуры. Пока одни предприниматели возвращали попавшую под запрет продукцию молдаванам, а другие занимались ее утилизацией, отечественные винные заводы стремительно наращивали выпуск собственной продукции, которая день ото дня становилась все более востребованной из-за системного кризиса с виноматериалами и последовавшего за этим тотального дефицита. Нарастить производство российские предприятия смогли в основном за счет быстрого перехода с молдавских виноматериалов на сырье, изготовленное в основном в Старом и Новом Cвете.

В результате замещения импорт виноматериалов в РФ в минувшем году возрос в 2,8 раза по сравнению 2006 годом и в 2,4 раза — по сравнению с 2005‑м. Рынок производства шампанских вин в 2007 году увеличился вдвое по сравнению с аналогичными периодами трех последних лет. Для российского коньяка и бренди 2007 год так же был успешным, сегмент вырос на 50% и вышел на уровень в 6,47 млн дал.

Любопытно, что бутилированные болгарские вина, которым весной 2006 года прочили большое будущее, считая их основным претендентом на освободившееся место молдаван, не оправдали ожиданий. Между тем этим оптимистичным прогнозам не было суждено сбыться. Среди стран, занявших в конечном итоге нишу молдавских вин, можно выделить следующие государства:

— Испания, отвоевавшая 21,8% рынка ввозимого вина, в 2006 году у нее было всего лишь 8,4% (в физическом выражении — 30,7 млн л);

— Франция с занимаемой долей 15,9% (22,3 млн л);

— Двум этим лидерам “наступает на пятки” Аргентина, получившая 15% в 2007‑м. Для сравнения: в 2006 году у нее было 3,2% (21 млн);

— Болгария, считавшаяся многими экспертами фаворитом гонки, оказалась на четвертом месте, заняв 13,9% (19,6 млн литров).

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОГНОЗЫ

С момента объявления эмбарго молдавские виноделы бросили все имеющиеся силы, включая административный ресурс, на то, чтобы снять винную “блокаду”. Надо признать, усилия оказались не напрасными. Молдавские вины перестали быть “персоной нон-грата” и снова получили “пропуск” на отечественный рынок, однако условия их поставки в Россию оказались очень жесткими, превосходя даже экспортные требования ЕС. В частности, каждая партия продукции будет проходить проверку по всем параметрам — в общей сложности это примерно 42 теста. Кроме того, ввоз вин будет осуществляться по принципу “в одно окно”, через один пропускной пункт — Боровский таможенный пост Центральной акцизной таможни в Подмосковье.

Каковы рыночные перспективы возвращенной молдавской продукции? Большинство экспертов и участников национального алкогольного рынка сходятся во мнении, что занять прежнее положение молдаванам будет архи сложно. Премьер‑министр Молдавии Василе Тарлев заявил, что реальные шансы вернуться в Россию есть примерно у трети производителей республики, причем по самым оптимистичным прогнозам. Более реалистичной можно считать цифру в 15%.

Вадим Дробиз, директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя “ЦИФРРА”, дает следующую оценку экспортных объемов, на которые могут претендовать молдавские производители: “Молдавский коньяк (прежде всего “Белый Аист”) может занять до 3—4% соответствующего сегмента (7—9 млн бутылок в год), но только в том случае, если цена на него в магазинах сохранится в пределах 280—290 рублей за 0,5 литра. Продажи вин в России могут быть на уровне 3—4 млн дал (50 млн бутылок в год) — это предел на ближайшие годы. Таким образом, доля молдавского вина составит максимум 5 процентов на винном рынке России”.

В какой нише обоснуются молдавские вина? По словам Вадима Дробиза, основная масса напитков сосредоточится в ценовой категории от 130 до 200 рублей. “Сегмент этот в России невелик по объему, кроме того, он уже достаточно насыщен винами ближнего и дальнего зарубежья — из Франции, Испании, Италии, Германии, Аргентины, Чили и т.д., — поясняет Вадим Дробиз. — Теперь на эту категорию активно претендуют и российские производители. Там будет очень тесно”.

Вадим Базарный, менеджер по рекламе компании “Машук”, отмечает, что “с ростом числа молдавских производителей на российском рынке, компаниями будет пересмотрено ценовое позиционирование, и в конечном итоге они начнут выпускать вина более дешевого ценового сегмента”.

Насколько реально молдаванам понизить стоимость своей продукции в сложившихся условиях? Некоторые эксперты рынка подчеркивают, что для соответствия требованиям Роспотребнадзора, производителям Молдовы придется потратиться на модернизацию заводов, в результате минимальная стоимость бутылки вырастет с 90 до 120 рублей. Кроме того, молдаванам предстоит изрядный труд по возвращению доверия российского потребителя — им придется создать новый образ молдавского вина как качественного европейского напитка. Кстати, воду на эту мельницу льет и сам Роспотребнадзор, предавая широкой гласности положительные результаты проверок молдавской продукции. Для восстановления имиджа молдавской винодельческой продукции на российском рынке будет создан единый денежный фонд. Пополнять его планируется за счет государственных отчислений, инвестиций молдавских производителей, а также российских операторов рынка, работающих с этими напитками. Средства предполагается направлять на финансирование различных информационных мероприятий в поддержку бренда “молдавские вина”.

В рамках программ по продвижению молдавского вина на российском рынке игроками будут изыскиваться новые схемы поставок: факторинг, работа под поручительство госструктур и пр.

Правительством Республики Молдова также предусмотрены меры поддержки предпринимателей: для экспорта молдавских вин в 2008 г. установлена квота в 700 тыс. дал с перспективой роста в течение ближайших четырех лет до 1 млн. Это количество вина будет экспортироваться без уплаты таможенных пошлин. Принимая во внимание большие пошлины на экспорт вина, которые платят молдавские производители сейчас, можно сказать, что вина станут более конкурентоспособными.

Предпринятые усилия могут дать положительные результаты, если будут реализовываться комплексно. В любом случае, о конкретных цифрах и перспективах молдавской алкогольной продукции на российском рынке можно будет говорить минимум через полгода, не раньше.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Нелли Соник, президент компании “Лион-Гри М”:

“Несмотря на тяжелую ситуацию молдавские производители будут бороться за восстановление имиджа и былой славы вин из солнечной Молдавии. Хочется отметить, что за время эмбарго многие компании сосредоточили свои силы на освоение других рынков, не только Западной Европы, но и Северной Америки, Азии и Африки. В частности, нашей компании удалось значительно увеличить объемы продаж в США, Германии, Китае и даже начали поставки своих тихих и игристых вин во Францию. Ужесточение условий поставок наряду со вступлением в плодоношение новых виноградных плантаций (за последние годы было посажено свыше 20 тыс. элитных виноградников), создали предпосылки для значительного улучшения качества молдавских вин. Свидетельством тому является включение вин ряда молдавских компаний, в т.ч. “Лион-Гри” во всемирно известный французский каталог “1000 лучших вин мира” и многое другое.

В том, что молдавские вина значительно прибавили в качестве, смогут убедиться и российские потребители, попробовав наши вина. В конечном итоге, они и определят тот сегмент, который мы должны занять на этом рынке. “Единое окно”, через которое сегодня проходят молдавские вина, в свою очередь, выступает дополнительным гарантом качества молдавской продукции. Относительно позиционирования на полках, я думаю, что наши вина должны занять нишу между российским производителем и производителем других  стран Европы, т.е. в ценовом сегменте 100—150 рублей”.

Источник: my-sn.ru