Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Рынок под колпаком

Рынок под колпаком

Федеральная служба: рынок под колпаком?

31 декабря Президент РФ подписал Указ об Образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Координирующий орган должен будет учитывать интересы всех сторон - власти, бизнеса, производителей, экспортеров, нести всю полноту ответственности за происходящее на рынке. Каких изменений на рынке вы ожидаете в связи с созданием подобной Федеральной службы? Каких действий от органа ждут игроки рынка?

 Алексей ПОЗНЯК

Директор российского представительства

Первого национального винодельческого холдинга

Вопрос изменений очень сложно прокомментировать, т.к. примеры вмешательства государства в алкогольную отрасль за последние два года свидетельствуют о том, что не всегда чиновники правильно оценивают ситуацию на рынке и — как результат — принимают неэффективные и для бизнеса и для государства решения. К ошибкам можно отнести: ввод новых акцизных марок в 2006 г., когда полки магазинов опустели, метод и место наклейки марки на бутылку, ввод системы ЕГАИС и др. Каких действий ждать? Я бы предпочел изменить вопрос на — какие действия необходимы? А это: контроль за качеством вин и коньяков на полках магазинов; помощь в работе с сетями, т.к. зачастую качественному продукту сложнее попасть в сеть, если там есть продукт с худшим качеством, но с большим маркетинговым бюджетом; решение вопросов взаимодействия с региональной властью, ведь существует проблема вторичной сертификации. Последнее лично для меня вообще не понятно. К примеру, у меня есть сертификат, подтверждающий соответствие продукции всем требованиям законодательства РФ. Однако в Татарстане необходимо пройти вторичную проверку, что автоматически означает дополнительные затраты, которые закладываются в конечную стоимость товара. И, наконец, новой Федеральной службе хорошо бы решить вопрос квотирования ввоза продукции в тот или иной регион. Думаю, что для начала и этого будет достаточно.

Вадим ДРОБИЗ

Директор Центра исследований

федерального и региональных рынков алкоголя “ЦИФРРА”

8 января на сайте Президента России был опубликован более чем обнадеживающий Указ Президента о создании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Исходя из текста очевидно, что государство осознало и социальную, и финансовую значимость нашей отрасли в период кризиса. Более того, становится ясно, что государство хотело бы теперь взять под контроль и легальные и нелегальные финансовые алкогольные потоки. Государство (власть) остро нуждается в деньгах.

Есть несколько важнейших положений в Указе:

 служба находится “под Правительством” (прямое решение вопросов и прямой спрос за результаты);

 служба занимается законодательным регулированием на федеральном и на региональном уровнях (то есть на ней будут политические вопросы закрытия и открытия рынков  — вопросы “региональных сепаратизимов” и проблемы лоббирования интересов федеральных компаний по проникновению на региональные рынки);

 территориальность службы (ее региональный охват) — в регионах будут созданы территориальные органы (видимо, в субъектах Федерации). Подчиняться они будут службе, но взаимодействовать придется с региональными администрациями и их системами защиты рынка; системами добровольной сертификации и т.д.;

 служба образована для выработки и реализации государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (то есть, появляется надежда на то, что в России появится какая-то долгосрочная алкогольная политика, а бизнес уже будет решать сам — надо ему следовать этой политике и оставаться на рынке, или есть смысл ухода на другие рынки). При этом маловероятно, что целью данной политики станет госмоноплия на алкогольном рынке на производство и оборот алкоголя. У государства есть большой опыт работы двух основных государственных алкогольных активов (“РСП” и “СПИ”). Целью политики будет установление монополии на контроль за легальными и нелегальными алкогольными финансами. Но для социального успокоения на первый план будет выдвинута борьба с алкоголизацией.

 на службу возложены функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (служба должна будет знать все и, по нашему мнению, непосредственно регулировать легальное и нелегальное производство в России;

Кто-то недавно воспринял как шутку наше предложение о необходимости ввести квотирование на обеспечение — производство нелегальной водки для каждого региона России; на самом деле это было бы очень разумным и правильным — и для поддержания местного производителя, и для вытеснения чужой нелегальной водки из регионов на начальном этапе. Каждый регион должен сам производить необходимое для него количество нелегальной качественной заводской водки для обеспечения малоимущих своего региона, рассчитать это количество для каждого региона несложно. Но зато все будет под контролем. Звучит абсурдно, этого мы и добивались. Но только через абсурд можно прий­ти к пониманию необходимости снижения акцизов. Однако никто не поймет службу, если она сразу предложит снизить ставки акцизов. Поэтому — сначала тотальный контроль за нелегальным рынком, рынком фальсификатов и контрафакта.

Сегодня трудно предположить, случайным ли стало одновременное появление Указа о создании нашей службы и попадание в список системообразующих компаний России “Росспиртпрома”. Интригой остается — не станет ли “РСП” базой для создания Федеральной службы? Поскольку “РСП”, безусловно, выполняя политику свыше, не показал себя способным выработать и проводить выгодную государству политику на алкогольном рынке.

Артур КАРАПЕТЯН

Начальник правового департамента

Компания “ЗАО “Арени”

Давайте сперва поймем какие возможно произойдут изменения в деле, и на чем поставлен акцент самого Указа. Стоит вспомнить, что неоднократно ранее выдвигались предложения о создании национальной государственной алкогольной политики, одной из целью которой было бы перекрытие всех каналов производства и реализации нелегальной продукции. Думаю, что основной задачей Федеральной службы также будет является борьба с нелегальным оборотом спиртосодержащих товаров. Каких конкретных мер стоит ждать? Наверняка, государством будут установлены минимальные оптовые и розничные цены на алкогольную продукцию. Есть вероятность того, что к началу февраля Минфин подготовит предложение о переходе к единой ставке акциза на этиловый спирт. Подобная мера позволит снизить отпускные цены на алкоголь, что позволит сократить нелегальный сектор. Недобросовестные производители просто потеряют возможность конкурировать ценой. С другой стороны, единая ставка серьезно увеличит стоимость натуральных вин. Предполагаю, что возможно полное возвращение к ЕГАИС, но более усовершенствованному варианту. Надеюсь, что новый орган упорядочит государственное структурное регулирование алкогольного рынка, которое раньше разнонаправлено осуществляли 8 министерств и ведомств.

Адександр БОРЩЁВ

Генеральный директор

Компания “Борщёв и партнеры”

От Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка жду наведения порядка, который позволит развиваться отрасли качественно, стабильно и последовательно, без каких-либо потрясений и необдуманных экспериментов.

Важно исключить из данного органа тех чиновников, которые в последние годы имели отношение к регулированию алкогольной отрасли. Большинство из них своими действиями нанесли миллиардные убытки налогоплательщикам без какой-либо существенной пользы государству.

Получалось, что нескольких министерств, регулировавших отрасль, своей активной деятельностью зачастую наносили лишь колоссальный ущерб, а спросить за отрицательные результаты такой работы было не с кого.

В условиях потери сверхдоходов от продажи нефти и пр. в данную структуру должны привлекаться профессионалы, знающие алкогольный рынок изнутри, с государственным мышлением и повышенной ответственностью перед обществом.

Сергей ТАРАТУНИН

Заместитель генерального директора по коммерческой работе

Компани “Бенат”

Все зависит от того, какую цель ставит государство, создавая такую структуру. Наша позиция, как производителя — должен осуществляться строгий контроль за оборотом нелегального алкоголя. На сегодняшний день ситуация такая, что привозной нелегальный алкоголь в регионе зачастую поступает по очень низким ценам и каких-либо ограничений и запретов на это не существует. Водка поставляется качественная, произведенная на заводах, имеющих лицензию. Проблема в том, что она им обходится дешевле благодаря теневым схемам. Если наша компания водку экономсегмента продает по 92-95 рублей на полке, то, скажем, водка, которая поступает с юга России, реализуется по цене порядка 60 рублей. Таким образом, наша продукция уже не конкурентоспособна. Хотелось бы, чтобы пересмотрели ежегодное увеличение акциза на 10%, сделали его ниже, чтобы себестоимость водки стала ниже. Я думаю, что хлопотно все это будет сделать.

Михаил СУШИНЦЕВ

Генеральный директор

Компания “Тигода”

Всегда хорошо, когда есть некий центр ответственности. Хорошо, если Федеральная служба была создана именно согласно таким мотивам, а не как предлог создания лишних рабочих мест для чиновников. Пока не совсем ясно, какие функции будут закреплены за Федеральной службой. Основные ожидания связаны с тем, что на рынке действительно все игроки будут играть по одним правилам и, наконец, сократится нелегальный оборот алкоголя. Естественно, необходима поддержка отечественного производителя, что во многом зависит от регулирования налоговых сборов. В настоящее время основная нагрузка ложится на производителя, соответсвенно, в период кризиса многие ликеро-водчные заводы находятся на грани банкротства. Необходима такая мера, как перенос акциза на розницу, это был бы самый эффективный метод борьбы с нелегальным оборотом. В таком случае все производители будут в одинаковом положении. Кстати, в Европе именно такая ситуация — алкоголь везде “ходит” без налогов и только при отгрузке на него начисляются акцизы и НДС. Если за границей это реально, то почему у нас — нет?

Андрей ЛЮБЧЕНКО

Генеральный директор

Компания “Маркетхолл”

По моим ощущения, любой подобный орган, который создается в России по контролю алкоголя, ничего хорошего не создает. Он начинает вводить свои правила игры и утверждать необдуманные законодательные акты типа ЕГАИС. Все это приводит зачастую к тому, что рынок впадает в, так сказать, паралич. Если произойдет чудо, и Федеральная служба будет работать грамотно, то я буду только рад. Ведь всем хорошо известно, что у нас порядка 50% водки производится нелегально. Нелегальщики, которые не платят налоги, “перетягивают” тем самым спрос на себя. Отечественные производители, которые стараются работать легально, находятся в неравных условиях и поэтому для них особенно важна борьба Федеральной службы с теневым рынком. В условиях легальной рынка государство получает пополнение казны, уменьшаются размеры алкоголизма. Еще при Ельцине у нас была введена монополия на алкоголь, сегодня в стране 51% спиртзаводов принадлежит государству. Все равно ни к чему хорошему это не приводит, что, на мой взгляд, достаточно странно. Достаточно контролировать спиртзаводы и ввести акциз на спирт, как автоматически отпадет вопрос с экономикой и производством нелегальной водки.

Елена ЗАБРОДИНА

Руководитель отдела маркетинга

Компания “Лион Алко”

Идея создания Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка сама по себе позитивная, учитывая хорошее отношение к президенту России. Однако, стоит отметить, что несмотря на то, что Указ подписан, конкретики в сопроводительных документах нет. Игрокам рынка до сих пор не вполне ясно, какие инициативы будет реализовывать данная организация. Будет ли это реальная помощь отрасли, работать на которой и сегодня непросто. Или стоит ждать очередных препонов на пути развития бизнеса? Мы при выборе продукта ориентируемся на его качество, ценовую категорию, способам производства и продвижения. Правильным было бы, чтобы Федеральная служба контролировала перечисленные аспекты. К примеру, сегодня мы наблюдаем повышение цен на алкогольную продукцию в связи с повышением ставок акциза, таможенные сборы. Что получается? Продукт может быть очень хорошим, качественным и заслуживающим внимания, однако после уплаты всех сборов, конечная цена продукта оказывается абсолютно неконкурентоспособной. Сегодня достаточно сложно что-то прогнозировать. Необходимо подходить к вопросу комплексно. Я сомневаюсь, что создание Федеральной службы может привести к монополизации рынка. Ведь сегодня страна открыта для всевозможных инвестиций, что не позволит привести рынок к монополизации.

Источник: my-sn.ru