Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / «Союзплодоимпорт» и «Советское шампанское»

«Союзплодоимпорт» и «Советское шампанское»

"Союзплодоимпорт" монополизирует "Советское шампанское"

В России осталось не так уж много истинно народных торговых марок, ставших национальными символами. Сегодня под угрозой оказался популярный бренд "Советское шампанское". Компании - производители праздничного напитка обратились к российскому правительству с просьбой вмешаться в ситуацию, складывающуюся на рынке в результате политики руководства ФКП "Союзплодоимпорт".

Первые признаки назревающего кризиса, грозящего поразить значимый сегмент алкогольного рынка страны, стали заметны в конце минувшего лета. Тревогу забили руководители четырех основных предприятий по производству шампанского - АО "Игристые вина", Московского комбината шампанских вин (МКШВ), осетинского "Истока", ООО "РИСП". В своем письме, адресованном премьер-министру России Владимиру Путину, авторы просят премьера разрешить "проблемную ситуацию", которая сложилась "в результате неправомерных действий руководства ФКП "Союзплодоимпорт". В проблеме уже попросил разобраться и первый заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов. Действительно, ситуацию можно назвать чрезвычайной: по мнению крупнейших производителей игристых вин, федеральное казенное предприятие фактически пытается "монополизировать сбыт в рамках одной компании без согласования с производителями продукции".

Этот напиток можно с полным основанием отнести к разряду стратегических. К примеру, в одной только Москве работают три завода по производству шампанского под товарным знаком "Советское". Объем выпуска знаменитого игристого вина в стране благодаря масштабной реконструкции предприятий составляет около 110 миллионов бутылок в год, покрывая 60% потребности в шампанском по России и 80% - в столице. При этом масштабное производство сегодня базируется на весьма шатком правовом фундаменте. Дело в том, что товарный знак "Советское шампанское" принадлежит федеральному казенному предприятию "Союзплодоимпорт", которое получило права на историческую марку в 2004 году. Производители напитка пользуются брендом на основании лицензионных договоров, которые заключаются ежегодно и регистрируются Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В соответствии с ними лицензиаты выплачивают роялти в пределах 1-1,5 рубля за бутылку. Однако лицензия на товарный знак "Советское шампанское" была явочным порядком передана рекламному агентству "Кауфман Продакшн", которое принадлежит компании "Винэксим". А это может привести к тому, что производителей шампанского в придачу к уже имеющимся затратам на рекламу могут обязать платить немалые деньги за "продвижение марки" посторонней частной фирме. И это еще не все. Виноделы говорят о ползучем переделе рынка. Причем их аргументы звучат весьма убедительно.

Прежде всего крайне сомнителен повод, благодаря которому фирма "Кауфман Продакшн" получила эксклюзивное право на продвижение "Советского шампанского" и тем самым исключительное положение. По версии главы ФКП "Союзплодоимпорт" Владимира Логинова, лицензия на товарный знак была передана с целью рестайлинга бренда рекламному агентству "Кауфман Продакшн", который и без того доминирует на рынке благодаря деятельности самих производителей "Советского шампанского", не жалевших денег на рекламу. Факт подписания договора с рекламным агентством "Кауфман Продакшн", заключенного без положенного в таких случаях тендера и конкурса, также вызвал немало вопросов в профессиональной среде. Но более всего производителей настораживает тот факт, что ФКП "Союзплодоимпорт" пока под различными предлогами уклоняется от заключения новых лицензионных договоров с АО "Игристые вина", осетинским "Истоком", ООО "РИСП" и другими, хотя сроки уже истекают.

Зато ситуацию проясняют шаги самого рекламного агентства "Кауфман Продакшн". Не далее как 30 октября эта компания выдала сублицензию на товарный знак "Советское шампанское" Нижегородскому заводу шампанских вин. Предполагается, что в течение следующего года НЗШВ разольет около 15 миллионов бутылок игристого вина под товарным знаком "Советское". Конкурентов у нижегородских виноделов будет немного. Как сообщают в своем письме крупнейшие производители "Советского шампанского", их лицензии истекают 31 декабря этого года. Если новые договоры так и не будут подписаны, в стране может появиться новая монополия со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. По мнению производителей шампанского, страна рискует потерять еще один национальный бренд. Компания "Винэксим", которой принад-лежит агентство "Кауфман Продакшн", уже имеет по ряду некоторых экспертных оценок не самый удачный опыт управления государственными товарными знаками водки. Так, например, многие вспомнили ситуацию, когда "Stolichnaya" и "Moskovskaya" практически исчезли с прилавков российских магазинов. Наблюдатели не исключают, что теперь к ним может добавиться пока еще доступное, качественное и популярное "Советское шампанское".

Источник: trud.ru