Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
В помощь потребителю / Разное / Совместимы ли вера и алкоголь

Совместимы ли вера и алкоголь

С миру по глотку, или Вино для англиканского причастия

Совместимы ли вера и алкоголь - на этот вопрос везде отвечают по-разному. Из шести мировых религий четыре - ислам, буддизм, сикхизм и бахаизм - отличаются неприятием спиртного. Две остальные лояльны к продуктам брожения и перегонки. Допустим, зороастризмом, приверженцев которого насчитывается около 200 тысяч человек - главным образом в центральной и южной Азии (Иран, Пакистан, Индия) можно было бы "статистически" пренебречь. Но не считаться с христианством трудно даже поклонникам цифр и графиков. На этом поле религия Христа уже одержала не одну победу - вспомним хотя бы легенду о крещении Руси, переданную Нестором в "Повести временных лет" и воспроизведенную затем Н.М.Карамзиным в "Истории Государства Российского" . Более того, краеугольный для христианской литургии обряд причастия совершается с использованием хлеба и вина! Именно ему и монастырям Западной и Центральной Европы виноделие обязано своим существованием и нынешним расцветом.

Впрочем, история знает времена, когда основы христианской эвхаристии проходили проверку на прочность. И речь здесь не о ересиархах, подвергавших сомнению догматы вероучения. А об эпохе великих географических открытий и связанной с ней европейской колонизации новых земель. Миссионеры, сменившие конкистадоров, должны были нести свет Христовой веры в Новый свет, дальнюю Азию и черную Африку. Туда, где обращаемые часто не знали, что такое ячменный или пшеничный хлеб и виноградное вино!

Католики вышли из затруднения просто. Сначала они везли с собой вино с родины, потом семена и саженцы лозы - как посадочный материал. Следующие миссии и открываемые монашескими орденами на их основе монастыри - в большинстве своем иезуитские (как, например, в ливанской Ксаре и Хэйшаньху под Пекином) - сами выпекали хлеб и делали вино из винограда, возделываемого на прилежащих угодьях.

Стоит отметить, что "уважительных" поводов к отступлениям от литургических канонов христианства гораздо больше, чем различий в климате и традиционной агрокультуре между библейской Палестиной времен Христа и тропиками Азии, Африки и Америки. Строгие запреты на алкоголь в странах исламских теократий. Аллергия к винограду. Предрасположенность к алкоголизму вследствие генетически низкого содержания фермента алкогольдегидрогеназы в крови целой расы. И, наконец, крайняя степень нищеты, в которой долгое время пребывало и продолжает пребывать население наиболее отсталых регионов.

Однако Ватикан продолжает настаивать на обязательности буквального воплощения символической "плоти и крови" в их новозаветных ипостасях - пресном хлебе (опресноках, или просфорах) и вине. Хотя некоторые отступления от литургических канонов - например, использование крепленых вин, которых в Палестине на стыке двух летоисчислений явно не было, - уже были допущены "явочным порядком".

Гораздо интересней решает проблему англиканская церковь. Вернее, она ее фактически не решает. Во-первых, в отличие от католических Испании, Португалии и Франции, Англия никогда не принадлежала к главным оплотам виноделия. А во-вторых, устройство англиканского сообщества в мире не знает той строгой иерархичности и централизации, какой отличается римская церковь. Епископами, скажем, в Японии являются исключительно японцы, а в Китае - китайцы. К местным уроженцам принадлежат некоторые высшие иерархи в Нигерии и на Филиппинах. Английский монарх считается Верховным Правителем Английской церкви, но не имеет никакой власти даже по отношению к трем другим церквям на Британских островах. Примас Церкви Англии - а это всегда Архиепископ Кентерберийский - признается духовным главой всего англиканского сообщества, но лишь по праву "первого среди равных" и "первенства чести". Ибо не обладает каноническими или административными полномочиями за пределами страны. Не удивительно, что англиканская церковь погрязла в скандалах - то с рукоположением в епископы открытых геев (Нью-Хэмпшир в США) или женщин (США, Канада, Новая Зеландия), то с освящением однополых браков.

Практика отправления обряда причастия в 38 поместных англиканских церквях (именуемых Провинциями) весьма разнообразна. Оставим в стороне местные суррогаты хлеба. Остановимся на вине.

Кое-где в странах Персидского залива в приходах втихомолку делают его, но производимых количеств не хватает - и приходится прибегать к обычному виноградному соку. В Пакистане христианам не возбраняется употреблять в обрядах вино, и они сбраживают для этих целей изюм с сахаром. Но не в деревенских местностях, где верующие опасаются таким образом портить добрососедские отношения с соседями-мусульманами!

Верховный синод англикан Бурунди запретил алтарное применение вина - из опасения уподобить церкви уличным барам, в которых "оттягиваются" (местные) выпивохи. В соседней Руанде у прихожан нет подобных предубеждений. Но там церковь просто не в состоянии закупать достаточно алкоголя. В Кении выходят из положения тем, что приобретают для причастия дешевое вино на Кипре. Угандийские англикане питают опасения совсем иного свойства - их страшит состояние местной воды и угроза заражения СПИДом. Взамен они готовы пить кока-колу, содовую, банановый сок или вино из ананасов и маракуйи, появившееся в трудные годы правления Иди Амина (1971-79). Но и здесь у церкви для этих нужд не хватает денег. На Кубе за время американской блокады острова англикане научились делать вино из местных фруктов, меда и тростника. И так привыкли к нему, что после снятия санкций не стали обратно переходить на виноградное.

В Полинезии в ходу местный кокосовый алкоголь. И даже в теологическом колледже будущие служители культа вольны выбирать между виноградным вином и кокосовым! Кроме того, нередки случаи, когда в обрядах причастия используется кэу - слабоалкогольный напиток из корней одноименного кустарника Piper methysticum из семейства перечных, обладающий также наркотическим действием. Не слишком отстают от полинезийцев в северной Америке, только вместо кэу там употребляют для пресуществления и пейот - вино из кактусов, содержащих галлюциногенный алкалоид мескалин!

Но не всегда расхождения объясняются соображениями экономии или диетологии. Бывает, они носят и вполне теологический характер. Англикане в Судане задаются вопросом - а заповедал бы Христос своим приверженцам виноградное вино, доведись ему жить не в Палестине, а в Африке? И поэтому со спокойной совестью пьют то, которое делают из сушеных фруктов, добавляя сахар, или из кассавы. Филиппинцы особенно упирают на то, что символизм, которым наполнен обряд причастия, относится скорее к человеку в акте его единения с богом, чем к вину и хлебу, и потому не имеет значения, какими они будут в буквальном смысле.

Влияет на провинциальные церкви и политика - даже там, где отсутствуют методические разногласия. К примеру, руководство англикан на Шри-Ланке вообще отличается некоторой "экстравагантностью" и независимостью. Таковыми выглядят крен в сторону теологии освобождения, которого под водительством нынешнего епископа Дулипа де Чикеры придерживаются местные англикане, и его призывы соединить учение Христа с марксизмом. Когда же Чикера предписал пастве использовать для эвхаристии вино, производимое под Килиноччи - фактической столицей мятежного Тамил Илама, это вызвало бурю возмущения в сингальской части страны. Чикеру обвинили чуть ли не в дружбе с лидером вооруженных "тигров" Велупиллаи Прабхакараном и в поддержке тамильского сепаратизма.

На тайной вечере Христос мало позаботился о будущих проблемах англиканских богословов. Ведь кровь, даже у богочеловека, вряд ли бывает желтоватой, как банановое вино, или темно-зеленой, как полинезийская кэу.

Источник: drinktime.ru