Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Станет ли новая марка панацеей от фальсификата

Станет ли новая марка панацеей от фальсификата

Новая система маркировки алкоголя в России: Три вопроса экспертам

В России может быть введена новая система маркировки отечественного алкоголя специальными марками и импортного – акцизными марками.

Нововведение предусматривающая нанесение на бутылку марки из двух частей, одна из которых будет носителем информации, а вторая будет показывать, вскрывалась бутылка или нет. Данная мера вызовет изменения на рынке, отразиться и на участниках алкогольной отрасли и на конченых потребителях. На эту тему мы побеседовали с представителями компаний алкогольной отрасли.

1. Сможет ли подобная мера помочь контролировать рынок и защитить его от суррогатной алкогольной продукции?

2. Если новая система маркировки алкоголя будет принята, к каким возможным негативным последствиям для рынка и производителей алкогольной продукции это может привезти?

3. Может ли новая система маркировки алкоголя привезти к подорожанию продукции для конечного потребителя? С чем это будет связано?

Генеральный директор компании "Вельд-21" Георгий Вадимович Ильичёв

1. Для решения проблем алкогольного рынка недостаточно введение какой-либо одной меры. Необходимо разрабатывать ряд мер в комплексе. Как правило, законодательный процесс в России носит стихийный характер. Для принятия мер участники рынка должны предупреждаться заблаговременно. А иначе получается так, что фактически легальная продукция оказывается нелегальной. Существует цепочка действий поступления товара от производителя к конечному потребителю, и подобные нововведения нарушают механизм данного процесса. Хотя если рассматривать данное нововведения, абстрагируясь от целостности ситуации, доля истины в этом есть. Но одна мера не может решить множества проблем, которые, к сожалению, существует на алкогольном российском рынке.

2. Та продукция, которая сейчас фактически находится в обороте и которая фактически является легальной, окажется нелегальной. Может произойти сбой системы, когда "за бортом" рынка окажутся большие объемы продукции. Еще сложнее стоит вопрос с импортной продукцией, которая должна возвращаться производителю, что по времени может растянуться на несколько месяцев. А в результате страдает потребитель, который испытывает на себе рост цен на продукцию и отсутствие того или иного наименования. Это отражается и на экономике в целом, когда вся система алкогольного рынка России теряет свои показатели.

3. Как показывает практика, каждое нововведение сопровождается ростом цен на продукцию. Это связано с тем, что требуется дополнительное введение технических и материальных средств для введения той или иной меры. Для технологического процесса необходимо вводить должности дополнительных сотрудников, закупку тех или иных материальных ценностей, приобретение дополнительного оборудования и т.д. А когда все это уже реализовывается в действительность, затрачиваются деньги, время и силы, нововведение отменяется. Поэтому от представителей государственной власти хотелось бы получить максимальной предсказуемости.

Генеральный директор группы компаний "Регата" Алексей Владимирович Колесников

1. Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала понять, а с чем, собственно говоря, мы пытаемся бороться такими мерами?

Во-первых, для меня "суррогатной алкогольной продукции" не существует. Суррогат – это суррогат, а не алкогольная продукция. И это принципиально! Тот, кто производит и продает суррогат, в основной массе вообще не беспокоится о том, как упаковано и тем более маркировано это зелье. А тот, кто его покупает, также не придает этому никакого значения.

Во-вторых, насколько я понимаю, речь идет о борьбе с нелегальной продукцией, то есть с той, с которой не уплачен полностью или частично акциз, и вследствие этого она существенно дешевле легальной продукции и на сегодняшний момент составляет львиную долю всего нелегального рынка.

Для борьбы с этим сегментом рынка предлагаемая мера ровным счетом ничего не даст!
В-третьих, предлагаемые меры фактически направлены на предотвращение использования вторичной бутылки с наклеенной акцизной маркой. Не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что доля таких бутылок в общем объеме нелегального рынка очень незначительна, и, соответственно, положительного эффекта практически не будет.

2. Первое негативное последствие – отсутствие позитивных последствий. Работа ради работы?

Второе негативное последствие – создание очередных сложностей, в том числе финансовых, для легальных производителей. Процессы усложнятся, производство удорожится, потребуется дополнительное финансирование (удвоение) для получения марок. Зачем надо усложнять жизнь легальных производителей?

Третье негативное последствие – реальное удорожание легальной продукции и увеличение разрыва между ее ценой и ценой нелегальной продукции. Это только повысит привлекательность последней! Мы этого добиваемся? Помогаем производителям нелегальной продукции?

Пятое негативное последствие – опять же реальное удорожание легальной продукции и удар по карману честного потребителя. Почему он в очередной раз должен страдать из-за неэффективности государства?

И, наконец, совсем жалко импортеров и западных производителей. А они то тут причем? Разве были прецеденты нелегального "Мартини" или "Абсолюта"? Или замковых французских вин?

Кроме того, я не сомневаюсь, что какими бы не были переходные сроки, вновь, как и в 2006 году, на рынок обрушится волна возвратов товара из розницы.

3. Не только может, но и приведет. Уточню то, о чем сказал выше:

- вторая марка потребует дополнительного финансирования, а это немалые деньги.

- в случае с импортом длительность периода фактического "замораживания" средств довольно значительна.

- потребуется переоснащение оборудования, а в отдельных случаях, возможно, и увеличение численности персонала.

Генеральный директор российского представительства ТМ "Хортица" Роман Марченко

1. На сегодняшний день нет четкой концепции реализации введения дополнительной марки, которая содержала бы конкретные цели, этапы, цифры, сроки, даты. Поэтому пока не понятно, как технически будет реализовываться это решение и какие последствия для производителей это принесет. Неизвестно, какие изменение в технологической цепочке потребуются для нанесения второй марки. Понадобится ли закупать дополнительное оборудование и во сколько обойдется производителям такая модернизация? Будет ли обеспечено наличие самой марки в достаточном количестве? Все эти вопросы остаются открытыми.

2. Даже при самом благоприятном развитии событий, можно прогнозировать логистические проблемы, которые возникнут у компаний при работе с розницей. Торговые точки будут осуществлять возвраты продукции со старой маркой, что существенно осложнит логистику. Все это может повлиять на повышение цены на продукцию. Однако решение лежит на поверхности. Если вводить новую марку постепенно, по аналогии с обменом купюр, то производители не понесут финансовых потерь.

Новая марка некоторым образом осложнит жизнь нелегальным производителям, ослабив их позиции. При этом она, конечно же, не станет панацеей от фальсификата, как не стали ей и прежние акцизные марки. Установление минимальной цены на алкоголь могло бы стать эффективным ударом по нелегальным производителям.

Эдуард Кечин, Старший менеджер Группы предприятий "ОСТ"

1. Дополнительная марка, несомненно, большой плюс в борьбе с нелегальными производителями. Но это не выход. Бутылку можно обклеить марками, а проблема суррогата не будет решена. Вот установление минимальной розничной цены на алкоголь, да еще и марка для визуального контроля вскрытия уже удар по нелегалам.

2. Обязательно будут. Из-за того, что вовремя не напечатают, не доставят и т.п. может возникнуть дефицит марки. Это в свою очередь остановит товаропотоки, продукция исчезнет из магазинов, как это уже было при внедрении ЕГАИС.

3. Новая марка добавит хлопот только производителям. В технологической цепочке необходимо будет предусмотреть возможность нанесения второй марки.
Планируется, что новая система заработает в 2009 году. В 2009 же году алкогольный рынок ожидает и увеличение акцизов. Затраты на новую марку будут невелики и на цене готового продукта если и отразятся, то будут не столь заметны в общем акцизном повышении.

Председатель Подкомитета по алкоголю Комитета по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере ТПП РФ, Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз

1. Данная мера не сможет существенно защитить наш алкогольный рынок от нелегальной и суррогатной продукции, так как доля продукции, которая используется "подпольными" производителями подделок продукции во вторичной чужой таре составляет малые доли процента. Серьезный рынок подделок использует новые бутылки и существует без вторичной тары.

2. Принятие данной меры приведет:

- к повышению стоимости продукции (производителю придется покупать вторую марку - это не менее 1 рубля, кроме того- дооснащать каждую линию розлива дополнительным оборудованием для наклеивания второй части марки на горлышко)

- для потребителя продукция подорожает на 2 рубля минимум, но на это подорожание наложатся еще ряд факторов: рост акцизов, инфляция, рост стоимости сырья и т.д. В сумме наберется приличная сумма.

 

Источник: alkogol.com