Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Стратегия формирование российского алкогольного рынка. Часть 1

Стратегия формирование российского алкогольного рынка. Часть 1

Стратегия развития алкогольного рынка в России – ведение бизнеса не в ущерб здоровью нации. Часть 1

Союз участников алкогольного рынка (СУАР) публикует материал "Стратегия развития алкогольного рынка в России – ведение бизнеса не в ущерб здоровью нации". В этой статье специалисты СУАР анализируют состояние современной алкогольной отрасли России и предлагают пути решения наиболее актуальных проблем отечественного рынка алкоголя.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ:
ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА НЕ В УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ НАЦИИ


Раздел 1. ЗАЧЕМ НУЖНА СТРАТЕГИЯ?

Сегодня алкогольный рынок является "проблемной зоной" нашей экономики, которую можно охарактеризовать следующим:

• недопустимо высокий уровень теневого нелегального рынка – 40 – 50%, не снижающийся в течение почти 10 лет, несмотря на предпринимаемые государством многочисленные законодательные меры;
• высокий уровень фальсифицированной, контрафактной и очень низкокачественной продукции, выдаваемой за качественную;
• наличие многочисленных административных барьеров с тенденцией к их нарастанию с нарушением единого экономического пространства страны;
• высокая степень предложения и потребления населением суррогатов спиртных напитков. Высокая смертность от потребления алкоголя. Высокая степень алкоголизации населения;
• высокая степень криминализации и коррупционности алкогольного рынка. Уход от уплаты примерно 50% акцизов и других налогов в бюджет;
• недобросовестная конкуренция на рынке, незащищенность (беззащитность) операторов алкогольного рынка. Потеря веры в стабильную перспективу. Желание старых игроков выйти из бизнеса и проблематичность вхождения новых игроков в бизнес.

Все предпринятые за последние года попытки государства решить эти проблемы за счет ужесточения государственного регулирования алкогольного рынка оказались безуспешными. Последняя реформа, направленная на введение тотального контроля за производством и оборотом алкоголя с помощью единой автоматизированной системы учета ЕГАИС потерпела провал, из которого надо выходить: дорабатывать ЕГАИС, охватывать учетом розничные продажи. Можно выделить несколько основных причин провальной политики государства на алкогольном рынке:

• отсутствие ответственного федерального министерства (ведомства) за состояние алкогольного рынка, его регулирование и перспективу развития;
• вытекающая из первого – неуправляемость алкогольного рынка со стороны государства. около десятка министерств своими разрозненными действиями, осуществляемыми в большей части в собственных интересах, наносят алкогольному рынку, а следовательно государству, бизнесу, потребителям, социальной среде, имиджу страны огромный вред. Виновных, как вы знаете из опыта недавнего кризиса рынка, не находят;
• отсутствие у субъектов РФ должных полномочий по регулированию алкогольного рынка, контролю за деятельностью операторов рынка, контролю за качеством алкогольной продукции, в особенности, по ее потребительским свойствам в целях невведения потребителей в заблуждение;
• отстраненность бизнес-сообщества от принятия законодательных правительственных и ведомственных нормативных правовых актов по проблемам алкогольного рынка. Отстраненность бизнес-сообщества от процессов регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• слабая консолидация бизнес-сообщества в вопросах защиты своих законных интересов. отсутствие помощи и поддержки со стороны государства в усилении консолидации бизнеса и слабое взаимодействие с легальным бизнесом;
• отсутствие цельной и ясной стратегии действий государства по решению проблем алкогольной отрасли.

Стратегию можно определить как общий план согласованных действий и решений, которые будут иметь долгосрочные последствия. Всем известно, что эффективные действия не возможны без постановки четких целей и задач, без поэтапного планирования - тем более, если эти действия и решения принимаются на государственном уровне и от них зависит состояние целой отрасли и, во многом, состояние здоровья нации, его генофонда.

Поэтому особенно удивительно и вызывает тревогу, что в алкогольной отрасли до сих пор отсутствует Концепция национальной государственной политики в сфере производства и оборота алкоголя и культивирования здорового образа жизни, тогда как проблема алкоголизма не первый год стоит в первой тройке среди проблем, вызывающих особое беспокойство у россиян, наряду с инфляцией и наркоманией (данные соцопроса ВЦИОМ, источник:
www.rbc.ru ).

Из каких приоритетов следует исходить?

При построении стратегии необходимо четко определить приоритетные цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью проведения национальной государственной политики на алкогольном рынке России.

При этом, конечно же, развитие и алкогольного рынка, и, в целом, алкогольной отрасли нельзя рассматривать в отрыве от проблемы алкоголизации населения. И в этом главная сложность в разработке стратегии. Развитие алкогольного рынка в России спонтанно идет по пути увеличения объемов производства, импорта и объема продаж алкоголя на внутреннем рынке. В последние годы, благодаря успешному маркетингу и рекламе возросли объемы потребления алкоголя россиянами за счет стремительного роста потребления молодежью пива и слабоалкогольных напитков на основе этилового спирта, синтетических красителей и ароматизаторов. При этом доля некачественного алкоголя, фальсификата и контрафакта катастрофически высока. Фискальная задача увеличения поступлений в бюджет от налогов решается в основном за счет ежегодного повышения ставки акцизов, доля которых в стоимости алкоголя составляет около 50%.

Эти факты неоспоримо свидетельствуют о том, что интерес государства в сборе налогов, сборов за выдачу лицензий и сертификатов, а также интерес бизнес-сообщества в получении прибыли от производства и продажи алкоголя удовлетворяется главным образом за счет запредельного увеличения потребления алкоголя, ведущего к усилению алкоголизации населения, а также, учитывая высокую долю некачественного и фальсифицированного алкоголя в рознице - и за счет здоровья основной массы потребителей.

Вопросы предотвращения производства, импорта и продажи недоброкачественного алкоголя теневым сектором рынка и частью нелегальных операторов и предотвращения роста алкоголизации населения не решаются ни со стороны бизнес-сообщества, ни со стороны государственных органов. Об этом везде и много говорится, но результат показывает, что ничего реально действенного в этом направлении не происходит. Ассоциации и союзы алкогольного рынка и организации потребительского сообщества не имеют достаточного политического веса и авторитета, и главное – законных полномочий, чтобы сдвинуть решение этих проблем с мертвой точки.

В этой ситуации бизнес-сообщество, как часть всего общества, и государство, как уполномоченный народом России регулятор общественных отношений, игнорируя проблему российского потребителя, рубят сук, на котором сами сидят. С ростом алкоголизации россиян государство лишается соответствующей доли дееспособных граждан, работников, квалифицированных производительных сил, налогоплательщиков и получает рост социальных проблем – рост смертности, рост количества беспризорных детей, рост преступности на почве алкоголя и т.п. На лечение последствий алкоголизации населения государство тратит гораздо больше финансовых средств, чем понадобилось бы на предотвращение причин, вызывающих эти негативные последствия. Эти социальные проблемы не могут не коснуться тем или иным образом каждого живущего в России, в том числе и членов бизнес-сообщества, ведь далеко не всем безразлична та социальная среда, в которой они находятся, и будут находиться их дети.

Сегодня ещё есть возможность совместными усилиями государства и бизнес-сообщества принять для себя как приоритетную цель в стратегии дальнейшего развития алкогольного рынка сохранение здоровья нации. При этом встают задачи по снижению алкоголизации населения, культивированию здорового образа жизни, повышению качества реализуемого алкоголя и изменению его структуры, стимулируя сдвиг в сторону уменьшения доли крепких спиртных напитков и снижению их залпового потребления в неподходящих условиях.

Решение этих задач требует принципиального изменения стратегии развития алкогольного рынка. Мы не говорим о том, что алкоголь вообще не должен производиться и продаваться. Непродуманные запреты продаж алкоголя влекут помимо урона бизнес-сообществу, рост нелегальных продаж, рост отравлений суррогатами и развитие самогоноварения. Это не решение проблемы. Несомненно, алкогольная отрасль должна развиваться, но в сторону увеличения доли легального рынка алкоголя, в направлении повышения качества продаваемого алкоголя, в сторону изменения структуры производства и продажи алкоголя за счет увеличения доли производства качественных вин и низкоалкогольной продукции из натурального сырья, потому что их потребление наименее, в сравнении с другими видами алкоголя, порождает рост алкоголизации населения. И это – мировая практика.

До сих пор было принято считать, что спрос рождает предложение. Но в действительности экономика, благодаря маркетингу, перешла к управлению потребностями. Сейчас предложение стимулирует и рождает спрос. Ещё пять лет назад не было такого спроса на слабоалкогольные напитки типа джин-тоник, а десять лет назад не было такого спроса на пиво. Рост потребления этих видов алкоголя напрямую вызван предложением и рекламой.

Бизнес-сообществу необходимо серьезно задуматься над этим вопросом и, возможно, изменить свою маркетинговую стратегию. Если бизнес-сообщество не изменит своего отношения к этим проблемам, не повернется лицом к потребителю, вышеуказанных проблем не решить. Поэтому мы говорим сегодня о необходимости перепрофилирования рынка и формировании новой потребительской культуры – рождении спроса на качественный алкоголь при его умеренном потреблении с соответствующим снижением маркетинговых мероприятий по дальнейшему росту потребления пива, джин-тоников, водки. А это непосредственно увязано и с решением проблемы повышения культуры потребления алкоголя населением в целом, что предполагает реализацию мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и мероприятий по реабилитации лиц, страдающих алкозависимостью (оказание психологической, медицинской, социальной помощи). На государственном уровне, в свою очередь, необходимо экономически стимулировать эти процессы.

Кроме того, если доля импорта алкоголя у нас значительна, то экспорт алкоголя составляет незначительный объем - следовательно, есть практически не реализованный потенциал развития отрасли за счет увеличения экспорта русской водки, за счет изготовления и поставок наряду с традиционной водкой уникальных, эксклюзивных видов алкогольной продукции, например, плодовых и медовых вин, настоек, и маркетинговом формировании спроса на эту продукцию за рубежом.

Время социально безответственного бизнеса и быстрых денег уходит. Для тех, кто думает о завтрашнем дне, о том, с каким багажом он шагнет в будущее и о том, каким бы он хотел видеть свою страну и свой народ, именно сегодня встает задача определения новых долгосрочных перспектив развития алкогольного рынка России при активном и эффективном взаимодействии бизнеса и государства.

Раздел 2. ВОЗМОЖНО ЛИ РАЗВИТИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЯ В РОССИИ НЕ В УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ НАЦИИ?

Нужно сказать, что на сегодняшний день уже заложена законодательная основа для принципиально нового решения проблем алкогольного рынка России. Это федеральные законы "О техническом регулировании" и "О саморегулируемых организациях".

Регламентация и контроль качества алкоголя

Закон "О техническом регулировании" предусматривает необходимость законодательного регулирования вопросов качества продукции в технических регламентах, которыми должны быть установлены необходимые требования к безопасности продукции и к неведению потребителя в заблуждение. Кроме того, законом предусмотрена разработка сводов правил, в которых требования к процессам производства, обеспечивающим безопасность и качество продукции, будут регламентированы более широко. Национальные стандарты и своды правил, применяемые на добровольной основе, являются доказательной базой соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Принятие техрегламентов и сводов правил, гармонизированных с международными требованиями к качеству алкогольной продукции, послужит более современной и объективной основой, по сравнению с ГОСТами, для регулирования вопросов качества алкогольной продукции, что будет содействовать развитию экспорта отечественной продукции, а также послужит более объективной основой для оценки качества алкоголя, импортируемого в Россию.

В настоящее время Союзом участников алкогольного рынка (СУАР) в творческом сотрудничестве с Всероссийским научно-исследовательским институтом пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (ГУВНИИПБ и ВП) разработан проект Технического регламента на винодельческую продукцию, её производство и оборот. Текст техрегламента выставлен на два месяца на официальное публичное обсуждение.


Что заложено в проект техрегламента?

Следует отметить следующие задачи, решаемые в техрегламенте:
• в техрегламенте впервые даны термины и определения различных видов винодельческой продукции на основе винограда, на основе плодов и ягод и на основе меда, а также смешанных видов продукции.
• установлены технические требования ко всем видам винодельческой продукции, обеспечивающие ее безопасность и к связанным с обеспечением безопасности продукции процессам ее производства и оборота.
• установлены требования, обеспечивающие невведение потребителя в заблуждение относительно вида, типа продукции, ее происхождения и подлинности.
• дан исчерпывающий перечень национальных стандартов, сводов правил производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации винодельческой продукции, перечень методов анализа и испытаний, в том числе требующие разработки, позволяющие надежно идентифицировать продукцию, предотвратить производство и оборот фальсифицированной и контрафактной продукции.
• в качестве формы обязательного подтверждения соответствия винодельческой продукции требованиям техрегламента заложено декларирование соответствия заявителем: изготовителем продукции или лицом, представляющим функции иностранного изготовителя, или продавцом.
• в качестве доказательной базы соответствия продукции техрегламенту наряду с национальными стандартами и сводами правил заложены стандарты организаций, а также сертификаты системы добровольной сертификации, подтверждающие наряду с безопасностью также заявленные изготовителем потребительские свойства продукции.
• техрегламент гармонизирован с международными регламентами, стандартами.
• вместо понятия "виноматериалы" введены понятия: "винодельческая продукция наливом", "винодельческая продукция прошедшая все стадии технологической обработки" (обработанная) и "винодельческая продукция не прошедшая все стадии технологической обработки" (не обработанная).
• введены категории качества вина, шампанского (игристого) вина, российского коньяка и российского бренди "географического наименования" и "высокого качества установленного места производства".
• прописаны процедуры идентификации продукции, оценки её соответствия, порядок подтверждения соответствия со стороны бизнеса, а также со стороны органов государственного контроля (надзора), исключающие необъективный, непрофессиональный или предвзятый подход.
• прописаны процедуры отзыва продукции с рынка, принудительного отзыва с рынка, доработки продукции и ее утилизации.

Несомненно, само по себе, регулирование вопросов качества не эффективно без совершенствования системы контроля качества продукции – как при подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям, так и контроля за соответствием продукции потребительским свойствам.

Практика показывает, что сегодня государственные органы практически не в состоянии решить возложенную на них задачу по контролю качества продукции. Причины, к сожалению, понятны – коррупция и недостаточная ответственность лиц, выполняющих функции контроля, за неисполнение должным образом своих полномочий.

В связи с этим, считаем, что стратегия развития алкогольного рынка должна предусматривать не только решение задач по совершенствованию правого регулирования требований к качеству алкогольной продукции, но и задач по совершенствованию самой системы контроля в их неразрывной взаимосвязи.

И здесь определенные надежды возлагаются на развитие института саморегулирования. Это подразумевает, что бизнес-сообщество само включится в процесс регулирования рынка и возьмет на себя часть функций государства по регламентированию требований к качеству продукции и по контролю за соблюдением этих требований.


Источник: suar.ru