Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Регулирование алкогольного рынка / Cудьба российского виноделия (июль, 2007 год)

Cудьба российского виноделия (июль, 2007 год)

Судьба российского виноделия: время действовать



13 июля в Москве состоится заседание Секции госрегулирования производства и оборота вина, виноматериалов, слабоалкогольной продукции Экспертно-консультативного совета по вопросу госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вина и виноматериалов, топливного этанола и пива при Комитете Совета Федерации РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности.

На повестку дня поставлены наиболее актуальные вопросы, связанные с функционированием винного бизнеса в России: оптимальный режим законодательного регулирования отрасли, реформа отраслевых стандартов, реклама вина и проблемы его розничной продажи, а также перспективы развития отечественного виноделия в целом.

Ситуацию в винном сегменте российского алкогольного рынка, основные отраслевые проблемы и предлагаемые пути их решения комментирует председатель Экспертно-консультативного совета по вопросу государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вина и виноматериалов, топливного этанола и пива при Комитете Совета Федерации РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности, президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Сергеевич Шапкин.

  Павел Шапкин, Президент НАА,
  председатель Экспертно-консультативного совета
  по госрегулированию алкогольного рынка
  при Комитете Совета Федерации РФ
  по экономической политике, предпринимательству и собственности

"Сегодня все большее распространение получает идея пересмотра законодательных основ функционирования винного рынка. Предложения по реформированию отраслевой законодательной базы вносятся как в виде проектов закона “О вине”, ни один из которых, правда, пока не получил более или менее консолидированной поддержки участников рынка, так и в виде более узконаправленных, но вместе с тем достаточно кардинальных инициатив.

Одна из мер, предложенных для всех видов спиртных напитков и, думается, наиболее актуальная для вина, — отмена маркировки алкогольной продукции акцизными марками. Такое предложение было направлено Федеральной налоговой службой в Госдуму РФ. В качестве его обоснования автор письма — руководитель Федеральной налоговой службы РФ Михаил Мокрецов — привел тот аргумент, что марка сегодня неэффективна в качества способа контроля за легальностью алкогольной продукции, поскольку наносится на бутылку/упаковку до отгрузки товара и фактической уплаты акциза.

Отмена маркировки — шаг радикальный и не факт, что целесообразный для крепкой алкогольной продукции. Но если говорить конкретно о вине, то отмена акцизных марок имела бы под собой вполне справедливые основания. Во-первых, ни на один из “родственных” вину по крепости и/или способу производства алкогольных напитков — пиво, слабоалкогольные коктейли, вино с объемным содержанием спирта ниже 9% — марка сегодня не клеится. Во-вторых, ставка акциза на вино намного ниже, чем на те же САНы, и всего на несколько копеек отличается от акциза на пиво (который, кстати, со следующего года окажется выше винного). К тому же в винном сегменте (как и в пивном) доля теневого оборота достаточно невелика, и это совсем не тот сектор экономики, со стороны которого бюджет недополучает какие-то серьезные налоговые суммы.

Логичный в контексте данной проблематики и соотносящийся с идеей принятия отдельного закона о вине вопрос: если пиво не является предметом Федерального закона “О государственном регулировании…”, то с какой стати законом должен регулироваться рынок винодельческой продукции? Пивовары прекрасно себя чувствуют, руководствуясь в своей деятельности законами “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, “О защите прав потребителей” и Гражданским кодексом, — не конфликтуют с государством, выпускают продукцию нормального качества и постоянно наращивают объемы производства и продаж. Представьте: только за прошлый год объем производства пивоваренной продукции увеличился на 10%. Для пивоваренной отрасли 10% в физическом объеме составляет порядка 100 млн дал, в то время как совокупное винное производство в прошлом году составило всего около 60 млн дал. В этом году темп роста пивоваренной отрасли составляет уже 30%! Неудивительно, что виноделам не дают покоя успехи пивоваров. Думаю, упрощение режима законодательного регулирования для виноделов помогло бы отрасли достичь если не столь же впечатляющих, то в любом случае намного более высоких, чем в настоящее время, показателей.

Деятельность отечественных винодельческих компаний, в частности продвижение ими своей продукции в рознице, серьезно осложняется не вполне дружественной политикой российских сетевых ретейлеров. По имеющимся сведениям, в некоторых сетях принято неофициальное правило “30 к 70”: именно такое соотношение продукции отечественных и западных производителей считается оптимальным. Строго квотируя поставки, сети искусственно повышают конкуренцию в сегменте отечественных вин. Хочется надеяться, что решение данной проблемы придет с принятием закона “О розничной торговле” (этот вопрос стоит сегодня на повестке дня), в котором будет прописан запрет на подобные антиконкурентные действия со стороны сетевых ретейлеров, а возможно, и установлен минимальный обязательный процент присутствия отечественной продукции разных товарных категорий в рознице. Для вин оптимальным показателем было бы 50%. Понятна популярность у розничных операторов импортной винодельческой продукции во всем ее многообразии и с учетом достаточно больших наценок, но “зажимать” собственных производителей со стороны государства по меньшей мере странно.

Еще одна актуальная тема, связанная с продвижением винодельческой продукции, — допустимость/недопустимость ее рекламы в массовых информационных носителях. Думаю, мы должны рекомендовать законодателям отталкиваться в этом вопросе от рекламного режима, установленного для пивоваренной продукции.

Один из вопросов, требующих оперативного рассмотрения, — новый ГОСТ на вина столовые, вступление которого в силу было отложено на год до 1 января 2008 года. Целесообразность его введения в том виде, в каком он утвержден на сегодняшний день, и правомерность использования термина “столовое вино” лично для меня под большим сомнением, но речь в данном случае даже не об этом. Если мы не хотим очередного кризиса в начале следующего года, уже сейчас надо принимать меры для того, чтобы введение нового отраслевого стандарта прошло гладко, без эксцессов. Ведь предприятиям-производителям и импортерам надо заранее заказывать марки, печатать этикетки и т.д. Нужно, чтобы во всей документальной базе по вину использовалась единая терминология, потому что наши проверяющие органы очень творчески подходят к толкованию нормативных актов и в случае наличия каких-либо несоответствий зачастую принимают решение не в пользу производителя/виноторговца. Именно по этим причинам (и это мнение я неоднократно высказывал прежде) я считаю, что подобный пересмотр отраслевого терминологического аппарата чреват большими проблемами для всех участников бизнеса. Нормативная база по вину — это огромное количество документов, начиная от закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, который пока распространяется и на вино (с инициативой внесения в текст закона поправок терминологического характера выступил недавно Минсельхоз), и заканчивая Налоговым кодексом и товарной номенклатурой ВЭД. Я почти уверен, что внести все необходимые корректировки в законодательство в нужные сроки мы не успеем. Где-нибудь это изменение наименований обязательно выйдет нам “боком” — возможно, именно там, где мы совсем не будем этого ожидать.

Конечно, российских виноделов сегодня также очень беспокоит грядущее возобновление импорта вин из Молдовы. Образцы молдавской винодельческой продукции уже поступили в Роспотребнадзор на проверку; поданы заявки на первые партии марок. Ввоз продукции должен начаться уже осенью. С одной стороны, все это хорошо, с другой — наши виноделы, получившие с уходом ближайшего конкурента серьезное преимущество на внутреннем рынке, в скором времени могут столкнуться с проблемой сокращения спроса на свою продукцию: полки-то в магазинах не резиновые! В связи с этим хочу заявить: мы не ставим целью оградить российских виноделов от здоровой конкуренции и создать для них “тепличные” условия, в которых они могли бы развиваться без оглядки на потребительский спрос и действия западных участников рынка. Речь идет о том, чтобы создать для винодельческого сегмента внятные, честные и, главное, разумные правила. Я надеюсь, что те решения, которые выработает и донесет до сведения органов государственной власти команда, созданная на базе Экспертного совета, станут реальными шагами в сторону упорядочивания винного рынка России”.

О проблемах, которые будут обсуждаться на ближайшем заседании Секции государственного регулирования производства и оборота вина, виноматериалов Экспертно-консультативного совета при профильном комитете СФ РФ, и долгосрочных целях ее деятельности мы поговорили с руководителем Секции Вячеславом Андреевичем Албу.


Вячеслав Албу

Руководитель Секции госрегулирования производства
и оборота вина, виноматериалов Экспертно-консультативного совета
по госрегулированию алкогольного рынка при Комитете СФ РФ
по экономической политике, предпринимательству и собственности

Спиртные Напитки: Большинство участников рынка и экспертов единодушны в оценке сегодняшнего состояния отечественного виноделия: проблем в отрасли достаточно много. С какого “края” рабочая группа по вину при профильном комитете Совета Федерации, которую вы возглавили, планирует взяться за их решение?

Вячеслав Албу: Сегодняшнее состояние отрасли можно по большому счету свести к двум главным проблемам: несовершенству законодательства и недостаточным объемам инвестиций в виноделие.

Для начала нужно привести в порядок законодательную базу и создать для виноделов, хотя бы на время, “режим максимального благоприятствования”. В законодательстве и самом отношении власти к отрасли очень много противоречий. Например, результаты многочисленных исследований говорят: в 90—95% случаев такая серьезная болезнь, как алкоголизм, начинается с привыкания к пиву. Несмотря на то, что в России потребление этого “мягкого” напитка приобретает поистине неконтролируемые масштабы, для решения проблемы делается очень мало. В то же самое время для производителей вина — напитка в такой же степени натурального, как пиво, и ненамного более крепкого — действует большинство ограничений, установленных для сегмента высокоградусного алкоголя. Делается это вроде бы для того, чтобы увеличить собираемость акцизов и искоренить контрафакт. Но разве можно сравнивать винный акциз в 2,2 рубля за литр с водочным? И доли винного и водочного теневого рынка?

Первоочередная задача рабочей группы — привлечь внимание правительства к этим проблемам, донести до широкой общественности мысль о том, что если мы хотим быть здоровой нацией, необходимо в развитии алкогольной отрасли приоритетное место отдать виноделию и производству слабоалкогольных напитков на винной основе, работать над изменением потребительских привычек россиян и повышением культуры потребления вина в России.

СН: Каково ваше отношение к новому российскому ГОСТу на столовое вино, вступление которого в действие было перенесено с 1 января этого года на начало следующего? Насколько отечественный винодельческий рынок успел подготовиться к принятию новых отраслевых нормативов?

ВА: На мой взгляд, предлагаемый документ не отражает современного состояния отрасли в России и мире, не охватывает всего спектра существующих винных наименований и технологий их производства. Приведу в пример одну из новейших, предполагающую применение дубовых чипсов на этапе брожения сусла и позволяющую получать богатейшую гамму вин. Эту технологию, в частности, используют чилийские виноделы. В отечественной документальной базе по вину она не зафиксирована, и остается только гадать, к какой категории наши таможенники решат причислить эти фантастические по вкусоароматическим свойствам вина в соответствии с новым ГОСТом.

По большому счету, предложенный винный ГОСТ является новым только по дате выхода. Решение о необходимости его разработки принималось в конце прошлого тысячелетия, когда в центре внимания отраслевых специалистов была водка и прочие виды крепкого алкоголя. Он несколько сырой, недодуманный. Как вы считаете: сможет ли ребенок гармонично развиваться, если одеть его в “неправильную” одежду, обуть в обувь не по размеру, не создать нужных условий? Он будет расти “гадким утенком”, которого чем дальше, тем сложнее будет превратить в “прекрасного лебедя”. Я считаю, нам не надо слишком торопиться с принятием нового винного ГОСТа, а возможно, необходимо серьезно пересмотреть документ. Нам нужны такие стандарты, которые позволили бы “гадкому утенку”, которым сегодня, надо признать, является отечественная винодельческая отрасль, хотя бы через десять лет явить миру прекрасную коллекцию вин, о которых все будут говорить.

СН: А как вы оцениваете новый национальный отраслевой стандарт с точки зрения не содержания, а терминологии? Вокруг понятия “столовое вино” в России уже давно ведутся бурные дискуссии…

ВА: Я категорически против использования термина “столовое вино” без оглядки на качественную категорию напитка. Мне кажется, наши чиновники не успели правильно сориентироваться в ситуации. С одной стороны, они хотят, чтобы Россия гармонизировалась со всем миром в преддверии своего вступления в ВТО, с другой — не совсем понимают, что стоит за столь широко употребляемым понятием в законодательстве традиционных винодельческих стран. Скажем, во Франции vins de table — это продукция уровня домашнего производства, которую жители винодельческих регионов зачастую изготавливают в своих погребах для личного потребления. Эти вина могут быть вполне неплохими по качеству, их пьют дома за обедом или угощают ими друзей, но можете ли вы представить себе ситуацию, при которой в ресторане вам предложат “столовое вино” “Шато Марго” урожая 1978 года? Станете ли вы покупать в магазине выдержанное “столовое вино” стоимостью несколько сотен или тысяч рублей? Ввести термин “столовые вина” для всех натуральных виноградных вин, которые производятся в России, означает поставить крест на возможностях и амбициях отечественного виноделия.

СН: Понятие “столовое вино” фигурирует в названиях всех законопроектов, предлагаемых для винодельческой отрасли…

ВА: С моей точки зрения, оптимальным названием закона будет “Закон о вине”.

СН: В качестве одной из глобальных проблем вы назвали недостаточный объем инвестиций в отрасль. Какое решение вы как участник и руководитель отраслевой рабочей группы намерены предложить?

ВА: Мне бы хотелось поставить другой акцент. Инвестиции, государственные субсидии — очень важные факторы развития производства, и, кстати, государство уже начало активно помогать отрасли, например, путем субсидирования процентных ставок. Но чтобы вливания в отрасль окупались, а объемы производства росли, нужен рынок сбыта. И вот в этом пункте возникает главная загвоздка. Контроль над ситуацией взяли сети, чье положение на розничном рынке продолжает укрепляться (есть прогнозы, что уже через 7—8 лет 70% розничных продаж будет осуществляться через сетевых ретейлеров). А они хотят видеть на полках импортный продукт, по крайней мере в сегменте вина. В большинстве сетей установлена негласная квота на отечественные вина — не более 30%. О каком развитии при таких условиях может идти речь? Надо признать, что это комплексная проблема, напоминающая заколдованный круг: сети охотнее берут импортные вина, потому что отечественные хуже продаются; отечественные хуже продаются, потому что уровень развития отрасли недостаточно высокий, а недостаточно высоким этот уровень оказывается во многом из-за засилья зарубежной продукции. И, кстати, принятие предлагаемой терминологии — “столовое вино” — только усугубит эту проблему: кто будет покупать отечественное выдержанное столовое вино, если в этой же ценовой категории будет предлагаться западное марочное? Одним словом, вложение средств в виноделие без разрешения ситуации в розничном секторе — это путь в никуда.

СН: Выход есть?

ВА: Думаю, нам предстоит достаточно жесткий разговор с сетями. Мы планируем уже к середине осени собрать общий форум для представителей нашей отрасли и розничного сектора торговли, чтобы поговорить обо всем “по душам”, разобраться в том, что происходит в этой сфере бизнеса. Очень надеюсь, что нам удастся достичь каких-то конструктивных договоренностей. Если же нет, то не исключено, что одним из вариантов решения проблемы станет введение госмонополии на торговлю алкогольными напитками. И уж в этом случае государство точно не даст своих производителей в обиду.

СН: Насколько я понимаю, в ближайшее время предстоит серьезная битва за судьбу отечественного виноделия. Готовы ли отраслевики выступить в этой борьбе “единым фронтом”?

ВА: К сожалению, по моему опыту (а опыт у меня довольно большой — около восьми лет на рынке тихих вин, а в целом в алкогольной сфере более пятнадцати лет), сплоченности в наших рядах нет. У людей слишком разные приоритеты, разная шкала ценностей. Преодолеть эту разнонаправленность интересов будет не так-то просто, ведь для каждого участника рынка собственные повседневные проблемы и сиюминутные потребности часто затмевают более отдаленную перспективу. Сейчас главное — начать эту работу, открыть дискуссию, отказаться от “местечковых” позиций и взглянуть на вещи более глобально. И тогда есть надежда, что мы станем свидетелями качественного скачка в развитии отечественного виноделия.

Источник: "Спиртные напитки и пиво"