Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Тенденции развития рынка алкогольных напитков (2005 год)

Тенденции развития рынка алкогольных напитков (2005 год)

Тенденции российского рынка алкогольных напитков

(Январь, 2005 год)

 

 

При исследовании российского рынка алкогольных напитков в первую очередь следует отметить, что его объем как в натуральном, так и в денежном выражении растет довольно быстрыми темпами. Причем локомотивами роста в последние несколько лет являются слабоалкогольные напитки: пиво и с/а коктейли. Так, в 2003 году, по данным ГТК, общий объем рынка превысил 1,100 млн дал, из которых порядка 800 тыс дал (около 70%) пришлось на “легкие” категории. Кроме того, их доля в общих продажах спиртных напитков продолжает увеличиваться. По этой причине, рост потребления чистого алкоголя замедляется, и в течение 2003-2004 гг. он стабилизировался на уровне 11.5-12.0 л/год на одного человека.

 

Большая часть продаж в денежном выражении по-прежнему приходится на водку: по прогнозам компании Бизнес-Аналитика, в 2004 году оборот водки составит более 10 млрд долларов, тогда как общий объем рынка оценивается в 22 млрд долларов. На втором месте по стоимости суммарных продаж находится пиво – наиболее популярная категория алкогольных напитков (примерно 7 млрд долларов в 2004 году), а замыкает тройку лидеров вино . При этом отмечаемые высокие темпы роста рынка в денежном выражении связаны не только с ростом цен, но и с переключением потребителей на продукцию из более дорогих ценовых сегментов.

 

     

   

 

Представляет интерес детальное рассмотрение отдельных категорий рынка, поскольку для каждой из них характерны свои особенные тенденции развития.

 

Так, при снижении общего объема потребления водки происходит изменение структуры ее продаж: последовательно увеличивается спрос на продукцию средне- и высокоценовых сегментов за счет снижения доли рынка дешевой водки. Только за 1-ое полугодие 2004 года удельный вес сегмента “6-8 USD/л” вырос примерно на 2.4%%. В то же время и со стороны предложения наблюдается повышение интереса к высококачественной продукции: за прошедшие два года число марок среднеценового сегмента возросло в 2 раза, а высокоценового – в 2.4 раза.

 

Другой важной тенденцией водочного рынка является увеличение степени концентрации производителей. Это происходит за счет роста суммарной доли крупнейших компаний, что осложняет рыночное положение более мелких игроков. Об ожесточении конкуренции также свидетельствует уверенная положительная динамика уровня дистрибуции наиболее крупных марок (например, Флагман, Русский Размер, Вальс Бостон и других). Таким образом, ведущие производители стремятся укрепить свои позиции на общероссийском водочном рынке.

Что касается рынка вина, то здесь также наблюдается повышение спроса на продукцию из высокоценовых сегментов. В течение 2002-2004 гг. доля продаж этой категории увеличилась более чем на 11.0%%. Одним из факторов роста можно считать увеличение доли импортной продукции, произведенной как в странах, традиционно поставляющих вино в Россию (Испания, Италия, Франция и др.), так и в Новом Свете (США, Аргентина, Чили и др.)

 

Наиболее популярным у россиян остается красное вино – его доля в продажах составляет более 50.0% и, к тому же, продолжает возрастать. По содержанию сахара в вине лидируют полусладкие напитки, удельный вес которых демонстрирует положительную динамику за счет снижения спроса на полусухие вина. Кроме того, стоит отметить структурные изменения на рынке упаковки, характерной для вина. Все больший удельный вес в продажах приобретают упаковки типа Bag-in-Box и Tetra Pak: в 1-ом полугодии 2004 года их суммарная доля составила около 8.0%, тогда как в начале 2002 года на упаковку такого рода приходилось всего 0.5% продаж.

Также как на водочном рынке, на рынке вина последовательно увеличивается число марок, представленных в рознице. При этом степень концентрации ведущих производителей, наоборот, снижается, что говорит об улучшении условий выхода на арену новых игроков.

 

Объем рынка бренди растет очень уверенными темпами, в основном, благодаря переключению некоторых потребителей с более дешевой водки на недорогое бренди. Таким образом, в отличие от других категорий алкогольного рынка, здесь наблюдается увеличение доли низкоценового сегмента за счет снижения удельного веса высокоценовой продукции (более 25.4 $US/л). Адекватную реакцию можно отметить и со стороны предложения: сейчас доля бренди российского производства составляет примерно 2/3 рынка и продолжает увеличиваться.

Среди основных тенденций российского рынка напитков, относящихся к классу премиум, можно назвать рост числа марок, представленных в отечественной рознице, а это, в свою очередь, влечет снижение долей марок-лидеров. Кроме того, для каждого рынка характерны свои особенности развития. Например, вытесняя другие категории виски, растет сегмент Scotch Standard и односолодовое виски. А на рынке коньяка, напротив, не наблюдается структурных изменений в распределении продаж по ценовым сегментам.

 

Источник: "БизнесАналитика"