Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
В помощь потребителю / Винная карта мира / Вина Испании. Валенсия

Вина Испании. Валенсия

"Шампань" - только из Шампани

Самые знаменитые в мире вина родились во французской провинции Шампань. Никто не имеет права так называть игристые вина, изготовленные за пределами этого региона. Для защиты своих интересов производители шампанского создали Межпрофессиональный комитет вин Шампани (CIVC), который имеет представителей во многих странах мира.


Защитой  географические названия в промышленности занимается Национальный институт названий по происхождению (INAO). Только в виноделии 80 тыс. производителей используют 470 названий DOC (контролируемых по происхождению). Их объем продаж - 15,6 млрд евро в год. INAO координирует свои действия и с Межпрофессиональным комитетом. Вместе они добиваются международного признания продукции с географическими названиями и занимаются ее коммерческим продвижением, считая такие торговые марки хорошим инструментом сельского развития. Ведь минимальная цена бутылки шампанского - 11 евро. Игристые вина из других регионов Франции стоят 1,5-3 евро. 75% средств на защиту и продвижение выделяет государство, остальные 25% в фонде географических названий накапливаются от продажи продукции (меньше 1% от стоимости).

Производители шампанского обязаны каждый год подтверждать право называть так свои игристые вина. Все аспекты получения этого продукта строго регламентированы.

Необходимо отметить, что на широте Шампани виноградная лоза прекращает свое продвижение к северу. Здесь, под тонким слоем илистой почвы, залегает известняк, уходящий на глубину до 200 м. Открытый к равнине, виноградник оказывается между океаническим и континентальным климатом. Погодные условия довольно суровые: средняя годовая температура - 10 градусов. Есть угроза пагубных морозов зимой и весенних заморозков. Тем не менее, здесь - исключительный терруар.

Аппеласьон Шампань охватывает всего лишь 33 тыс. га - 317 четко расчлененных "крю", на которых разместились 280 тыс. участков различных собственников. Разрешается возделывать только три сорта винограда, как идеально подходящие к данному терруару. Это Шардоне, Пино-нуар и Пино-менье. Шампанское производят только классическим способом: вторичное брожение происходит в бутылках.

На одном гектаре высаживается 8 тыс. кустов. Подрезка лозы короткая, чтобы ограничить число гроздей на каждой лозе. С одного гектара разрешается снять лишь 13 тонн. Дата сбора урожая определяется для каждого "крю" и каждого сорта. Уборка проходит под девизом - "Работать быстро, но нежно". Гроздья аккуратно укладываются в пластмассовые ящики. Важно их не раздавить, чтобы в контакте с кожурой сок не окрасился.

Виноград перерабатывается в прессовальных центрах, расположенных в непосредственной близости от участка. Из 4 тонн винограда необходимо выдавить ровно 2050 литров. Остальной сок не имеет права называться "аппеласьон", его направляют на другие цели.

Несмотря на то, что Пино Нуар и Пино Менье - красный виноград, благодаря отжиму целыми гроздями, получается светлое сусло. Красное шампанское не изготавливают. Производители декларируют количество винограда, сусла, шампанского. Контроль качества продукции, ее происхождения и количества находится в компетенции CIVC и INAO.

Межпрофессиональный комитет вин Шампани работает в нескольких направлениях. У него есть свой научно-исследовательский институт, который занимается и виноградарством и виноделием (есть свое микровиноделие). Там создают новые клоны, тестируют участки, дают рекомендации виноградарям, где, какой сорт сажать, постоянно составляют новые купажи. Несмотря на то, что выращивается только три сорта винограда, в ассамбляж шампанского могут входить от 3-4 вин разных сортов и годов выдержки до 50 и даже более.

У комитета есть лаборатория (аккредитована в ЕС), оснащенная роботизированным оборудованием, где проводят испытания игристых вин на соответствие шампанскому более чем по 100 показателям. После выполненного физико-химического анализа дегустационная комиссия вслепую дает органолептическую оценку образцам. Таким образом, сертифицируется партия шампанского. Если вино не выдержит проверки, оно не имеет права именоваться "champagne".

В Шампани три вида производителей. Первый - виноградари, у которых есть небольшой виноградник, винодельня, самостоятельное изготовление шампанского и свой сбыт. На них приходится 5-10% от общего объема продаж. Второй - кооперативы, образованные вокруг винодельческого предприятия. Крестьяне выращивают виноград, делают из него сусло и завозят его на завод, где завершается производство шампанского. Их доля - 35-40%. Третий - торговые дома, у которых есть большие плантации виноградников. Кроме того, они закупают сырье у крестьян. ТД продают 55%.

В семейном хозяйстве Даниэля Дюмонта со 150-летней историей работают кроме него два сына и дочь. У них 10 га виноградников, свой питомник маточников привоя и подвоя. Давление винограда целыми гроздьями происходит на горизонтальном пневматическом прессе (4 тонны). Шампанское белое и розовое продается под маркой "Daniel Dumont". Выдержка вина в бутылках составляет от 15 до 36 месяцев. А для миллезимов (коллекционное шампанское определенного года урожая) она может быть и 5, и 15 лет. Чем старше, тем лучше и дороже. Дюмонт продает до 60 тыс. бутылок в год, а в подвалах ждут своего срока реализации еще 180-200 тыс.

Примером кооператива послужил знаменитый "Nicolas Feuillatte" (создан в 1976 г.) - крупный современный завод с объемом продаж 8,5 млн бутылок шампанского под одноименной маркой. На выдержке у него хранится около 70 млн бутылок. А в качестве образца торгового дома показали французскую легенду - "Moet & Chandon", основанный в 1743 г. В его владении 1400 га виноградников, расположенных в трех зонах Шампани. Там же находятся перерабатывающие центры. Еще ТД закупает виноград у крестьян.

Производители Шампани продали в 2006 г. 321,7 млн бутылок "champagne" и хранится у них около 1 млрд бутылок. Средняя цена в рознице на внутреннем рынке - 11 евро, в ЕС - 13 евро. Наибольшие объемы реализации приходятся на Францию - 180 млн бутылок, другие страны ЕС - 84 млн. В Великобритании было продано 36 млн, в США - 23 млн, в Германии - 12 млн бутылок. Перспективными для себя считают рынки России, Китая и Индии.



Источник: ЛОГОС-ПРЕСС