Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Международный рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Винный рынок Англии

Винный рынок Англии

Винный рынок Англии: джентльмены есть, а вот свободных мест осталось мало


Многие эксперты называют Англию лучшим виноторговым рынком мира. Начиная со средних веков, страна была важнейшим потребителем вин, производившихся в Европе. Англичане зачастую выступали законодателями винной моды. Они стали авторами нескольких классических вин, из которых достаточно вспомнить портвейн и марсалу. Со временем виноторговый рынок Англии прошел большую эволюцию, но его статус и влияние в мире нисколько не изменились.


Мировой лидер

Сегодня среди лидеров мирового винного рынка числятся три страны - Великобритания, США и Германия. Из них только Англия может похвастаться стабильным развитием за последнее десятилетие. Потребление вина выросло более чем на 50% и составляет 19 л на человека. Сейчас темпы роста замедляются, а рынок почти достиг насыщения. Похоже, что дальнейшее расширение будет возможно не за счет новых покупателей, как это происходит в США, а за счет более высоких продаж уже состоявшимся потребителям.

Самым большим преимуществом английского рынка является его разнообразие. Здесь хорошо представлена продукция двенадцати крупнейших винопроизводящих стран мира - от Франции и Италии до Австралии и Чили. С одними Англия поддерживает давние исторические, торговые и политические связи. Так, вина из Бордо поставляются с середины XII века, когда король Генрих Плантагенет женился на француженке Элеоноре Аквитанской. Портвейн уже 300 лет присутствует на английском рынке благодаря королю Уильяму III, который подписал договор о дружбе с Португалией в 1703 году. За последние 10 лет массовый потребительский рынок Великобритании начал склоняться в сторону вин, произведенных англоговорящими странами Содружества. В особенности это касается Австралии, которая по объемам экспорта обошла Францию и теперь занимает лидирующие доли рынка по объему как для белых, так и для красных вин. Впрочем, эта тенденция не нова. Мало кто знает, что в 1930-е годы Австралия также экспортировала больше вина, чем Франция.

С другой стороны, в Англии открыты ниши для продукции из стран, только начинающих конкурировать на мировом рынке. Это касается, к примеру, вин Греции, Хорватии, Грузии и Украины.


Виноторговые структуры

Британский виноторговый рынок имеет устойчивую и достаточно разветвленную структуру. Любопытно, что в стране сохранилось несколько исторических компаний, которые были основаны столетия назад. The Vintners’ Company, занимающая одиннадцатую строчку в почетном табеле «Двенадцати великих ливрейных компаний лондонского Сити», получила свой устав еще в 1364 году. В средние века The Vintners’ Company являлась одним из самых влиятельных бизнесов. Сейчас, правда, эта компания имеет скорее музейную ценность.

Согласно цифрам аналитической компании AC Nielsen, 80% продаж приходится на супермаркетные сети. Из них настоящим гигантом является Tesco, его доля на рынке составляет 30%, а товарооборот превышает 1 млрд фунтов стерлингов. Несколько месяцев назад подразделение по винам и спиртным напиткам возглавил Дэн Йаго, бывший управляющий директор независимой компании Bibendum. В английских виноторговых кругах Йаго имеет репутацию новатора, но вместе с тем жесткого критика ценовых политик крупных сетей. Профессионалы положительно оценивают переход Йаго в Tesco и надеются, что он станет одним из харизматичных лидеров рынка.

Супермаркеты являются самым значимым каналом сбыта алкогольной продукции. Естественно, что они диктуют жесткие условия английским партнерам, поставляющим им вина. Все крупные сети также напрямую работают с винопроизводителями и создают острую конкуренцию обычным импортерам вина. Средняя цена, которую платит покупатель за бутылку в магазине, равняется 3,84 фунтам, а вина до 5 фунтов в Англии принято относить к низкой ценовой категории. Постоянные промо-акции и дисконты - вот чем супермаркеты завлекают потребителей. Это, впрочем, практика не только Англии, но и всего мира. При этом ассортимент на полках постоянно сокращается и заменяется ограниченным числом брэндов. Помимо Tesco, лидирующие позиции по продажам вина занимают супермаркеты Sainsbury’s и Waitrose.

Вторыми по популярности точками розничных продаж вина являются специализированные винные сети, или high street chains. Самые крупные из них - Majestic Wine Warehouse и Oddbins.

Розничные сети, крупные или мелкие, предназначены для быстрого движения значительных объемов винной продукции. Однако самые интересные подборки вина и услуги были и будут находиться в руках компаний-специалистов. Среди независимых виноторговых компаний можно обозначить несколько типов бизнесов, и для всех ключевым является понятие independent.


Независимые компании

Прогнозы о том, что безграничная власть супермаркетных сетей выведет из игры независимые компании, не оправдались. Конечно, последним пришлось адаптироваться к новым условиям, но они имеют свою твердую долю рынка. Независимые импортеры обслуживают ресторанный сектор, а также работают с корпоративными и частными клиентами. Некоторые имеют собственные розничные точки, а также продают вино через другие каналы сбыта, например, через интернет или по почте.

В Англии по-прежнему сильны позиции старых семейных бизнесов, которые были основаны десятки, а то и сотни лет назад. Они в основном работают с ассортиментом, который предпочитает состоятельная английская публика. Пожалуй, одним из самых ярких представителей такого рода является Berry Bros. & Rudd. Компания ведет отсчет своей деятельности с 1698 года и до сих пор принадлежит представителям двух связанных между собой семейств Берри и Радд. В основе бизнеса лежит продажа традиционных для английского рынка вин - кларетов и портвейнов. Для частных клиентов BBR организует как традиционные дегустации с участием виноделов, так и аристократические развлечения типа речных прогулок по Темзе на исторических яхтах или стрельбы по глиняным голубям. Отдельное подразделение компании работает с сектором HoReCa. Продажи вина также ведутся через вэбсайт, который в настоящее время является вторым коммерческим винным сайтом мира по числу посетителей.

Также поучительна история другого семейного виноторговца Lay & Wheeler, недавно отпраздновавшего свое 150-летие. Эта региональная винная компания ведет работу из Колчестера на востоке Англии - региона, известного своей пивной индустрией. Вплоть до 1995 года Lay & Wheeler параллельно занималась бутилированием и продажей пива Guinness. Ричард Уилер, последние полвека руководивший семейным делом, верил, что с улучшением уровня жизни потребление вина будет расти. С 1997 года компанию возглавляет сын Ричарда, Джонни, годовой оборот всех подразделений Lay & Wheeler составляет около 20 млн фунтов. Среди клиентов значатся Хью Джонсон и Михаэль Шумахер, и Lay & Wheeler по-прежнему остается безупречно надежным, профессиональным и открытым семейным винным бизнесом.

Наряду со старыми игроками рынка в Англии успешно приживаются виноторговые компании новой волны. Bordeaux Index была основана меньше десяти лет назад и уже стала одним из ведущих игроков. Она основывает свою деятельность на «голубых фишках» мирового винного рынка и, в первую очередь, на прославленных именах Бордо. Имея опытный, высокопрофессиональный и динамичный коллектив, Bordeaux Index считает своим ноу-хау тесные связи с производителями, поставщиками и возможность напрямую работать с лучшими виноградниками мира. Bordeaux Index особенно гордится ассортиментом вин из Бордо, как по количеству хозяйств, так и по представленности винтажей. Торговые операции Bordeaux Index не ограничиваются одной Великобританией: ее клиенты находятся по всему миру. Еще одна отличительная черта Bordeaux Index - небольшая структура компании, эффективно использующая современные технологии. Компания также предлагает клиентам целый спектр дополнительных услуг - от хранения вина на специально оборудованном складе до инвестиционных схем.

В Англии существуют специализированные компании, занимающиеся продажами вина по почте или через интернет. Ключ их успеха лежит в очень тонких и грамотных системах общения с покупателями, которые не имеют доступа к реальным бутылкам и к личному контакту. The Wine Society - не просто компания прямых продаж, но еще и самое старое винное кооперативное товарищество в мире. Она была основана в 1874 году. Но истинным «королем» по почтовым и интернет-продажам является Тони Лейтвейт и его компания Laithwaites. Его клиентами являются более 250 тыс. человек, а прямые контакты с винодельнями простираются от Чили до Новой Зеландии.

Несмотря на то, что большинство импортеров ведет работу из Лондона, в стране работает много региональных импортеров-виноторговцев. Также нередки случаи, когда мелкие компании, нередко в виде всего одного провинциального магазина, напрямую возят вина из Италии или Чили. На долю независимых мелких компаний приходится около 7% рынка.


Смежные индустрии

В Великобритании существует ряд авторитетных на профессиональном рынке специализированных СМИ и образовательных структур, связанных с вином.

Еженедельный профессиональный журнал Harpers является ведущим источником информации по рынку вина и спиртных напитков Великобритании. Для более широкой публики - как профессионалов, так и любителей - предназначен журнал Wine & Spirit, образованный в этом году после слияния The Wine International и Wine & Spirit International. Одним из авторитетнейших винных изданий мира является Decanter. Два года назад в Англии стали издавать Fine Wine, который консультирует известный писатель и критик Хью Джонсон. Помимо журналов, многие британские газеты имеют отдельные винные колонки.

Профессиональную квалификацию по алкогольным напиткам в Великобритании можно получить через программу Образовательного совета по винам и спиртным напикам (Wine & Spirit Education Trust). Ее диплом высоко ценится в английской и мировой индустрии напитков.

Самое престижное заведение - это Институт магистров вина, обучение в котором дает степень Master of Wine. Со времен его открытия в 1953 году, его успешно окончили всего около 300 человек.


Комментарий

Артем Шуляк, начальник отдела экспорта Артемовского завода шампанских вин Artyomovsk Winery:
"Наш завод поставляет в Англию шампанское ТМ Krimsekt, ее официальным дистрибьютором является компания Krimsekt Ltd. Надо сказать, что наша продукция имеет на этом рынке достаточно неплохую перспективу, однако для ее закрепления нам все равно потребуется длительное время и существенные маркетинговые вложения. Для них очень важно, чтобы получаемый продукт был одобрен специалистами (винные статьи и профессиональные дегустации), а также введен в матрицу крупными сетями.

Англичане очень требовательны к тому, что потребляют. Если говорить о винах, то это, прежде всего, очень дорогое и качественное вино, а если о шампанском, то - сухое и брют. Также, стоит отметить и тот факт, что английский рынок занимает одно из ведущих мест в мире по потреблению французского шампанского. Что же касается работы с дистрибьюторами, то, пожалуй, самой большой сложностью являются высокие цены на продукцию (в Англии очень высокие пошлины и налоги)".


Источник: Журнал DRINKS+