Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Винное право по-армянски

Винное право по-армянски

Виноделам поможет "винное право"

В одном из своих прошлогодних выступлений в прессе председатель Союза армян-виноделов Аваг Арутюнян говорил о том, что производство вина в Армении в 2006 г. сократилось более чем на 43% (3825 тыс.л против 6740 тыс.л в 2005 г.). Он также выразил обеспокоенность тем, что в стране растет потребление водки. "Нация спивается, что свидетельствует о низкой культуре потребления алкоголя", - отметил он.

Теперь обратимся к более свежим цифрам. Согласно статистическим данным, в 2007 г. было переработано 144 тыс.т винограда. За первые 6 месяцев производство вина значительно выросло - по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. оно повысилось почти на те же 40% (1750 тыс.л против 1268 тыс.л). Произошло это на общем фоне существенного роста (на 26%) производства в стране алкогольных напитков. В общем производстве алкогольных напитков на 13% увеличилась доля коньяка, доля водки увеличилась лишь на 4,4%. Стоит также отметить почти троекратное увеличение доли вин в экспорте, а коньяка - в импорте. Так что же, волноваться незачем, народ "повернулся лицом" к благородным напиткам? Свои сомнения я адресую председателю Союза армян-виноделов Авагу Арутюняну.


   - Все не так просто. Проблемы есть, и их немало. Связаны они и с виноградарством, и с производством вина, да и с законодательством в этой области. Этим, собственно, и занимается наш Союз. В частности, сегодня мы работаем в области так называемого винного права. Это международный юридический термин, означающий совокупность административных, экономических, финансовых прав, касающихся различных аспектов - от производства винограда до изготовления и реализации вина. Наш союз разработал проект "Закона об алкогольных напитках на виноградном сырье", в котором мы попытались найти равновесие между нормами международного права и нашей действительностью. Правовое поле, в котором действовало советское виноделие, состояло из нескольких отдельных элементов: для виноградарства, для виноделия, для реализации вина. За рубежом же было выработано единое правовое поле, которое было названо "Международным винным правом". Закон в этом году будет рассмотрен в правительстве, а затем утвержден парламентом.

   - Такое единое правовое поле вы и хотите внедрить у нас? 


  - Совершенно верно. Этой проблеме, кстати, посвящен мой научный труд "Особенности среды армянского вина и концепция устойчивого развития виноградарства и виноделия в Армении". Идея, которую мы пытаемся претворить в жизнь, сводится к двум главным компонентам: гармонизации имеющихся законодательных актов с международным правом и созданию новых, исходя из требований того же международного права. Делается это для того, чтобы лет через 20-25 Армения была готова к вступлению в Евросоюз не только экономически и политически, но и юридически, чтобы принятые сегодня законы и юридические акты, относящиеся к этой отрасли, не противоречили европейским и были привязаны к ним.

   - Снижение производства вина в 2006 г . вы объясняли дефицитом хороших сортов винограда. Чем тогда объясняется увеличение производства вина в 2007 г .?


   - Во-первых, в прошлом году был получен гораздо больший урожай. Во-вторых, производители уделили чуть больше внимания вину, чем коньяку. Активизировался российский рынок, где спрос на наше вино заметно вырос. И тем не менее лучшие сорта винограда в основном идут на производство коньяка. Здесь нельзя не заметить глубокий антагонизм, существующий между двумя составляющими рынка сырья - винограда для коньячного производства и винограда для вина. В его основе лежат различные требования к сахаристости винограда: 16-19% для коньяка и не ниже 21% для вина. Но чтобы виноград дошел до нужной для вина кондиции, необходимо, чтобы сбор урожая проходил с интервалом в 15-20 дней. А при изготовлении высококачественных натуральных или специальных вин сахаристость должна быть не ниже 23% и 26% соответственно. В этом случае винограду нужно дозревать и наливаться сахаром еще как минимум месяц. Однако при существующем дефиците винограда и отсутствии относительно монолитных и крупных массивов виноградников дифференциация винограда по сахаристости и качеству почти нереальна. Сбор урожая происходит за очень короткий срок. И невозможно запретить крестьянам собирать свой урожай одновременно. Понять их можно: оставь они виноград еще на 2-3 недели, его могут попросту украсть или же он упадет в цене. А так фермер получит пусть минимальную, но гарантированную плату.


   Интересный парадокс: казалось бы, из-за нехватки винограда цены на него должен диктовать фермер, они должны формироваться исходя из реального спроса и предложения. Однако этого не происходит. Более того, объявленная винзаводами в начале сезона виноделия цена на виноград в течение всего времени уборки урожая непрерывно падает. На рынке возникает ажиотаж и паника. И тут уж крестьянину не до сахаристости винограда - благо бы побыстрее реализовать урожай. Получается, что производители действуют себе же во вред - не гарантируя надбавки за высокосахаристость и чистосортный виноград, они лишают себя возможности производить высококачественные, конкурентные на международном рынке вина.

   - Вы отметили растущий интерес россиян к армянскому вину. Связано ли это с уходом грузин с российского рынка?


   - Нет. Емкость российского рынка огромна - 600 млн. бутылок вина в год. Из них 250-270 млн. бутылок обеспечивала Молдова, 45-50 млн. - Грузия. Наш экспорт в Россию составляет около 550-600 тыс.бутылок виноградного вина и примерно столько же плодово-ягодных вин - всего чуть больше 1 млн. бутылок в год. И если даже все пойдет идеально, то лет через пять мы сможем приблизиться к уровню 5 млн. бутылок в год, то есть в лучшем случае достигнем 10% грузинских поставок. Так что наличие или отсутствие грузинского вина на российском рынке для нас существенной роли не играет.


   - Согласно статистике, в Европе в среднем в год на душу населения приходится 40- 50 л вина, в России - 8 л . Грузины как пили, так и продолжают пить свое вино. А в Армении в год на человека приходится всего около 1 л вина. Хотя наши деды предпочитали пить вино. Это что, засилье русской культуры?


   - Не совсем так. Должен сказать, что культура водки в Армении так же стара, как и культура вина. Еще 3 тысячи лет назад мы уже готовили водку, а примерно 500 лет назад научились делать фракционную дистилляцию.

   - И тем не менее должен заметить, что лет 15-20 назад столько водки у нас не пили, предпочитая ему вино или коньяк. Не связано ли это с тем, что сегодня хорошее вино стоит в 2-3 раза дороже водки?


   - Это существенный фактор, но все же не определяющий. Вот вы говорили, что грузины до сих пор предпочитают пить свое вино. А ведь и там наблюдается переход на водку, т.к. вино - удовольствие дорогое.

    - А как же в Европе, ведь там вино не дешевле нашего?


   - Не дешевле. Но там нашли несколько иное решение проблемы. Там вы не найдете водки меньше чем 10 евро за бутылку. То есть этот напиток находится в таком налоговом поле, что обычный человек просто не сможет его купить. И предпочтет пить вино. Во Франции, считающейся одной из самых "винных" стран, есть, конечно, и очень дорогие вина, которые стоят десятки и сотни евро. Но есть и обычные, отличные вина стоимостью в 2-3 евро за бутылку. Ни один француз, как известно, не сядет за стол без бутылки доброго вина. Конечно, вина такого уровня есть и у нас, и стоят они примерно столько же - 1000-1500 драмов за бутылку. Но нужно учесть, что средний француз зарабатывает на порядок больше, чем житель Армении.

   - И все же, можно ли повернуть наш народ лицом к вину и что для этого нужно сделать: устраивать презентации и дегустации, рекламные акции и праздники вина?


   - Все это, конечно, важно. Но главная проблема в другом. Сегодня более 85% выращиваемого винограда используется для изготовления коньяка. Крупные компании, имеющие достаточно средств и возможностей влиять на культурную, рыночную и другую политику, заняты главным образом производством коньяка и спирта. Вино для них скорее побочный, имиджевый продукт. Малые же предприятия, занятые производством исключительно вин, на эту политику влиять не могут. Поэтому имиджевой рекламой, агитацией, организацией различных праздников и фестивалей должно заниматься государство. Но и это не решит проблемы. Необходимо заинтересовать предприятия производить вино, создав для этого экономически выгодные условия, т.е. заинтересовать крестьян выращивать "винные" сорта винограда. И, конечно, создать соответствующее правовое поле.

   - И все же производство и экспорт вина в ту же Россию существенно увеличился...


   - Это, скорее, не благодаря, а вопреки. Дешевое вино (за те же 2-3 евро) продавать за рубежом невыгодно. А дорогое должно быть такого качества, чтобы могло конкурировать с теми же французскими винами. Словом, мы вернулись к тому, о чем говорили выше. Чтобы раскрутить новый продукт, то же вино, необходимо вложить солидные средства - организовать рекламу, презентационные акции, дегустации. Нашим предприятиям это не под силу. В Грузии это сделала компания "Перно рикар". У нас же она занимается лишь продвижением коньяка. И если мы хотим иметь хорошие вина и продавать их за рубежом, то позаботиться об этом должно государство. И участие его должно быть не разовым, а последовательным и целенаправленным - начиная от закладки виноградников и кончая помощью в продвижении на рынке конечного продукта. Вот тогда мы будем иметь действительно качественные вина, а народ наш повернется лицом к этому благородному напитку.

Источник: express.am