Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
В помощь потребителю / Дегустация вина / Винные конкурсы

Винные конкурсы

Винные конкурсы — кто в выигрыше?

«Хорошо организованные, авторитетные винные конкурсы имеют большое значение для винопроизводителя, поскольку могут увеличивать продажи».

Так, по-английски сдержанно, начинается описание понятия “конкурсы, винные” в The Oxford Companion to Wine, изданном под редакцией Дженсис Робинсон.

Покупатель не король?

Принято считать, что эти мероприятия проводятся во благо потребителя, поскольку помогают ему выбрать более качественное вино среди схожих предложений в данном классе и ценовом сегменте. Для покупателя небольшой стикер золотого, серебряного или бронзового цвета — это некая страховка, подтверждение, что он выбирает продукт с улучшенными характеристиками. И одновременно — дополнительный психологический фактор, удостоверяющий правильность его решения.

В прошлом году в британских винных кругах разгорелась полемика по поводу чистоты намерений и честности организаторов конкурсов по отношению к потребителям. Поводом стала статья «Не доверяйте винам-победителям» в популярной газете The Times. В ней отстаивалась точка зрения, что винные конкурсы — это не более, чем способ зарабатывания денег. Для участия в конкурсе выбирают залежавшиеся на складах бутылки, а медали раздаются тысячами и не имеют никакой ценности. «Кому это выгодно? Очевидно, винным домам, которые избавляются от стоков, а также супермаркетам, которые благодаря промо-акциям увеличивают продажи, да еще самим организаторам конкурса. Я не уверен, что потребитель что-то получает», — заявлял один из комментаторов. Председатели двух ведущих конкурсов встали на защиту судей и результатов судейства, однако главный вопрос о том, кто действительно заинтересован в проведении винных конкурсов, остался без ответа.

Маркетинг для производителей

Возвращаясь к статье в The Oxford Companion to Wine, мы видим, что в ней акцентируется выгода для производителя. Иными словами, винный конкурс — это платформа, которая может обеспечить вину и его производителю или дистрибьютору дополнительное маркетинговое преимущество, которое найдет свое выражение в реальных продажах и денежной выручке. Заветная наклейка на бутылке сама по себе может увеличить объемы продаж до 20 процентов и еще более эффективна в комбинации с другими способами продвижения. Показателен пример ведущей английской сети Tesco’s: продажи своей марки невинтажного шампанского поднялись на 600 процентов после того, как вино получило медаль на одном из респектабельных конкурсов и было поддержано на полках магазинов промо-акциями. Эта схема работает в том случае, если система дистрибуции уже налажена, а сам конкурс имеет вес на национальном уровне.

Некоторые производители рассматривают победу в ключевых конкурсах разных стран как возможность представить вина на новом целевом рынке и найти импортера или дистрибьютора. На мероприятиях, подобных The International Wine and Spirit Competition, принято рекомендовать успешные образцы потенциальным импортерам/дистрибьюторам, и это преподносится как еще одно преимущество для участников. Со своей стороны, производители считают, что признание вина на конкурсе определенной страны, как и сам факт участия, является дополнительным аргументом в пользу серьезности их намерений. Даже на российском рынке, где конкурсные институты еще полностью не сложились, есть примеры того, как иностранные компании находили импортеров в том числе благодаря отечественным мероприятиям.

Еще одним плюсом для производителей является такой дополнительный рычаг, как PR. Его предоставляют практически все организаторы. Обычно результаты конкурсов публикуются в ведущих отраслевых журналах, потребительских и смежных изданиях и через интернет-каналы. Винные компании с сильными маркетинговыми структурами используют участие в форумах в качестве важного информационного повода. Эта сторона мероприятий привлекает как новых производителей, так и компании с уже сложившейся репутацией и известными марками. Первые получают возможность заявить о своем продукте широкой аудитории, а вторые поддерживают осведомленность о своих брендах среди профессионалов и конечных потребителей.

Конечно, участие в конкурсах интересно не всем. Хорошо известно, что производители «голубых фишек» мирового виноделия пренебрегают любыми видами широких сравнительных мероприятий. Так поступают бордоские шато и бургундские домены, выпускающие вина гран крю, отдельные исторические производители Италии, Испании и Германии и так называемые культовые хозяйства Европы и Нового Света. Они предпочитают использовать другие программы продвижения, соответствующие их репутации и престижу.

Конкурсы, особенно международного масштаба, нужны производителям, набравшим определенную критическую массу и располагающим достаточными объемами и качеством, чтобы сделать свою марку заметной на рынке. Выражаясь маркетинговым языком, конкурсы могут быть ценным инструментом при построении, развитии или поддержании бренда. Но при всем желании производителя и даже при наличии необходимых ресурсов его план будет успешным только в случае, если он выберет правильное мероприятие.

Модели, форматы и критерии

Винные конкурсы остаются популярными на протяжении по крайней мере полутора веков, начиная со знаменитой международной выставки в Париже в 1855 году. Форматы бывают разными — от региональных до интернациональных, однако их привлекательность для участников, включая производителей, виноторговцев и потребителей, зависит не только от географического охвата вин.

Один из критических факторов признания и, таким образом, успешности — это эффективный канал коммуникации с разными целевыми группами. Чем больше людей могут прочитать или узнать о конкурсе, тем выше его влияние на аудиторию. Вот почему почти за всеми наиболее признанными конкурсами стоят издательские дома или выставочные группы.

Хороший бизнес-кейс представляет собой сравнение двух ведущих английских конкурсов — The International Wine and Spirit Competition и The International Wine Challenge. Первый, проводимый с 1969 года и старейший в стране, очень долго оставался узко специализированным мероприятием без широкого отраслевого освещения и без выхода на потребителя. Поэтому, несмотря на высочайшие стандарты проведения, осведомленность о конкурсе была ограниченной, что до сих пор сказывается на количестве участвующих образцов (около 6 тыс. образцов в 2007 году). Два года назад The International Wine and Spirit Competition вошел в состав группы Nexus Media Communications, которой также принадлежит еженедельник Harpers. Теперь результаты конкурса публикуются в главном отраслевом журнале страны, и разработана программа по увеличению международной осведомленности.

The International Wine Challenge был основан в 1984 году издателями журнала Wine International. Благодаря широкому информационному охвату, направленному как на производителей, так и на конечных потребителей, этот конкурс обогнал конкурентное мероприятие по числу вин и по общему признанию. В 2005 году, перед тем как конкурс и журнал были проданы издательскому дому William Reed Publishing, в конкурсе принимало участие более 9 тыс. образцов, а Дженис Робинсон называла его «оскарами в мире вина». Сегодня The International Wine Challenge по-прежнему остается крупнейшим международным мероприятием (9 358 вин в 2007 году), а его главным информационным каналом является журнал Wine & Spirit (гибрид профессионального и потребительского журнала).

Имена организаторов и стандарты судейства, безусловно, играют роль. В той же Великобритании весьма серьезным конкурентом двум устоявшимся конкурсам стал Decanter World Wine Awards, впервые проведенный три года назад. Это мероприятие организуют издатели журнала Decanter. Международный престиж издания в сочетании с агрессивной политикой продвижения конкурса позволили увеличить число образцов с 4,5 тыс. в 2004 году до 6,3 тыс. в 2006 году и склонить к участию достаточное количество солидных имен.

Что касается судей и судейского процесса, то организаторы любого серьезного мероприятия понимают, что только высокие стандарты обеспечивают состоятельность конкурса и доверие к его результатам. Все престижные международные мероприятия проходят с участием профессионалов с обширным опытом работы и авторитетом в своей сфере. The International Wine Challenge и The International Wine and Spirit Competition, к примеру , гордятся тем , что в списках судей числится более 40 экспертов , имеющих титул Master of Wine.

Отбор судей происходит из числа виноделов, виноторговцев, журналистов, независимых экспертов и других специалистов, вовлеченных в индустрию вина. Большая часть обычно живет и работает в стране, где проводится конкурс, но условием проведения любого весомого международного мероприятия также является приглашение профессионалов из других стран. Организаторы The International Wine and Spirit Competition заявляют о том, что квалификация международных судей на их конкурсе — вне всякой конкуренции: «Мы ежегодно завалены заявками от людей, которые хотят судить конкурс, однако вынуждены им отказывать. Все участники, включая тех, кто имеет титул Master of Wine, должны пройти ознакомительный инструктаж и пробный день судейства перед тем, как их официально допустят в жюри; их работа находится под постоянным наблюдением».

Принято заботиться о прозрачности процесса судейства. Его детально расписывают по этапам, начиная с момента поступления образцов и заканчивая получением высших наград. Большинство конкурсов ограничивается органолептической оценкой образцов, однако некоторые также проводят химический анализ. The International Wine and Spirit Competition отправляет все образцы, которые получили медали и претендуют на специальные призы, на независимую лабораторную экспертизу. Вино может рассчитывать на высшую награду только в случае успешного прохождения теста.

Системы оценок и категории наград разнятся от конкурса к конкурсу. Так, Decanter World Wine Awards использует 20-балльную шкалу и четыре категории наград — рекомендация, бронзовая, серебряная и золотая медаль. Золотые медалисты далее сражаются за получение региональных или международных гран-при. MUNDUSvini, крупнейший интернациональный конкурс в Германии, работает по стандартам Международной организации виноградников и вина OIV — это стобалльная система с присуждением только серебра, золота и большого золота. В рамках этого конкурса также выдаются специальные призы, например, «Лучшее белое вино года».

В то время как конкурсы, проводимые по регламенту OIV, ограничивают число медалистов максимум 30 процентами, другие мероприятия не имеют подобных лимитов. При этом статистика разных конкурсов коррелирует между собой: общее число призеров в The International Wine Challenge равняется 63,8%, а в Decanter World Wine Awards — 61%. Если исключить образцы, получившие базовую рекомендацию, то группа медалистов будет составлять от 30 до 40 процентов всех образцов. Это примерно соответствует количеству наград, присуждаемых на мероприятиях OIV. Таким образом, большое число медалей на открытых конкурсах с уважаемым судейским составом — это отражение хорошего качественного уровня заявляемых на конкурс образцов, а не хитрая уловка организаторов, стремящихся привлечь как можно большее количество участников.

Конкурсные вина в целом отражают реалии рынков тех стран, где проводятся мероприятия, но также и определяют статус самих конкурсов. Основная доля заявок приходится на средние сегменты рынка—это верно в отношении большинства конкурсов, и российские здесь не исключение. Тем временем элитарная позиция Decanter World Wine Awards, к примеру, позволяет привлекать к участию вина в верхних ценовых категориях стоимостью до нескольких сотен евро. В 2006 году средние цены у золотых призеров этого конкурса составляли 66.81 фунтов для Португалии, 50.49 фунтов для Шампани, 29.24 фунта для Австрии, 25.14 фунтов для Бургундии, 18.94 фунта для Италии—значительно выше, чем в целом по индустрии.

Организовать и заработать

Независимо от выбранной модели любой конкурс — это вид деловой активности, которая должна быть коммерчески выгодной для ее устроителей. При правильной организации расходы на проведение покрываются уже в первый год, а со второго или третьего года конкурсы превращаются в прибыльный бизнес. Согласно внутреннему источнику в одном из ведущих издательских домов, организация конкурсных мероприятий является третьим по значимости источником доходов компании.

Как отмечает Роберт Джозеф, основавший The International Wine Challenge в Великобритании и на нескольких азиатских рынках, «зона комфорта» и реальное международное признание достигаются, когда количество заявок пересекает пятитысячный порог. Участие в конкурсе обходится примерно в 110-190 евро: в определенный момент — при более-менее фиксированных расходах на проведение мероприятия — каждый новый участник начинает означать чистый доход.

В борьбе за привлечение новых производителей или расширение количества образцов от одной компании организаторы создают дополнительные стимулы. Это могут быть номинации на лучшего винодела, производителя, супермаркетную или специализированную сеть и т.п., а также благотворительные акции, презентации и гала-ужины. Таким образом, компании-конкурсанты получают не только винный конкурс, но и комплексное мероприятие, которое помогает решать другие рекламные и маркетинговые задачи.

Назад к потребителю

Рассмотрев преимущества профессионально организованных винных конкурсов для устроителей, производителей и виноторговцев, настало время еще раз вернуться к потребителю.

Пойдет ли рядовой любитель вина в магазин только для того, чтобы специально приобрести бутылку, получившую медаль X на конкурсе Y? Едва ли. А уже находясь в магазине и выбирая вино, обратит ли он внимание на эмблему медали и примет ли ее в расчет, делая свой выбор? Этот вариант достаточно распространен. Окажется ли потребитель в выигрыше? При условии, что конкурс — авторитетный, а цена — на уровне других предложений в данном классе вин, ответ с большой долей вероятности будет утвердительным.

Точка зрения: Элеонора Скоулз

Было время, когда я, как начинавший винолюбитель, нередко совершала покупки незнакомых марок вина под влиянием того, была ли бутылка украшена наклейкой медали. Этот маленький стикер облегчал выбор. Он как бы сигналил: «Посмотри, экспертные комиссии в Бордо или Чили посчитали меня достойным образцом и присудили награду — какая еще гарантия качества тебе нужна?» И я, не ведая ни о масштабе, ни об авторитете конкурса, часто поддавалась на эту уловку и клала бутылку в корзину. Не могу сказать, что хотя бы раз сильно разочаровалась в подобных покупках. Но мне уже никогда не узнать, насколько качество награжденного образца было выше тех схожих 10-20 вин, которые оставались стоять на полке.

Сегодня, когда моя профессия непосредственно связана с индустрией вина, я перестала обращать внимание на регалии на бутылках, а пресс-релизы о наградах меня интересуют лишь постольку, поскольку мне важно знать, кто из производителей использует конкурсы для продвижения своего ассортимента. Но это не циничный подход, а эволюционировавшая система ценностей, которая включает теперь другие, более важные, на мой взгляд, аспекты — винодельческую философию хозяйства и реальный потенциал виноградников. Их невозможно однозначно оценить в медалях.

Ведущие конкурсы Европы

International Wine Challenge

Страна: Великобритания

Год основания: 1984

Сроки судейства: в начале апреля

Объявление результатов: общая презентация в сентябре, затем публикации в Wine & Spirit
Количество вин: 9358 в 2007 году

Преимущества: крупнейший по числу заявок; вина группируются по региональному признаку; в числе судей — Оз Кларк и Дженсис Робинсон и 40 экспертов с титулом Master of Wine; результаты также публикуются отдельной книгой The World’s Best Wines

Decanter World Wine Awards

Страна: Великобритания

Год основания: 2004

Сроки судейства: в конце апреля

Объявление результатов: для виноторговцев в конце мая; общая презентация в сентябре, затем публикации в Decanter

Количество вин: 7642 в 2007 году

Преимущества: конкурс с наиболее стремительной динамикой развития; судейские группы формируются на основе специализации по определенным регионам или категориям вин; результаты публикуются в авторитетном журнале Decanter; благотворительный аукцион совместно с Christie’s

International Wine and Spirit Competition

Страна: Великобритания

Год основания: 1969

Сроки судейства: в несколько этапов с марта по сентябрь

Объявление результатов: в мае, июне и сентябре по разным категориям; общая презентация в ноябре

Количество вин: около 6 000 в 2007 году

Преимущества: старейший и один из самых авторитетных отраслевых конкурсов; ежегодно назначается президент из числа влиятельных персон винного мира (Филиппина де Ротшильд, Пьеро Антинори, Роберт Мондави и прочие); лучшие вина проходят лабораторный анализ; специальные награды для производителей, виноторговых компаний, розничных сетей и людей, пропагандирующих культуру вина

Concours Mondial de Bruxelles

Страна: Бельгия

Год основания: 1994

Сроки судейства: в конце апреля — начале мая

Объявление результатов: в начале мая

Количество вин: 5 735 в 2007 году

Преимущества: один из самых известных конкурсов с европейским охватом; винные эксперты из 45 стран мира; сотрудничество с институтом статистики для анализа и оптимизации надежности результатов; специальные награды в категориях белого, красного, игристого и сладкого вина

MUNDUSvini

Страна: Германия

Год основания: 2001

Сроки судейства: в конце августа в два этапа

Объявление результатов: в октябре через специальную публикацию MUNDUSvini

Количество вин: 4 925 в 2007 году

Преимущества: крупнейший немецкий конкурс с международным охватом вин; к судейству приглашены эксперты из 45 стран мира; результаты оглашаются в специальном приложении тиражом в 100 тыс. экземпляров; мероприятие также освещается в региональных и национальных СМИ

Винные конкурсы в России

Сегодня в России существует два конкурса, чью репутацию можно считать сложившейся. Это Международный дегустационный конкурс по алкогольной продукции, проводимый в рамках выставки «Продэкспо», и Конкурс вин и спиртных напитков Vinnaya Karta Open под эгидой издательского дома «Витрина».

Дегустационный конкурс на «Продэкспо» в следующем году отметит десятилетний юбилей. В нем принимают участие отечественные алкогольные предприятия, а также импортеры и производители, представляющие зарубежную продукцию. В среднем на конкурсе представлено около тысячи образцов, из них примерно половина приходится на вина. Сорок процентов получают золото, серебро или бронзу. Также присуждаются гран-при по десяти номинациям.

Конкурс “Vinnaya Karta Open” впервые прошел в 2004 году, тогда к участию было заявлено более 300 образцов. Процесс судейства состоит из двух этапов. Отборочное жюри, в которое входят импортеры, сомелье и независимые специалисты, проводит начальную оценку. Международное жюри — в него приглашаются признанные российские и международные эксперты — выносит окончательное решение и присуждает награды. Лучшие образцы награждаются золотыми, серебряными или бронзовыми медалями или специальным призом «Хрустальный бокал».

Источник: eleonorascholes.ru