Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
В помощь потребителю / Разное / Вино и литературные герои

Вино и литературные герои

"Золотой" перегар, или Что пьют герои русского литературного гламура?

Долгие годы работы в винной журналистике накладывают отпечаток на восприятие любого письменного текста, тем паче - художественного. Мой взгляд невольно цепляется за описание вкуса, цвета и запаха, отмечает удачные эпитеты, нестандартные оценки и досадные неточности. А еще я постоянно обращаю внимание на алкогольные напитки, которые пьют герои лежащего перед глазами романа. Здесь встречается много любопытного. Помните, чем миледи пыталась отравить д`Артаньяна и его друзей? Анжуйским вином, которое верные, но нищие слуги короля не могли себе позволить по причине его несусветной дороговизны. Сегодня на этот напиток не позарился бы даже пресловутый менеджер среднего звена, который не такой как все.


Недавнее знакомство с «Зимней коллекцией смерти», написанной бывшим медиевистом и нынешним «апостолом гламура» Николаем Усковым, оживило в памяти некоторые сцены из культового «Духless» Сергея Минаева - яркие и страшные в своем алкогольно-кокаиновом угаре. При всем различии подходов общим остается тезис главных персонажей: «Мы - элита, а вы - мебель».

Что и как пьет новая российская аристократия? Знать - не по рождению, а по количеству денег, понтов и мерзости. Я не претендую на исследовательскую полноту, не собираюсь чертить графики и сводные таблицы, отражающие рост импорта или объемы продаж по сегментам. Я лишь хочу обрисовать контур социальной модели алко-потребления, которая нашла отражение в новейшей (pro-)гламурной литературе России, во всяком случае, в лучших ее образцах (Робски, понятное дело, не в счет). Модели, которая не придумывалась авторами специально, но оказалась скорее побочным продуктом основной сюжетной линии. Тем интересней она для стороннего наблюдателя.

Кстати, и Усков, и Минаев превосходно знают ту среду, о которой пишут, и тот образ жизни, который ведут ее представители - люди, с одной стороны, из гламурной, а с другой - из модной и продвинутой бизнес-тусовки. Их тексты в значительной мере отражают реальное положение вещей.

Прежде чем пройтись по списку алко-предпочтений литературных персонажей, скажу о том, что в него не попало. Москва глянцевых геев и коммерческих директоров крупных компаний, если верить Ускову и Минаеву, не пьет ни рома, ни текилы, ни граппы. В топ-листе не встретить писко, узо, метакты, абсента, горьких настоек и ликеров. Здесь не нашлось места джину, кальвадосу, шнапсу, сакэ и многому другому, что само по себе любопытно. Кажется, элита в массе своей имеет довольно поверхностное представление не только о богатой культуре потребления алкоголя, но даже о его роскошном ассортименте.

Наиболее популярным (имею в виду частоту цитирования) напитком в обоих романах оказывается:

Виски

Главный герой «Духless» (он, кстати, не имеет имени или, точнее, может иметь ЛЮБОЕ имя), предпочитает его всем другим напиткам. Изрядная порция зернового дистиллята - часть его ежедневного ритуала. Однако назвать его знатоком язык как-то не поворачивается. В большинстве случаев герой пьет «просто виски», добиваясь быстрого и проверенного эффекта. О конкретных марках автор упоминает только дважды. В модном питерском клубе его персонаж заказывает двойной Chivas Regal со льдом (заметьте, это делает человек с месячным доходом в 15 тысяч евро!), а в «Шатре» на Чистых прудах - Jameson. Бутылка того же напитка имеется и в его домашнем баре. У гламурного редактора журнала «Джентельмен» по имени Алехин с марками дело обстоит еще хуже. В московском борделе премиум-класса «Оля-Оля» он заказывает Black Label, а в несравненно более скромной, но не менее блядской гольяновской «Заре» Red Label - другого там попросту нет. Кстати, в последнем случае, скромный ассортимент виски ненавязчиво, но однозначно подчеркивает крайне невысокий статус заведения.

Коньяк

В «Духless» появляется дважды. Первый раз в образе «Московского» с отвратительным запахом сивухи (здесь Минаеву возразить трудно) - его бесплатно предлагают каждому пассажиру СВ Николаевского экспресса, курсирующего между Москвой и Питером. Второй - в виде Hennessy VSOP, которым предполагается отметить удачное вручение взятки. Герой, как известно, не взял конверта, но коньяк выпил и даже закусил его ... лимоном! (No comments). Гламурный Алехин в ресторане «Аист» потчует следователя Липатова Martell Cordon bleu (в тексте почему-то - Gordon bleu). Выбор, мягко говоря, не самый изящный (в реальной винной карте заведения имеются куда более привлекательные позиции), но с безусловной претензией на статусность.

Вино

В мире глянца с ним знакомы очень поверхностно, хотя персонажи Ускова и тужатся изо всех сил, чтобы выставить себя настоящими конессерами. В глянцевой тусовке принято пить исключительно белое. Автор дает этому предельно простое и прагматичное объяснение - гламурные персонажи пьют понемногу, но весь день, а от белого вина опьянение наступает не так быстро. В Vogue cafe Алехин заказывает под гречку с белыми грибами ... Poully-Fume. Совсем неочевидный выбор по сочетаемости, вдобавок он почему-то пьет его ледяным. Какое удовольствие? В «Балчуге» выбирает Gavi di Gavi, а дома держит пару бутылочек Felluga. Уже что-то. В принципе, это добротные итальянские вина, хотя и не самые выдающиеся даже в своих регионах.


Босс Алехина, издатель «Джентельмена» госпожа Порываева завершает обед в ресторане «Турандот» бокалом Chateau d`Yquem. Пожалуй, единственный безупречный выбор на протяжении трехсот с лишним страниц! Или, точнее, беспроигрышный вариант - Икем позволит примириться даже с отвратительным обедом. К сожалению, из текста неясна мотивация такого выбора, но могу предположить, что его определила ... цена.

В «Духless» вино появляется только однажды: в Vogue cafe (опять!) толстый папик окучивает молоденькую шлюшку, выставив на стол бутылку Chateau Margaux стоимостью в тысячу долларов. Причем, развернул ее этикеткой в зал, чтобы все видели. Типичная ситуация - деньги выбирают деньги, а что там, собственно, в бутылке, совершенно неважно.

Странно, что авторы мало внимания уделяют шампанскому, которое справедливо считается продуктом премиум-класса. Казалось бы, именно оно должно быть на первом плане, ан нет! Один из героев Ускова упивается шампанским в бизнес-классе самолета, летящего из Москвы в Милан. Подают, кстати, весьма достойное Piper-Heidensieck. Но это - все. У Минаева игристое вино упоминается в весьма сомнительном контексте. Бывшая сокурсница главного героя - неудачница по жизни, затащила его домой, пьет из горла «Советское шампанское», а затем делает ему минет, издавая странные булькающие звуки. Это же вино неторопливо поглощают посетители модного питерского кафе, нюхая бокалы как будто там Cristal. Впрочем, кто-то действительно пьет Cristal. Но герой, любящий покрасоваться, все же не рискнул расстаться с девятью сотнями баксов просто чтобы «произвести впечатление». Сделку по долевому участию в создании нового клуба персонажи «Духless» отмечают «Рюинаром», причем пьют его из бокалов Riedel, хотя дело происходит в сыром вонючем подвале. Да и вино наверняка теплое.

Попутно вспомнил одно место из Липскеровских «Демонов в раю», когда три гламурные девушки все в том же Vogue cafe отмечают встречу шестью (!) бутылками розового Veuve Clicquot. Шампанское весьма достойное, хотя, на мой взгляд, продается по явно завышенной цене. Но тут важно другое - этим глупеньким симпатягам даже в голову не пришло попробовать что-то еще! Никакой тяги к экспериментам, никакой жажды новых ощущений. Только упорное воспроизведение алгоритма СООТВЕТСТВИЯ статусу.

Водка

Национальный русский напиток не очень-то жалуют. В мире глянца, если верить Ускову, его не пьют вовсе. У коммерческих директоров ситуация почти аналогичная. Безымянный герой Минаева в состоянии хронической депрессии покупает в ларьке «Гжелку», но продавщица несколько раз настоятельно предлагает ему «Русский стандарт», чтобы хоть немного сгладить противоречие между его внешним обликом и столь странным заказом. Тот настоял на своем, за что и поплатился - вскорости был нещадно избит бомжами и лишился бутылки.

Пиво

Присутствует в текстах исключительно в негативном образе. Его бессовестно разбавляют в «Кружке» на Курском вокзале, где собираются нацболы, бездарные поэты и псевдо-интеллектуалы, поедающие шаурму с картошкой фри. Безымянный герой «Духless» в компании этих людей предпочитает плохонький виски, чем сразу устанавливает непреодолимую дистанцию между собой и всеми остальными. Большие пластиковые бутылки «Балтики» держат в руках тинэйджеры у входа культурно-развлекательный бордель «Заря», куда случайно занесло гламурного главреда. Да еще Минаев вкладывает в уста одного персонажа любопытную фразу: в провинции кто-то выбирает между шестой и девятой «Балтикой», а кто-то между молоком и хлебом. Лучше не скажешь.

От путешествия в алко-niveau этих популярных романов остается грустное впечатление. Новая русская знать обзавелась деньгами, дорогими машинами, особняками, модной одеждой и пр. Она обедает в «продвинутых» ресторанах и регулярно пьет дорогой алкоголь. Но практически ничего не смыслит в этой теме, ориентируясь на стоимость и на степень раскрученности бренда. Ей чужды не только эстетское наслаждение и здоровый энологический гедонизм, у нее отсутствует даже элементарный вкус. Мне могут возразить, что вот, мол, есть множество обеспеченных людей, прекрасно разбирающихся в вине. Конечно! И некоторых из них можно встретить на страницах Drinktime. Но, к сожалению, они ни в коей мере не определяют облик современной российской элиты. А жаль.

Источник: drinktime.ru