Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Вино и шампанское вытесняют водку

Вино и шампанское вытесняют водку

Пиво, вино и шампанское «выживут» водку с российских прилавков?

«Низкоградусные» алкогольные напитки сживают водку с прилавков, бьют тревогу в Национальной алкогольной ассоциации (НАА). Недалек тот час, когда россияне в большинстве своем перейдут с традиционно русского горячительного на более легкое спиртное.

По сведениям НАА, в январе-апреле текущего года водки и ликероводочной продукции в стране произведено на 2% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. По мнению экспертов ассоциации, снижение производства крепкого алкоголя в России, в частности водки, наблюдается не первый год.

Ситуация обусловлена снижением спроса со стороны населения. К примеру, в прошлом году продажа водки упала на 10% по сравнению с 2005 годом, и такая тенденция, по мнению специалистов, продолжится. Россияне все больше пьют пива, и «виновата в этом» агрессивная реклама его производителей.

Так, по экспертным оценкам, если пять лет назад на долю пенного напитка приходилось 20% потребления, то сейчас – ровно треть. В то же время выпуск виноградных вин увеличился за это время на 10,5%, из них 4,2% пришлось на апрель. Шампанских и игристых вин сделали на 16% больше, а производство плодовых вин росло еще более быстрыми темпами – 28,3%.

Гендиректор ОАО « Абрау-Дюрсо» Александр Захаров в своем интервью Bigness.ru указывает на то, шампанское перестало быть напитком трех дней в году – на Новый год, 8 марта и день рождения. Кроме того, постепенно к этому напитку, имеющему преимущественно женскую аудиторию, приобщаются и мужчины.

Кроме того, если говорить о российском шампанском, то рост потребления, по словам нашего собеседника, во многом зависит от улучшения качества российских игристых вин. «Сейчас крупнейшие российские производители вина и шампанского восстанавливают и преумножают виноградники, которые были уничтожены, покупают новые саженцы, инвестируют в это деньги. Эта местная сырьевая база – уникальна, по сути, качество винограда и сырья сегодня доросло до уровня мировых стандартов. Естественно, это влияет на качество и выбор потребителя», – с гордостью констатирует производитель.

По словам А.Захарова, «рост потребления игристых вин и шампанского по разным оценкам составил с 2006 года по 2007 года 50-70%. Это отличный показатель, если учитывать, что антиалкогольная политика 90-х уничтожила большинство виноградников».

Что же касается водки, то специалисты НАА предупреждают: общий ценовой фон традиционного русского напитка будет повышаться. Происходить это будет за счет вытеснения дешевых сортов. Чтобы не работать себе в убыток из-за снижения спроса, производители все активнее будут уходить в сегмент «Премиум», продукция которого существенно дороже.

Как отмечают эксперты, пить россияне меньше не стали, но они все больше предпочитают вино и пиво. Уровень потребления чистого спирта на душу населения составляет стабильные 10 литров ежегодно.

Кстати, тенденция снижения пития водки наблюдается не только у нас. В Швеции, например, 30 лет назад объем ее потребления составлял 60%, а теперь – только 30, все остальное – те же натуральные вина и пиво.

Вместе с тем, как подчеркивают эксперты, привычка к крепкому алкоголю в России все же остается сильной, просто люди переключаются на другие напитки. Так, производство коньяка выросло за четыре месяца на 20%, а импорт виски увеличился за последние четыре года в пять раз. Причем и производители, и импортеры идут, разумеется, вслед за спросом.

Причины специалисты видят не только в повышении благосостояния населения, которое формирует иную культуру пития. Аналитик потребительского сектора Ольга Самарец напомнила, что пару лет назад резко выросли акцизы на спирт. Это спровоцировало подорожание водки, а затем и масштабный алкогольный кризис 2006 года. Отрасль от него оправилась, а потребители успели сменить предпочтения.

Эксперты НАА слишком драматизируют дальнейшую судьбу русской водки, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Двухпроцентные потери «водочников» в первом квартале текущего года еще не показатель, на основе которого можно делать трагические прогнозы.

Водку с рынка никто не выживет. «Рост же популярности легких напитков вовсе не оттого, что у нас меняются вкусы, просто в силу доступности продукции разнообразной мы стали пить больше», – говорит наш собеседник.

Эксперт указывает на то, что, несмотря на положительные прогнозы относительно вина и шампанского, Россия еще не достигла уровня потребления этих напитков, что наблюдался в Советском Союзе, когда вина выпивалось в два раза больше, чем водки. «Мы отстаем от советского потребления вина пока в 3,5 раза. Рынок вина не развивается, он восстанавливается, у него есть небольшие и медленные перспективы развития. Даже за пять лет грядущих мы не достигнем и половины уровня потребления советского времени», – прогнозирует В.Дробиз.

Действительно, прирастает потребление крепкой алкогольной экзотики с Запада: виски, рома, текилы, джина. В прошлом году потребление этой группы выросло примерно в два раза.

Что касается пива, потребление хмельного напитка выросло в пять раз с 1995 года, когда на душу населения в год приходилось не более 15 литров. Сегодня этот показатель равен 82 литрам.

Да и в случае снижения потребления водки её производители вряд ли понесут убытки. Дробиз отмечает, что в России с 1994 года резко выросло потребление низкоалкогольных спиртосодержащих коктейлей. «Между тем, это продукция тех же ликероводочных заводов. Так что говорить о том, что производители будут терпеть неудачи – бред», – говорит специалист.

Аналитик приводит данные по потреблению алкоголя в переводе на чистый спирт. Он крайне не согласен с цифрами Национальной алкогольной ассоциации. «На душу населения в 2007 году приходилось не 10, а 13 литров чистого спирта в год. Даже в 2002 этот показатель был равен 11 л», – утверждает он

Так что прописывать печальный сценарий «сорокаградусной» пока рано. Несмотря на более высокие акцизы, чем у слабоалкогольных напитков, водку будут продолжать пить.

 

Источник: bigness.ru