Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Технологии виноделия / Упаковка для вина / Разнообразие упаковки. Вино в "картоне"

Разнообразие упаковки. Вино в "картоне"
 

Вино в «картоне»


В одной из своих статей, посвященных перспективам мирового винного рынка, известный эксперт в этой области г-н Хью Джонсон высказал мнение, что будущее —за многообразием. По его прогнозам, «вино будет продаваться в бутылках всех форм и оттенков, в коробках, банках, пакетах, канистрах и фляжках».

«И с чего, собственно, виноделы взяли, что вино обязательно должно быть в 750-мл бутылке определенной формы, закупоренной португальской корковой пробкой? — вопрошает Хью Джонсон. — Уже сейчас в Южной Америке красные вина на каждый день продают в таких же коробках, как молоко, а в Австралии более половины вина переселилось из больших бэг-энд-боксов в «боксы» поменьше, известные как даун-андер. Стеклянные бутылки и пробки, сделанные из коры пробкового дерева, будут еще использоваться для дорогих элитных вин, но для всех остальных будут применять современные виды упаковки...»
Спорить с этим прогнозом трудно. Действительно, сегодня производители вина активно борются за симпатии потребителей, стараясь предложить свой продукт самым разным людям, по различным поводам, вне зависимости от существовавших ранее стереотипов. 

 Пионерами в деле создания и внедрения новых видов упаковки для вина были австралийцы. Примерно полвека назад они изобрели новый способ упаковки вина — фольгированный полиэтиленовый пакет, помещенный в картонную коробку, который и получил название bag-in-box (BiB, «мешок-в-коробке»). Поначалу мир воспринял это с недоумением, однако постепенно новинку признали, и она стала завоевывать алкогольный рынок не только Нового, но и Старого Света. Появились и другие виды упаковок: Тетра-паки (tetrapack) — картонные коробки, ПЭТ-паки (pet-pack) — картонные упаковки, оснащенные герметичной крышкой, Пюр-паки (pure-pack) — картонные упаковки с полиэтиленовым покрытием и т.п. Сегодня во многих странах Европы (прежде всего — Италии, Португалии, Франции, Германии и Испании) до 60% столового вина продается в «картонных» упаковках.

 

Россияне голосуют «За»
Уже несколько лет подряд продажи в России вина в так называемых «картонных» упаковках демонстрируют тенденцию устойчивого роста. О современном состоянии и перспективах развития этого сектора мы попросили рассказать экспертов, представителей компаний-участниц алкогольного рынка.

— Российский рынок вина в упаковках Тетра-пак и BiB развивается очень активно, причем его динамика резко положительна, — ответила Александра Целищева, бренд-менеджер ООО «Винный Дом Боставан». — На этот сектор приходится около 20% всего рынка вина в России.
     

В картонные упаковки разливают в основном ординарные полусладкие вина, как сортовые, так и купажированные. Наиболее востребованный литраж в случае с упаковками Тетра-пак — 1 литр; BiB — 3 литра, в меньшей степени — 2 литра. Для вин в розлив наиболее часто используют 10-ти и 20-ти литровые упаковки. У вин в экономичной упаковке ярко выражена сезонность спроса: основной объем их потребления приходится на теплое время года. Российские производители серьезно представлены в сегменте вин в упаковке Тетра-пак, так как могут предоставить очень выгодные оптовые цены. На рынке BiB до недавнего времени лидировали молдавские производители, обеспечивая лучшее соотношение цены и качества. Однако в свете последних событий, происходящих на рынке РФ молдавского и грузинского вина, ситуация может измениться в пользу российских производителей.

— Вина в упаковке BiB и Тетра-пак сегодня занимают прочные позиции на мировом рынке алкогольной продукции, и Россия не является исключением — считает Екатерина Фёдорова, руководитель отдела маркетинга компании «Мильстрим». — Так, к началу 2006 года продажа вин в картонной асептической упаковке увеличилась примерно в 3 раза по сравнению с предыдущим годом, и этот процесс будет продолжаться. Исходя из опыта прошлых лет, а также анализируя текущую ситуацию на рынке, мы рассчитываем, что продажи во II и III кварталах 2006 года превысят продажи I квартала на 300-400%. Дело в том, что за последние годы вина в 2-х и 3-х литровых упаковках BiB стали неотъемлемым атрибутом выездов на природу. Лидерами продаж, по нашим данным, в этой категории являются полусладкие вина в упаковке 3 литра в ценовой категории до 230 руб.

Напротив, вина в упаковке Тетра-пак (речь идёт о вине отечественного производства) практически не подвержены сезонным колебаниям спроса, так как в основу данного сегмента рынка составляют полусладкие и сухие вина ценовой категории до 70 рублей за 1 литр.

— Вино, разливаемое в «картонную» тару — это, как правило, ординарное столовое вино «на каждый день» — говорит Кирилл Бутко, директор по маркетингу холдинга Gerrus Group. — Из стран с наиболее динамичным ростом рынка так называемой «нетрадиционной» упаковки я бы выделил Россию и США. Наша страна сейчас переживает сейчас бум «картонной» упаковки. Сегодня у нас на винном рынке доля упаковки Тетра-пак и BiB составляет порядка 10%, и эта цифра с каждым годом увеличивается. На мой взгляд, через 5-6 лет совокупная доля этих упаковок может вырасти до 25%.

 

— На российском рынке объем вин в упаковках Тетра-Пак и BiB с каждым годом будет увеличиваться — сказал Вячеслав Карасев, директор по маркетингу ООО «Винэкспорт». — Их доля от общего количества вин уже сейчас составляет 15-20%, а в гипермаркетах продажи достигают 25%. Поэтому можно предположить, что с каждым годом эти вина будут все больше и больше востребованы потребителями.

 

Плюсы и минусы
Растущая популярность «картонных» упаковок объясняется просто — она предлагает потребителю целый ряд несомненных преимуществ.

— Из плюсов этих типов упаковки можно выделить удобство использования (не нужен штопор, удобно закрывать) и транспортировки (не бьется, имеет меньший вес) — говорит Кирилл Бутко, — а также гарантию сохранения вкусовых качеств (не проникает свет и воздух) и подлинности продукта (подделки практически исключены). Кроме того, открытое вино в BiВ можно хранить месяцами — это позволяет специальная система укупоривания. (Как правило, срок хранения открытого вина в BiB составляет до 1,5-3 месяцев, информацию об нужно поискать на упаковке — прим. ред.) Что же касается Тетра-пака, то этот вид упаковки особо экономичен — стоимость самого продукта для покупателя получается несколько ниже, в случае розлива вина в бутылку или BiB. Кстати, надо отметить, что специалисты компании Тetraрak ведут целенаправленную работу по усилению прочности упаковки, и мы, как производитель, видим ее результаты.

Действительно, развитие современных технологий позволило создать практически идеальную упаковку. Однако, при этом операторы алкогольного рынка отмечают, что её производителям рано почивать на лаврах.

— К сожалению, при транспортировке, погрузке, разгрузке и т.д., коробки часто мнутся и приобретают «нетоварный» вид, — говорит Ольга Савицкая, заместитель руководителя отдела маркетинга ООО «Каудаль». — Также возможны подтеки вина (хотя многие производители уверяют, что именно их упаковка избавлена от такой проблемы). К тому же в своем оформлении упаковки BiB нередко проигрывают бутылкам, и покупатель предпочитает последних.

Еще один важный нюанс в секторе «картонных» вин связан с их качеством. Так, по мнению Александры Целищевой, погоня за низкой ценой и сложившийся имидж продукции, как простой и дешёвой, порой приводят к тому, что качество вина в «картоне» оставляет желать лучшего. Хотя нужно заметить, что эта проблема актуальна и для вин в традиционных бутылках.

— Многие считают, что вино в упаковках BiB и Тетра-пак не может быть высокого качества, этот стереотип изначально сопровождал данную продукцию — сказал Вячеслав Карасев. — К сожалению, иногда это соответствует действительности, но сегодня существует немало достойных вин в картонных упаковках, в пользу которых можно сделать свой выбор. В последнее время доверие потребителей к этим винам стало возрастать, этому в частности способствуют супермаркеты, так как их разнообразный ассортимент и контроль качества представленной на полках продукции позволяют покупателям охотно приобретать вина в картонной упаковке.

 

Розница дает добро
В настоящее время практически в любом супермаркете и гипермаркете, да и в крупном универсаме вина в «картонных» упаковках получили постоянную «прописку» и не обделены вниманием покупателей.

— В последнее время доверие покупателей к качеству вина в упаковке BiB выросло, но такой продукт продолжает оставаться в большей мере вином для пикников — считает Варлам Орбеладзе, кавист METRO Cash&Carry (С.-Петербург). — Приобретая данные вина, покупатели обращают внимание в первую очередь на их цену и литраж. Что же касается их доли в общем обороте вина, то она колеблется от 10 до 15% — в зависимости от сезона. Несмотря на большое число плюсов данной упаковки, имеются нарекания со стороны потребителей на качество этих напитков.

Ассортимент вин в «картоне» достаточно широк и в целом отвечает практически всем требованиям, предъявляемым нашими клиентами, но хотелось бы, чтобы производители уделяли больше внимания качеству самой упаковки, особенно ее прочности.

— Вина в «картонной» упаковке у нас пользуются спросом круглый год, — говорит Алла Мартина, заведующая секцией алкоголя и сопутствующих товаров ООО «Тегра» (С.-Петербург), — наиболее востребованными являются сухие и полусухие, емкостью 1 литр; ближе к лету — 3-х литровые упаковки. Среди стран-производителей самыми популярными можно назвать Германию, Болгарию и Грузию. Со стороны покупателей нареканий в адрес этих вин мы не слышали — напротив, многие отмечают их удобство.

 

Ресторан: либералы или консерваторы?
В отличие от ритейла, многие рестораторы крайне осторожно относятся к винам в «картоне». В одних заведениях, их качество и имидж считают не соответствующими уровню продукции для ресторана и используют, в лучшем случае, в кулинарии.
В других, понимая всё удобство вин в «картоне», предлагают их гостям по бокалам, тщательно выбирая производителей и марки, в качестве которых они уверены. Так или иначе, с развитием ресторанного бизнеса, вина в нетрадиционной упаковке уже занимают позиции и в секторе HoReCa.

— В наших ресторанах вина в упаковке сектора BiB и Тетра-пак не используются, — говорит Эдуард Коптелов, управляющий ресторана «Токио Сити». — Мы не предлагаем их гостям и не применяем на кухне. Мало закупить вино и создать нужные условия для его хранения — важно правильно и достойно подать его гостям заведения. Есть определенные традиции, культура и эстетика подачи вина в ресторане, именно поэтому вина в бутылках — отнюдь не роскошь, а необходимость, создающая атмосферу заведения.

К тому же одними из основных потребительских показателей вина является прозрачность и цвет этого благородного напитка. Приобретая вино в стеклянной бутылке, мы можем визуально оценить его качество сразу, без вскрытия упаковки (согласно ГОСТ 7208-93 все виноградные вина должны быть кристаллически прозрачными, без осадка и посторонних включений).

— Несколько лет назад среди менеджеров, занятых в управлении ресторанами высшего класса, бытовало правило: использовать в своих винных картах только элитные вина, — говорит Игорь Котляров, управляющий ресторана «Казачек». — Однако в последнее время появилось множество неплохих вин от различных производителей в нетрадиционной упаковке. Прогрессивные технологии и желание винодела удешевить тару, а вместе с этим понизить цену своего товара — уже свершившийся факт! Должен ли я судить о качестве вина по тому, во что оно упаковано, или стоит обратить внимание на его свойства? Достойные внимания продукты давно разливают не только в бутылки. В нашем ресторане в позиции house wine присутствует одно из таких вин. Нам пока не приходилось сталкиваться с проблемами, связанными с низким качеством вин в BiB упаковке. Напротив, стоит отметить её герметичность и защищенность от возможных механических повреждений (например, при погрузке), а также воздействия солнечного света.

 

Прогнозы на будущее
Без сомнения, алкогольный рынок, как всякий живой организм, находится в постоянном развитии, и остановить этот процесс невозможно. Картонные упаковки уже «отвоевали» значительную часть рынка у традиционного стекла и очевидно, что в выигрыше останется тот, чей продукт будет максимально удовлетворять запросам потребителя.

— В принципе, данные виды упаковок уже завоевали свой рынок, — говорит Екатерина Фёдорова, — поэтому производители начинают серьезно задумываться об их новых вариантах. Например, уже сегодня мы наблюдаем укрупнение объема упаковки Тетра-пак с традиционного 1 литра до 1,5 и 2-х литровых коробок. Как они себя покажут, еще большой вопрос, так как они составляют прямую конкуренцию уже давно существующим винам в упаковке BiB и в то же время не предлагают каких-то дополнительных выгод по удобству использования.

Также можно прогнозировать модернизацию упаковки — например, более удобное расположение крана, дополнительные нюансы (стаканчики, клапаны), изготовление упаковки для семейного потребления (2 вида вина в одной коробке) и т.д. После прохождения этого этапа наступит очередь смены существующих лидеров производящих упаковки. Что будет в дальнейшем, пока сложно предположить.

— Наверняка в сезоне 2006 мы увидим новые виды расфасовок вина, — считает Кирилл Бутко. — Сегодня в «картон» разливаются как дешевые, так и среднеценовые напитки, возможно, скоро так будут упаковывать и вина премиум-класса.

Источник:"Империя Вкуса"