Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Международный рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Виноградарство и виноделие Аргентины

Виноградарство и виноделие Аргентины

АРГЕНТИНСКИЕ ВИНА


Виноградники Аргентины – одной из крупнейших латиноамериканских стран – протянулись почти на 1000 км с севера на юг. Благодаря разнообразию климатических широт, каждый из регионов имеет свои отличительные особенности с различными почвенно-климатическими условиями, подходящими для культивации различных сортов винограда, наиболее распространенными из которых являются Malbec, Cabernet sauvignon, Cabernet Franc, Merlot, Pinot Noir, Syrah, Torrontes,  Cardonnay, Chenin и др. (огромное количество культивируемых сортов - характерная особенность аргентинского виноделия). Виноградники занимают площадь 220 000 га, площадь виноградников провинции Мендоза, самого важного винодельческого региона Аргентины, составляют 150 000 га, здесь производится 75 % всех аргентинских вин и 95 % вин, предназначенных на экспорт.

Виноделие Аргентины имеет четырехвековую историю, но только сейчас ее вина получили международное признание. Дело в том, что Аргентина долгое время оставалась закрытой страной, где десятилетиями существовали запретительные пошлины не только на импорт, но и на экспорт. В такой ситуации  страна была практически изолирована от внешнего мира. Но население в 70 млн. человек создавало приличный внутренний рынок, и в итоге сформировался свой стиль виноделия, не имеющий ничего общего с современными мировыми тенденциями: вино было принято пить в больших пропорциях разбавленным водой, а для того, чтобы это можно было пить, производили не столько вино, сколько концентрат. Поэтому к экономическим реформам начала 90-х, которые стали возможными, когда рухнуло правительство (в результате аргентинско-британского конфликта вокруг спорных Фолклендских островов, Аргентина подошла с отставанием в области виноделия лет на семьдесят - девяносто. Но политическое и экономическое развитие последнего десятилетия ХХ века создало благоприятные условия для производства вина и развития экспорта - сегодня Аргентина занимает 5-е место в мире по производству вин, уступая лишь Франции, Италии, Испании и США, а экспорт аргентинского вина вырос в разы.

Собственных инвестиций в Аргентине для кардинальных изменений в виноделии не было, и поэтому в начале 90-х сюда пришли международные компании, которые инвестировали колоссальные средства: так, всего лишь за пять лет инвестиции составили 500 млн. долларов США. Многие старые аргентинские компании были куплены иностранными инвесторами: Donaldson Group (США) приобрела Trapiche, Santa Ana и Santa Silvia, Sogrape (Португалия) – Finca Flichman, Pernod-Ricard (Франция) – Etchart, UDV (международный концерн) – Navarro Correas, Allied Domecq (Великобритания) – Balbi, Swarowsky (Австрия) - Norton и др. Кроме того, Seagram начал производство собственного бренда - San Telmo, LVMH создал Terrazas; такие компании, как Codorniu (Испания), Domaine Vistalba (Франция), Kendall-Jackson (США) начали развитие новых виноделен и развитие новых площадей под виноградники, то же можно сказать и о таких аргентинских компаниях, как Catena, La Agricola, Bianch и др. 

Серьезные иностранные инвестиции и внедрение международного опыта в производство и торговлю вином, – все это позволило Аргентине завоевать передовые позиции на мировом рынке вин. Что же привлекает в Аргентину инвесторов? Во-первых, на сегодняшний день здесь отсутствуют ограничения на расширение площадей виноградников, и, как следствие, нет ценового диктата производителей сырья. К тому же европейское производство перегружено – спрос превышает предложение, что приводит к повышению цены. Здесь же потенциал развития виноградников огромен, и вино отличного качества по невысоким ценам  можно производить еще очень долго. В этом, собственно, заключается стратегическая уникальность Нового Света.

Кроме того, Аргентина - свободная площадка для экспериментов (в отличие, например, от Бордо, где для этого нет стимула, ведь бордо и так продается, причем с каждым годом все дороже и дороже).  Именно поэтому здесь работают самые выдающиеся виноделы со всего мира - приехавшие сюда не столько за деньгами (они и так люди состоятельные), сколько за возможностями реализовать свой талант в полной мере. В Аргентине, они не скованные традициями винодельческой культуры Старого Света, внедряли современные технологии производства. И смогли совершить переворот - выйдя на мировой уровень качества и превратив отсталые хозяйства в суперсовременные комплексы.

В итоге, в Аргентине есть несколько производителей, которые не просто вышли на международный уровень, но и находятся в авангарде мирового виноделия. Одной из компаний, которая на гребне роста экономики сумела в последние десятилетия перестроить свое производство, является Bodega y Cavas de Weinert, созданная в 1975 г. бразильским бизнесменом Бернардом Вейнертом. Weinert – это наиболее заметный представитель классического стиля вин из Аргентины, которые Р.Паркер полагает лучшими винами Южной Америки. Виноделам этого хозяйства удалось не  просто создать ряд конкурентоспособных марок (следует учесть, что за весьма доступную цену, это очень серьезное вино с потенциалом выдержки в 50 лет) , но и потеснить на международных рынках многих европейских конкурентов. Так, в 1995 г. на World Wine Championship в США вино Cavas de Weinert, представляющее собой купаж Каберне совиньона, Мальбека и Мерло урожая 1985 г., было признано одним из лучших мировых вин. По мнению ведущих мировых экспертов, Bodega y Cavas de Weinert входит в число пятнадцати лучших виноделен мира. 

Яркой противоположностью традиционного подхода к виноделию является уникальный проект Terrazas компании Moet & Chandon (LVMH), которая  где-то с 60-годов прошлого века производила в Аргентине игристые вина (как уже говорилось выше, здесь были большие запретительные пошлины как на экспорт, так и на импорт, поэтому развивать производство можно было внутри страны) . Уникальность проекта заключается в создании группой энологов из Франции, США и Австралии математической модели наилучшего использования климатических условий для конкретных сортов винограда (дело в том, что Аргентина свободна от океанического влияния, климатические условия здесь определяются высотой над уровнем моря). В результате, в зависимости от высоты над уровнем моря для каждого сорта был подобран оптимальный, с точностью до метра, участок – терраса: например, для сорта Каберне совиньон – подошла высота 980 м, для Мальбека – 1067 м (именно в Аргентине этот сорт имеет оптимальный период созревания!), для шардоне – 1200 м и т.д. Поскольку компания имела здесь огромные площади виноградников, в том числе и старых, были выбраны уже существующие (что очень важно, так как нет необходимости ждать еще 30 лет, пока вырастет виноград), которые случайно оказались на оптимальной высоте – так родилось “террасное” виноделие, и по мнению специалистов, это один из самых впечатляющих и успешных международных проектов. Уже первые образцы этих вин получили высочайшую оценку в Лондоне и Гонконге, признанных винных рыночных центрах Европы и Азии. В США на Intervin-1999, Intervin-2000, International Wine Challenge-2000 вина Bodega Terrazas были отмечены платиновыми, золотыми и серебряными медалями. Интересно, что с 2001 г. хозяйство включило Россию в список 3-х приоритетных клиентов (после США и Англии). 

Лучшие вина Нового Света не менее уникальны, чем ведущие европейские. По мнению многих специалистов, именно они будут пользоваться наибольшим спросом в XXI веке. Тем более, следует учесть, что несмотря на то, что Аргентина занимает 5-ое место в мире по производству вин, доля экспорта составляет пока что около 8 %. Столь положительный прогноз объясняется тем, что вина Нового Света, имеющие более низкие цены (за счет более низкой заработной платы виноделов, отсутствия ограничений расширения площадей виноградников и, следовательно,  ценового диктата производителей винограда, имеют при соотношении “цена – реальное качество” серьезные конкурентные преимущества по отношению к европейским винам той же ценовой линейки (к сожалению, прекрасные европейские вина в верхней ценовой категории недоступны, практически, для 97 % нашего населения). 

Источник: whitehall.ru