Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Международный рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Виноградарство и виноделие Чили

Виноградарство и виноделие Чили

Чилийский   бум

За короткую историю своего виноградарства и виноделия Чили сумела в этой области достичь больше, чем некоторые страны, ведущие летоисчисление данной отрасли с древнейших времен. Практически за 20 лет в этой стране полностью реконструированы виноградники и посажены новые, а чилийские вина экспортируются почти в 100 стран мира.

При этом площадь виноградных плантаций сопоставима с молдавскими: в 2006 г. - 112 тыс. га (в нашей республике -156,4 тыс. га). В Чили порядка 200 винзаводов, в Молдове – 191 предприятие. В прошлом году эта страна Нового света произвела 84,5 млн дал вина, экспортировала более 70% - на $962,5 млн и по этому показателю занимает пятое место в мире. Для сравнения: в благополучном 2005 г. Молдова реализовала на внешних рынках винодельческой продукции на $312,9 млн.

Стремительное завоевание чилийскими винами мирового рынка не зря назвали чилийским бумом: они стартовали в 1989 г. с экспортной отметки на уровне 1,4 млн дал. В 2006-м экспорт возрос до 60 млн дал.

Огромные финансовые вливания пришли в виноделие из Испании, Франции, США, Норвегии, Австралии, Швейцарии, Германии. Например, "Concha y Toro" - первая и единственная местная винодельческая компания, которая разместила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Это позволило ей в 1994 г. инвестировать в модернизацию производства $50 млн. Успехи отрасли на международном рынке стали возможны благодаря соответствующей экономической политике государства.

Об этом рассказал руководитель департамента инвестиций за рубежом МИДа Чили Жак Бенавенте в своем выступлении на международной конференции "Конкурентоспособность винодельческого сектора Молдовы: изучение успеха зарубежных стран. Государство четко определило: поскольку Чили - страна маленькая, нужно интернационализировать экономику. Для этого была разработана стратегия открытого рынка. Чтобы производить больше, надо больше инвестировать, а значит, нужен широкий рынок. Чилийцы, не скромничая, объявили: "Нам нужен весь мир для нашей работы".

- Во-первых, мы понизили свои таможенные тарифы. В 1973 г. они были на уровне 220%, с 2003 г. существует единый тариф - 6%. Но сегодня наши производители могут покупать технологии, материалы и все необходимое, импортируя в страну, и уплачивая менее 1% таможенных ставок. Во-вторых, мы инициировали подписание договоров с теми странами, на рынки которых хотим направить нашу продукцию. Сегодня у Чили есть договоры о свободной торговле с 57 странами. К торговым договорам мы присоединили 43 договора об иностранных инвестициях. Еще у нас есть 16 договоров об избежании двойного налогообложения. В-третьих, наши соседи – это основные покупатели. Поэтому экспорт в соседние страны дает работу 80% трудовых ресурсов Чили. Благодаря такой политике наши основные партнеры – Европа, США, Канада, Азия, Латинская Америка. Такая диверсификация дала нам возможность избежать последствий азиатского кризиса, - говорит г-н Бенавенте.

Когда чилийская продукция попадает на другие рынки, с нее взимается не более 10% таможенных налогов. В Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Уругвае, Парагвае и т.д. таможенные пошлины для нее – ноль. Это укрепляет конкурентоспособность чилийских товаров на мировых рынках. Например, когда аргентинцы (основные конкуренты) экспортируют свои вина в Мексику, к их цене прибавляется 17-20% таможенной пошлины. Настолько они становятся дороже чилийских вин, с которых пошлина не уплачивается благодаря договору о свободной торговле между Чили и Мексикой.

Как подчеркнул докладчик, проблема конкурентоспособности вин не должна быть только заботой предприятий. Государство также должно помочь, используя свои посольства и торговые представительства, распространять положительный имидж своих производителей и страны. "Продвигая имидж Чили как всегда и во всем удивительной страны, мы передаем, в том числе, и представление о ее винном деле. Государство защищает интересы наших экспортеров. Если в других странах возникают торговые барьеры, то государственный аппарат в союзе с частным сектором должен помочь их снять. Практика показала, что политика протекционизма для маленьких стран малоэффективна, потому что в таких условиях мы можем развивать маленький внутренний рынок и не можем выйти на внешние. Поэтому лучшая стратегия защиты – атака. Нужно быть активными в открытии других рынков, иметь хорошие возможности для представления страны за рубежом", - считает Марио Бенавенте.

Второе сообщение о Чили сделала представитель организации "ProChile" Паола Васкез. "ProChile" занимается продвижением имиджа страны совместно с ассоциацией виноделов "Wines of Chile". Если Франция, Италия, Испания являются классическими производителями вина, и у них есть туристически привлекательные места и гастрономия, в Аргентине есть танго, в Австралии – кенгуру, то в Чили нет культовых понятий, ассоциирующихся со страной. А покупателям вина надо рассказать и о стране его происхождения. Чилийские вина позиционируются как специальное предложение на винном рынке, мотивируя его уникальным географическим положением страны. Ее территория вытянута от пустыни Атакама на севере (самое сухое место в мире) до ледников Антарктики на юге. На Западе ее омывает Тихий океан, а на Востоке защищает от ветров горная цепь Анд. Зона возделывания винограда простирается с севера на юг на 1400 км, что отражается в винах различным характером. Для Чили виноград – довольно молодая культура, т.к. выращивается с середины XVI в.

В логотипе "Wines of Chile" контур страны заполнен разноцветными полосами, которые обозначают ее природные особенности: желтые – пустыню; оранжевые, красные, коричневые – горы; голубые и синие – холодные климат и глетчеры. Специалисты называют Чили эдемом для виноделов. В центральной зоне Чили – средиземноморский климат. Благодаря разнице температур дневной и ночной, зимней и летней создаются идеальные условия для созревания винограда, особенно красных сортов, в отсутствие болезней. Производство винограда происходит почти органически, поэтому из него легко изготавливать органические вина. Виноградники орошаются искусственно, урожай контролируется. Во время сбора виноград не загрязняется и на переработку поступает здоровым.

Другая особенность чилийских вин в том, что они изготавливаются из винограда, выращиваемого на собственных корнях, без привоя, как в остальных винодельческих странах. Такая лоза может жить более 80 лет и давать высококачественный урожай. Чили – единственное место на земле, которое обошла филлоксера. Объяснение кроется в огромных залежах меди в ее недрах, которая используется как средство защиты от этого вредителя. Поэтому считается, что настоящие французские сорта выращиваются не во Франции, а в Чили, куда они были завезены в 1850 г., до нашествия филлоксеры в Европе, и сохранились до наших дней. Здешние виноградники находятся под защитой ЮНЕСКО в качестве заповедника генофонда ценнейших мировых сортов винограда.

Самые большие площади занимает Каберне-Совиньон – 45%, Мерло – 15%, Совиньон-блан – 14%, Шардоне – 10%, Карменер – 8%, Сира – 4%. По 1% приходится на Паис-Мисьон, Москатель, Каберне-фран и Пино-нуар. Последний сорт почему-то в Чили не приживается, вина из него получаются не очень удачными. А у нас, напротив, "Пино-нуар" - лучшее из молдавских красных вин. Французский сорт винограда Карменер после филлоксеры полностью исчез в Европе. А в Чили он стал местным и визитной карточкой страны. Однако сами чилийцы долго путали Карменер и Мерло, высаживая их вместе, и не понимали, почему в вине "Мерло" присутствуют травяные тона? И только в 1994 г. эти два сорта были научно идентифицированы и разделены. Вино "Карменер" - полнотелое, насыщенного красного цвета, с ярким фруктовым ароматом, тонами спелой вишни, специй и шоколада. Ни в одной винодельческой стране не производят сортовых марочных вин из Карменера.

Поскольку в стране мало потребляется собственного вина (15 л на душу населения), вино является одним из главных экспортных товаров Чили, наряду с медью, лососью, целлюлозой и фруктами. Вина продаются наливом, а также разливаются, кроме традиционных стеклянных бутылок, в пятилитровые ПЭТы, жестяные банки, тетрапаки и бэг-ин-боксы, чтобы удовлетворить всех потребителей. В 2006 г. 85,7% произведенного вина было экспортировано в бутылках на $825 млн., 10,3% - наливом. Основные рынки: США -18%, Великобритания – 17,7%, Канада – 5,9%, Ирландия и Голландия – по 4,7%, Германия и Бразилия – по 4,5%, Дания – 4,3%, Мексика и Япония – по 3%. На поставки в остальные страны приходится 29,7%. Признание чилийских вин во многом объясняется их разумными ценами.

- Наши вина – не самые лучшие в мире, но они теперь обладают всеми характерными качествами, которые требует потребитель. Они обладают интенсивным фруктовым ароматом, хорошим цветом, нежным вкусом благодаря быстрому созреванию танинов, вследствие чего они потребляются молодыми. Если за французское вино платится высокая цена, мы предлагаем похожее качество, но по цене намного ниже. Это позволяет нам продвигаться на новые рынки и создавать довольно опасную конкуренцию для других стран. Тем не менее, некоторые чилийские вина продаются и по $300-500 за бутылку. Однако их способность конкурировать на внешних рынках заключается не только в цене, но и в их качестве и передаче облика страны.

Поскольку Чили – маленькая страна, земель не хватает, а мировой спрос требует новые объемы чилийских вин, сегодня наши предприниматели инвестируют в виноградарство и виноделие в Аргентине и Калифорнии. А также ищут, где можно найти условия для продолжения своего дела, чтобы развивать производство поближе к рынкам, сохраняя наш стандарт качества. Я считаю, что у Чили и Молдовы есть перспективы для совместной работы, - сказал г-н Бенавенте.

 

Источник: vinmoldova.md