Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
В помощь потребителю / Разное / Винтажные портвейны Porto Cruz

Винтажные портвейны Porto Cruz

Несколько историй из жизни Порту и Порто

«В то время, когда в Лиссабоне развлекаются, в Коимбре — учатся, в Браге — молятся, в Порту — работают», — так рассказывает о характере и нравах жителей города Порту одна из многочисленных португальских поговорок.

Именно этот город, давший имя своей стране и ее самому известному вину — портвейну — в июне нынешнего года по приглашению брэнда Porto Cruz посетила группа российских журналистов.

Немного о названиях

Историки говорят, что слово «Португалия» произошло от слияния названий двух городов, в античные времена располагавшихся на разных берегах реки Дору: «Портус» (что на латыни означало «порт») и «Кале» (от греческого «красивый»). Через несколько сотен лет, в раннем средневековье, название «Портукале» получил весь регион, а затем, в XII столетии, из него «выросло» имя португальского королевства. Что же касается названия «портвейн», то его перевод практически не вызывает затруднения — «вино из города Порту». Хотя на самом деле сегодня в большинстве своем эти  вина рождаются на свет в Вила Нова де Гайа — городе-спутнике Порту, расположенном на левом берегу Дору, где примерно 200 лет назад были оборудованы вместительные склады — «лоджи» для хранения портвейна. Правда, сегодня некоторые компании-производители Порто бутилируют свою продукцию непосредственно в винодельческих хозяйствах.

Любопытно, что и название реки Дору также можно перевести на русский язык: оно означает «золотая». Это полностью соответствует действительности: в древности в долине Дору добывали золото. Потом его запасы иссякли, но зато уже несколько столетий по берегам Дору успешно разрабатывают новую «золотую жилу»: портвейн, приносящий Португалии и ее жителям немалый доход. Но об этом чуть позже.

Политика, экономика и портвейн
История портвейна начинается примерно в конце XVII - начале XVIII веков и представляет собой особую главу во взаимоотношениях трех стран: Португалии, Британии и Франции.
В то время «северные соседки» Британия и Франция были мощными, авторитетными державами. Португалия же, напротив, переживала длительный упадок, начавшийся в 1578 году с разгрома 15-ти тысячного португальского войска маврами и исчезновения на поле битвы 24-летнего короля Себастиана. Себастиан не оставил наследников, поэтому Филипп II Испанский, внук португальского короля Мануэла I Счастливого (все три жены которого были испанскими принцессами) объявил себя и королем Португалии, а в подтверждение прав на престол отправил в соседнее государство мощную армию. В итоге долгие десятилетия Португалия была втянута в войны Испании с Британией и Голландией. Страна потеряла большинство своих колоний, португальская промышленность и сельское хозяйство переживали упадок, внешняя торговля резко сократилась.

Испанцев из своей страны португальцы смогли прогнать в 1640 году, но только в 1668-м Испания официально признала независимость Португалии.

На этом фоне разыгрывались следующие события: в результате целого ряда политических проблем Франция запретила вывоз (а затем Британия — и ввоз) бордосских вин, занимавших тогда лидирующее положение на винном рынке Туманного Альбиона. Освободившуюся нишу постарались заполнить винами Португалии — давнего союзника Англии. Вдобавок ко всему, 27 декабря 1703 года между этими странами был подписан Метуэнский договор, согласно которому Португалия открывала свой рынок для английской шерсти, а Британия резко снижала пошлины на ввоз португальских вин.

Купцам и виноделам оставалось решить одну проблему: сделать так, чтобы португальские вина не портились во время длительной перевозки по морю. Для этого на определенном этапе ферментации в будущее вино стали добавлять некоторое количество виноградного спирта. Таким образом, брожение останавливалось, оставшийся сахар более не перерабатывался, а само вино становилось стабильным, устойчивым к транспортировке и хранению.

Отметим, что в некоторых материалах о портвейне говорится, что брожение сусла останавливают добавлением бренди. На самом деле, согласно регламентации, портвейн «крепят» чистым виноградным спиртом крепостью 77 градусов.

Кто и как навел порядок

Но вернемся к истории. Импорт Порто в Британию неуклонно рос, его крепкий характер очень полюбился жителям Туманного Альбиона. Еще бы! В то время вся торговля этим напитком была в руках английских негоциантов, которые были весьма и весьма заинтересованы в хорошем сбыте своего товара.

Однако в этой «бочке меда» оказалась большая ложка дегтя — качество многих партий Порто, увы, было отнюдь не на высоте. Дело дошло до того, что в 1730 году случился скандал: стало известно, что для обеспечения насыщенного глубокого цвета и вкуса в не очень удачный напиток португальские виноделы добавляли сахар и ягоды бузины!
В итоге случилось то, что должно было случиться: «подмоченный имидж», перепроизводство, падение цен… Нужно было срочно наводить порядок.

В роли спасителя ситуации выступил выдающийся государственный деятель Португалии Себастьян Хосе Карвальо маркиз де Помбаль (правда, в конце жизни маркиз был предан суду, отстранен от должностей и приговорен к смертной казни, которую ему заменили пожизненным  изгнанием из столицы).

В 1756 году он подписал закон, в котором были точно установлены границы района вдоль реки Дору, где дозволялось выращивать виноград — сырье для Порто. Кроме того,
в законе подробным образом регламентировался способ создания вина, имеющего право на славное имя Порто. Закон о Порто от 1756 года был самим строгим из всех существовавших тогда законов, регламентирующих качество вин. Он намного раньше, чем это случилось во Франции, ввел понятие напитка, контролируемого по месту и технологии производства.

О выдающихся административных способностях маркиза де Помбаля говорит и то, что он, не ограничившись подписанием закона, основал Всеобщую сельскохозяйственную компанию вин Верхней Дору.

Годом позже был принят закон, по которому только вина, выдержанные и розлитые в Порто и его пригородах, могли носить название «портвейн».
По этой причине британские купцы, продолжавшие бизнес в Португалии (а таких оказалось отнюдь немало) создали в Порту «английский квартал», главная улица которого сегодня известна как «Улица англичан».

Надо сказать, что закон о месте производства Порто изменился лишь в 1986 году. Отныне он разрешает выдерживать, ассамблировать и разливать портвейны в месте своего непосредственного происхождения.

Как рождается портвейн?

Об этом процессе написаны целые книги и множество отраслевых регламентов. Поэтому в рамках статьи мы ограничимся кратким описанием технологии производства Порто.
После сбора урожая, который в Дору обычно начинается в сентябре, виноград привозят в давильни, где он самым щадящим образом, чтобы не повредить косточки ягод, отжимается в специальных центрифугах (говорят, что кое-где виноград давят еще по старинке, ногами, причем обязательно мужчины). После этого сок вместе с кожурой и гребнями заливается в огромные цистерны, где, при постоянном контроле за уровнем сахара в сусле, идет процесс брожения. После того, как содержание сахара снизится примерно вполовину, сусло перекачивают в бочки. В этот момент винодел должен принять решение, каким по содержанию сахара должен стать будущий напиток: сладким (sweet), полусладким (half-sweet), сухим (dry) или очень сухим (extra dry). Как только количество сахара  достигнет требуемого, брожение останавливают, добавив в сусло 77% виноградный спирт (примерно в следующем соотношении: на 450 л вина — 100 л спирта; точные пропорции определяются по специальным формулам в зависимости от параметров сусла).

Отметим, что оставшийся сахар определяет конечную сладость портвейна. Искусственное его добавление запрещено.

Всю зиму портвейн стоит в бочках в винодельческих хозяйствах — Quintas (кинтах). В начале весны будущий напиток перевозится на склады — лоджи Вила Нова де Гайа. Кстати, раньше бочки сплавлялись по реке на узких лодках с квадратными парусами «баркуш рабелуш»; сегодня же эти лодки — антураж для туристов: молодые вина в город везут автотранспортом или поездами.

В подвалах вино купажируется, перекачивается в большие бочки-буты и зреет то количество лет, которое ему назначит производитель (в зависимости от категории напитка).

При этом винтажные портвейны большую часть жизни выдерживаются в бутылках; и в них образуется  достаточно много осадка. По этой причине такие Порто принято перед употреблением декантировать.

На внутреннем и внешнем рынках

Долгое время портвейн был одним из самых популярных напитков в Британии. В этой стране даже  появилась красивая традиция: закупать на рождение сына или внука (Порто считался исконно мужским напитком) ящик (а лучше — несколько) Vintage — винтажного портвейна, чтобы затем будущему джентльмену было с чем встретить свое совершеннолетие, а, может быть, отметить и ряд других памятных дат. Ведь винтажный портвейн, подобно лучшим винам Бордо, раскрывает все свои лучшие качества только после длительной выдержки. Как правило, минимальный ее срок для винтажного портвейна составляет 10 лет; но и в 50 он, скорее всего, будет великолепным.

Хотя сегодня портвейн остается одним из популярнейших напитков Британии, однако в начале 60-х годов XX века по импорту Порто на первое место вышла Франция, страна-законодательница винной моды, которая продолжает и сегодня удерживать первую строчку в рейтинге стран-потребителей этого вина.

Так в 2007 году, по данным Института вин Дору и Порто (Instituto dos Vinhos do Douro e Porto, сайт www.ivdp.pt) во Францию было поставлено портвейна на сумму 89 369 000 евро по средней цене 3,48 евро за литр. К слову, в самой Португалии за тот же 2007 год было выпито Порто на сумму 61 66 2000 евро (при средней цене 4,8 евро за литр). Третье место по потреблению портвейна принадлежит голландцам — 50 757 000 евро, при средней цене 3,45 евро за литр.

А вот Великобритания в 2007 году завезла Порто на сумму 49 826 000 евро (средняя цена 4,81 евро за литр) — только 4-й результат!

Самые дорогие портвейны (по средней цене за литр 8,49 евро и 8,2 евро за литр) покупают, соответственно, жители Канады и Норвегии.

Всего же в 2007 году объем продаж Порто составил 404 213 000 евро (94 222 145 л или 125,7 млн. бут.), что на 2,1% выше, чем в 2006 году; в среднем каждая бутылка напитка продавалась по 4,29 евро за л, что оказалось ниже показателя 2006 года на 0,8%. Однако, объем продаж премиального Порто вырос, по сравнению с 2006 годом на 5,6%, и составил 25 млн. бут.

Такая картина специалистами Института вин Дору и Порто оценивается как вполне благостная.

Компания Gran CRUZ («Гран Круз»), по приглашению которой мы посетили город Порту, сегодня является ведущим производителем старого доброго портвейна, продаваемого под брэндом Porto Cruz, известным в более чем 30-ти странах мира.

В обширных погребах компании в настоящее время хранится впечатляющий запас вина, большая часть которого выдерживается в 214 деревянных бочках-бутах. Они настолько огромны, что вмещают более чем 50 млн. л напитка, что эквивалентно 65 млн. бутылок.
Среди них — 1,2 млн. л вин с выдержкой 20 лет и более; и 1 млн. л винтажного Порто. Считается, что в настоящий момент Gran CRUZ оснащён самой высокопроизводительной линией розлива во всём регионе: она позволяет разливать 22000 бутылок и 8000 фляжек в час.

Сегодня эта компания, основанная в 1887 году, входит в крупную французскую международную группу La Martiniquaise. По всей видимости, этот факт объясняет феноменальный успех брэнда Porto Cruz на главном рынке Порто — во Франции. Здесь Porto Cruz является бесспорным лидером — ему принадлежит 31% рынка портвейна! Ближайший «преследователь» — Porto Pitters — занимает во Франции всего 11%.
Хотя и на других ключевых рынках для Порто марка Porto Cruz занимает лидирующие позиции.

Источник: imperiavkusa.ru