Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Возрождение российского виноделия (2007 год, июль)

Возрождение российского виноделия (2007 год, июль)

Новая эпоха российского виноделия



В последние полтора года российская винодельческая промышленность совершила ошеломительный рывок: отечественные производители, вдохновленные введенным эмбарго на поставки алкогольной продукции из Молдовы, начали активно наращивать производство и совершенствовать дистрибьюцию.российские виноградники
Сегодня успех отрасли абсолютно очевиден: российские вина, по различным оценкам, занимают в натуральном выражении примерно 50% рынка, что особенно заметно в секторе массовой, недорогой алкогольной продукции.

Поднакопив ресурсов и получив весьма своеобразную поддержку от государства (молдавские вина до сих пор не вернулись на полки наших магазинов) наиболее дальновидные отечественные винодельческие фирмы поставили себе более сложную задачу.

Их цель — завоевать на рынке место вин высокого класса, произведенных с учетом традиций мирового виноделия. Однако на этом пути у российских производителей немало.

Требуется имиджмейкер
Одна из них — имидж российского вина. Для многих (если не для большинства) потребителей отечественные вина ассоциируются с продукцией нижнего ценового сегмента и посредственного качества. Существование этой проблемы признают и сами виноделы, но при этом они отмечают, что ситуация здесь далеко не так однозначна.

Рассказывает Сергей Заварухин, директор по маркетингу ООО «ЦПИ-Ариант»:
«Российское виноделие начало свой подъем с продукции «эконом-сегмента», поскольку конкурировать с винами Молдавии можно было только ценой, ориентируясь на массовое производство и экономя на качестве. Многие предприятия, выбрав этот путь в 90-х годах, так и остались работать в низком ценовом сегменте.

Как правило, это локальные винзаводы, покрывающие потребности своего региона. Производители с поставленной системой федеральной дистрибуции вопрос контроля качества всегда считали приоритетным, поэтому в 2000-2003 годы многие заводы задумались о собственной сырьевой базе, для чего стали приобретать виноградники и инвестировать в производство. Вложения были настолько серьезными, что выпускать продукт посредственного качества было бы недальновидно.

Поэтому неправильно говорить, что любое российское вино однозначно проигрывает в качестве импортируемой продукции. Но пока есть спрос на российские вина сомнительного качества и происхождения, пока производители не объединятся с целью популяризации отечественного виноделия, сложно будет изменить мнение основной массы потребителей о российском вине».

Мнение директора по маркетингу и продажам GERRUS GROUP Кирилл Бутко:
«Действительно, большая часть российских вин находится в низкоценовом сегменте (60-80 руб. на полке). Но я бы скорее назвал качество этой продукции достойным, а не посредственным или низким.
 Определяющим фактором здесь является соотношение «цена-качество», и преимущество получают те производители, которые при достаточно высоком качестве сохраняют цены, доступные для широких слоев населения».

Финансовый директор Chateau le Grand Vostock Елена Денисова была более категорична в своих высказываниях:
"Многие российские вина действительно не являются винами в европейском понимании. Скорее их можно назвать алкогольными напитками, поскольку произведены они с частичным или полным нарушением профессиональных норм и требований виноделия и виноградарства, принятых в мире!».

Резюмирует начальник отдела PR и маркетинга АПФ «Фанагория» Владимир Пукиш:
«Как и в любом другом сегменте рынка, среди российских вин есть продукция как нижнего ценового диапазона, так и более высоких, имеющая достойное качество, причем последней становится все больше. К сожалению, потребитель еще мало осведомлен об отечественных винах, поэтому несколько предвзятое мнение о них вполне объяснимо. Стоит также отметить еще одну негативную особенность российского рынка вина: на нем можно встретить дорогие импортные напитки, цена которых намного выше их качества, поскольку на основании положительного имиджа страны-производителя импортеры завозят дешевые вина и продают их во много раз дороже».


Каждый выбирает свой путь

Согласимся с тем, что в вопросах просвещения потребителей и профессионалов винного рынка отечественные компании существенно отстают от своих западных коллег. Мы, как редакция журнала, рассказывающего о мире алкогольных напитков, можем констатировать: увы, по части организации пресс-туров, предоставлению фото и видео-материалов российские винодельческие предприятия имеют весьма серьезные недоработки.

Возможно, с развитием отрасли ситуация с продвижением отечественных вин изменится в лучшую сторону, предпосылки чего уже можно отметить. А какую же динамику демонстрирует российское виноделие в вопросах качества?
По оценкам Кирилла Бутко, сегодня отрасль семимильными шагами приближается к европейскому виноделию. В качестве доказательной базы г-н Бутко говорит о резком увеличении инвестиций в виноградники (посадка новых лоз, европейские системы виноградарства, современная техника), и в переработку (новейшее европейское оборудование).

Владимир Пукиш в своих высказываниях менее оптимистичен. Он считает, что рост качества могут обеспечить лишь те компании, которые не только вложили серьезные инвестиции в сырьевую и производственную базы, но и в корне изменили философию производства вина с учетом традиций, веками формировавшихся в ведущих винодельческих странах.

Примерно о том же говорит и Елена Денисова. Но, по ее мнению, констатировать позитивные сдвиги в целом по отрасли сегодня нельзя. «Нужно честно сказать: новые добросовестные производители начинают с того, что сажают виноград, и сегодня они вино еще не изготавливают. Поэтому, к сожалению, эта позитивная динамика не вли-яет на качество российских вин.

«Старые» производители улучшают качество своих виноградников — это, несомненно, процесс заметный и очень похвальный. Но количество предприятий, работающих на суррогатах и производящих под видом вин «винные напитки» и «специальные вина» безобразного качества, подавляет числом все позитивные тенденции. Чтобы винодельческий сектор экономики успешно развивался, продукция, произведенная из концентратов, красителей, спирта, не должна называться винами! Тогда и инвесторам, и покупателям будет ясно: хочешь пить натуральное вино с ферментами, природными микроэлементами, высокими вкусовыми и ароматическими свойствами — не ожидай его увидеть дешевле 120 рублей на полке, не жди скорого оборота денег», — справедливо утверждает г-жа Денисова.


Заря российской винодельческой революции
И все же, при всех болезнях роста рынка, ведущие российские винодельческие компании просто обязаны производить продукцию, способную изменить восприятие российского вина как внутри страны, так и за ее пределами.

По мнению Кирилла Бутко, в нашей стране есть уникальные по своим почвенно-климатическим характеристикам уголки, есть аборигенные сорта винограда, что, вкупе с применением общемировых технологий виноградарства и виноделия, даёт России реальный шанс встать в один ряд с ведущими винодельческими странами мира.

Приятно отметить, что работа в этом направлении в последние годы значительно активизировалась. И сегодня на нашем рынке появляются вина, которые могут ознаменовать начало новой эпохи российского виноделия.

«Винный холдинг «Ариант» был одним из первых, кто приобрел около 7 тыс. га виноградников на полуострове Тамань в Краснодарском крае и сразу же начал осуществлять программу омоложения лоз, — вспоминает Сергей Заварухин. — В рамках ее реализации 2500 га были засажены отборными саженцами сортов западно-европейской селекции. В 2002 году «Ариант» за 5 месяцев модернизировал крупнейший в СНГ (а теперь и в Европе) завод по переработке винограда агрофирмы «Южная». В 2003 году на предприятия компании были приглашены специалисты французского Института энологии провинции Шампань под руководством известного винодела Жерома Барре. Уже почти 5 лет с их помощью мы создаем вина по традиционным французским технологиям. Для розлива сухих вин на заводах «Кубань-вино» и «ЦПИ-Ариант» работают линии розлива вина холодным способом. Эта технология позволяет донести до потребителя истинные вкус и аромат вина, не искаженные пастеризацией».

Рассказывает Елена Денисова: «В самой концепции создания «Шато Ле Гран Восток» заложен принцип соблюдения очень высоких стандартов и использования последних достижений мировой винодельческой мысли. Сегодня мы практически единственное предприятие в России, где французский эксперт получил право принимать все конечные решения. Его никто не «дергает за рукав», не требует выдать продукт подешевле и попроще, да еще и побольше и побыстрее. Поэтому самое главное ноу-хау качественного вина в «Шато Ле Гран Восток» — это объединенный интеллектуальный ресурс профессионала с новым идеальным оборудованием, где главным критерием производства становится личная репутация винодела».

«Сегодня наша компания вкладывает значительные средства в посадки новых сертифицированных виноградников и селекционную работу, приобретение современного оборудования, привлечение к производственному процессу иностранных специалистов — виноградарей и виноделов, — говорит Владимир Пукиш. — Благодаря всему этому мы смогли вывести на рынок новые линейки вин в более высоких ценовых сегментах и отмечаем очень хорошую динамику продаж».

Готовы ли мы платить за патриотизм?
Одним из важнейших факторов развития отечественного виноделия является аспект роста себестоимости и конечной цены продукта, к чему неизбежно приводит работа над повышением качества. В связи с этим особенно остро встает вопрос: есть ли сегодня потребители у отечественных вин высокого ценового сегмента?

«Присутствие на полках магазинов таких ТМ, как «Шато Ле Гран Восток«, «Шато Тамань» говорит о том, что потребитель готов покупать российское вино хорошего качества по стоимости аналогичных вин Европы и Нового Света, — считает Сергей Заварухин. — Малые объемы выпускаемых под этими брэндами вин, собственное сырье, контроль на всех стадиях производства выводят данную продукцию в премиальный сегмент, где качество — это основной критерий, а вопросы патриотизма играют незначительную роль, или вовсе не имеют значения. В начале этого года мы запустили в производство шампанское «Легенда Тамани Премиум», сделав ставку на отличное качество, безупречное оформление. Первые продажи уже показали состоятельность этого продукта. В ближайшее время закладываем под выдержку в дубовых бочках вино под торговой маркой «Шато Тамань».

«Патриотизм влияет на выбор российского покупателя при всех прочих равных факторах, — считает Елена Денисова. — Опыт «Шато Ле Гран Восток» свидетельствует о том, что, если создать продукт класса Крю буржуа («Малые замки») и продавать его вдвое дешевле французского вина, то потребитель с большим патриотизмом голосует кошельком именно за такое вино!»

«Мы считаем, что потребители в России готовы платить больше за более высокое качество вин, вне зависимости от того, российские они или импортные, — поддерживает коллег Владимир Пукиш. — И голосовать за качество, что называется, рублем».

«Успех нашего вина высшего качества, к примеру, ТМ «Звезда Тамани» доказывает, что потребитель уже готов воспринимать российское вино как продукт премиум-класса, — поддерживает дискуссию Кирилл Бутко. — Основными факторами успеха здесь являются качество самого вина и удачное позиционирование, которое в премиальном классе должно строиться скорее на патриотизме, чем на использовании псевдоимпортных концепций».


Что ж… если у нас в стране есть производители, готовые самым серьезным образом работать над качеством вин, а потребители настроены к их продукции вполне лояльно, значит, российское виноделие действительно имеет хорошие предпосылки для серьезного качественного развития.

Однако для достижения такого результата и производителям, и государству нужно продолжать работу в данном направлении. Первые должны совершенствовать качество продукции, развивать маркетинговые стратегии, общий уровень менеджмента и коммуникаций с потребителями.

А задача государства — освободить отечественных виноделов от акцизного гнета и измывательства чиновничества под видом контрольной функции, разработать комплекс мер по поддержке отечественного производителя, и наконец-то принять Закон о вине, созданный на основе аналогичных законодательных документов ведущих винодельческих стран мира. Работы здесь хватит всем.

Источник: журнал "Империя Вкуса"