Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Рынок виноградарства и виноделия СНГ: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Возвращение молдавских вин на российский рынок (июнь, 2007 год)

Возвращение молдавских вин на российский рынок (июнь, 2007 год)

Быть первым страшно

Информация о скором возвращении молдавской винодельческой продукции на российский рынок после встречи двух президентов на саммите в Санкт-Петербурге снова всколыхнула алкогольный бизнес.

Правда, пока не известны условия импорта со стороны России. Молдавская же сторона, кажется, давно выполнила все требования "Роспотребнадзора". Последний лишь назвал пять предприятий, чьи образцы могут поступить на исследование в московский Центр гигиены и эпидемиологии. Если эти образцы удовлетворят всем требованиям по качеству и безопасности, значит, для партий этой продукции можно будет приобрести российские акцизные марки для экспорта в РФ. В число счастливчиков попали "DK-Intertrade" , "Calaras divin" , "Vismos" - из Правобережья (вся тройка - с участием российского капитала); "Kvint" и "Букет Молдавии" - из Левобережья республики. Напомним, что проверку инспекторов "Роспотребнадзора" (в марте) прошли "Migdal-P" , "Vismos", "DK-intertrade", "Vinaria-Bostavan" , "Vinaria-Purcari" , "Salcuta" , "Romanesti" , "Basvinex" , "Lion-gri" , "Calaras divin" и "Asconi" .

Как сообщили в одной компании из названной пятерки, когда инспектора "Роспотребнадзора" проверяли производство, им был предоставлен список продукции со всеми характеристиками, которую планируется поставлять на российский рынок. Теперь необходимо подать на исследование образцы. Какие показатели будут проверяться, никто не сообщал. На предприятии опасаются, что если переговоры двух президентов 22 июня пройдут не совсем успешно, то продукция вряд ли получит положительное заключение, хотя в ее качестве уверены. А носить клеймо производителя некачественного товара никому не хочется. Поэтому быть первым страшновато, но отказаться нельзя.

Отправить образцы, между прочим, - тоже проблема. Сотрудники железнодорожной полиции или милиции (чьей не уточнялось) сказали, что это - контрабанда. Однако даже в случае благоприятного развития событий до первой отправки уйдет минимум два месяца. Потому что не определен импортер (его могут назначить, не спрашивая, с кем работали раньше). Нужно будет подписать контракты, получить марку, к ней - штрих-коды, нанести их на марки и т.д.

Между тем за время отсутствия молдавского алкоголя на российском рынке ситуация на нем заметно изменилась. Когда-то нам казалось, что нашу нишу (51% импорта в РФ в 2005 г.) - дешевых и приемлемых по качеству вин - нечем заменить. Однако сегодня ниша заполнена. Но, вопреки прогнозам, сегмент дешевого вина не смогли занять болгарские вина. По оценке российского Союза участников алкогольного рынка, его на 85% захватили местные. Российские предприятия за 2006 г. нарастили производство вин, в основном за счет использования импортных виноматериалов, и вышли на рекордный уровень - 47 млн дал. Судя по показателям I квартала 2007-го, к концу нынешнего года ожидается 43-44 млн дал.

В условиях запрета на ввоз молдавских вин часть объема должны были забрать на себя дешевые шампанские и игристые вина по 70-80 рублей, но этого не произошло. Специалисты видят причину в недоработке производителей и дистрибьюторов, упустивших свой шанс. Для российского "коньяка" и бренди прошлый год так же был успешным, он вырос на 50% и вышел на уровень 6,47 млн дал.

За год местные вина в России подорожали, их средняя стоимость - 100 руб. В ту же ценовую нишу, до 130 руб., хлынуло вино из дальнего зарубежья. За российский рынок активно боролись почти все винопроизводящие страны, заметно увеличивая свое присутствие на нем. По итогам 2006 г., с учетом молдавских поставок в первые три месяца, по импорту лидировала Болгария с долей 27,7% (в 2005 г. она занимала 16,5%). За ней шла Молдова - 16,9%, а далее - Франция (13,8% против 6% в 2005-м).

В I квартале 2007 г. лидирует Испания, передвинувшаяся с четвертого места в прошлом году, и отвоевавшая 21,8% рынка ввозимого вина (в 2006 г. у нее было всего лишь 8,4%). Вторую ступень занимает Франция с долей 15,9%. Ей наступает на пятки Аргентина (15% по сравнению с 3,2% в 2006 г.). А не оправдавшая надежды аналитиков Болгария оттеснена конкурентами на четвертое место (13,9%). В физическом выражении четверка выглядит, соответственно, так: 30,7 млн л, 22,3 млн, 21 млн и 19,6 млн.

В общем, к большому разочарованию молдавских виноделов, российский рынок, несмотря на прошлогодний спад в 25%, не рухнул. Бизнес просто переориентировался, ему все равно, чье вино продавать, главное - работать. Оригинальные программы продвижения недорогих испанских и аргентинских вин одной российской компанией спровоцировали массовый завоз этой продукции, а заодно и других стран дальнего зарубежья. И картина начала радикально меняться, - делают выводы специалисты СУАР.

Вино из дальних стран, будучи на 30-50 руб. дороже молдавского, не смогло его заменить. По цене больше подходило российское. Но потолок спроса на отечественное вино - не более 47 млн дал в год. Прирост местного производства из импортных виноматериалов лишь наполовину закрывает объем бывшего рынка молдавского вина в России. Не все потребители перешли с молдавского на доступное по цене российское. В первые три месяца нынешнего года импортеры пытались вернуть утраченные позиции. И это им удалось, т.к. объем ввезенного вина равен объему за аналогичный период 2005-го, что больше прошлогоднего.

Следовательно, те 51% импортного вина, на которые приходилась молдавская продукция, частично заняты более дорогой - по цене на 30-50 руб. выше. Доля этого вина в импорте возросла с 40% до 80%. Аналитики СУАР полагают, что если потребитель не отдаст предпочтение этому предложению, то на рынке импорта либо возникнет "затор", аналогичный тому, что случился весной- летом 2004 г., либо рынок сам сбалансирует производство и импорт.

Исследование по восприятию молдавских вин в России в 2007 году провела компания "Stas marketing partners" . Работа проводилась в апреле в форме опроса потребителей в жилых районах Москвы. Выводы сделаны на основе ответов 302 респондентов, которые пили эти вина до введения запрета на их ввоз и по-прежнему покупают вина в нижнем и экономическом сегментах рынка. Почти 40% опрошенных считают эмбарго направленным на защиту интересов российского потребителя, 20% безразличны к этому вопросу, 32% объясняют запрет политическими разногласиями между Молдовой и Россией. В то же время отрицательного отношения к молдавской алкогольной продукции пока не сформировалось.

60% потребителей готовы ее покупать, когда она вернется на рынок, при определенных условиях. Но лишь треть безусловно сделают это. Одна половина тех, кто считает эмбарго справедливым, намерены снова потреблять вина из Молдовы, а вторая - нет. Ценовой диапазон, который респонденты считают для них приемлемым, - в пределах 100-160 руб. Среднее значение - 130 руб. Исследователи назвали неожиданным то, что существует небольшая группа покупателей (примерно 15%), которые определили приемлемую цену для качественных молдавских вин в 180-200 руб., допуская прямую конкуренцию с аргентинскими, чилийскими, австралийскими. Учитывая, что около 70% всех вин на российском рынке продается по цене не выше 120 руб., предполагается, что молдавская продукция прошла определенное "очищение" и будет положительно воспринята в тех сегментах рынка, где качество и бренд становятся более значимыми, чем цена.

Исследователи характеризуют имидж вин из Молдовы как средний. По всем характеристикам восприятия, которые принимались во внимание, по шесть баллов из десяти возможных получили качество и внешний вид продукции. Ее репутация была оценена примерно в 5 очков, а реклама получила "троечку". Такая позиция опасна по нескольким причинам. Во-первых, место "середняка" - это старт не только для роста, но и дальнейшего падения уровня восприятия. Во-вторых, коммерческая ниша "середняка" оказалась более чем на год занятой местными производителями, которые действительно предлагают все среднее: качество вина, его цену, уровень маркетинговой поддержки и масштаб дистрибьюции.

Анализ известности брендов молдавских производителей показал, что потребители достаточно легко могут назвать только те компании, которые серьезно занимались маркетингом и продвижением корпоративного бренда и своей продукции. По большому счету, такой бренд остался в единственном числе - "Дионис-клуб". Эта компания была лидером и больше других сохранила узнаваемость. Кроме того, был отмечен "Imperial-vin" , активно инвестировавший в продвижение своих торговых марок. Остальные производители, включая тех, кто особенно гордился своим качеством и сильными позициями, имеют сегодня практически нулевой уровень спонтанной (без подсказки) известности и крайне низкий уровень подсказанной известности. Однако автор этих строк позволит себе заметить, что опрос проводился в Москве, а многие молдавские производители делали ставку на региональные продажи и не присутствовали в столичных магазинах. Поэтому последний вывод исследования не очень точно отражает положение дел на российском рынке.


Источник: ЛОГОС-ПРЕСС