Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Загадки российского рынка

Загадки российского рынка

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ЗАГАДКИ РЫНКА

И СНОВА О ЕГАИС

Летние публикации в прессе, разумеется, не могли не затронуть пресловутую ЕГАИС. Вот ведь как хорошая идея снова наткнулась на поспешность, неподготовленность и потому успешно провалилась. Не так давно ФНС вообще внесла предложение ликвидировать ЕГАИС и передать весь контроль за алкоголем регионам. Эксперты схватились за голову. Бесполезная акция, сказали они, поскольку налоговики вообще взялись не за свое дело. «Улучшить сложившуюся ситуацию с рынком алкогольной продукции должно не изменение количества контролирующих органов или их статуса из федерального в региональный, а надлежащее выполнение ими своих надзирающих и карательных функций», — считает старший консультант по праву отдела консалтинга компании «Финэкспертиза» Елена Сорокина. — Нынешняя ситуация с массовыми отравлениями граждан некачественной алкогольной продукцией вызывает беспокойство», — поясняет она.

Отраслевики же сначала обдумывали, как бы избежать этой ЕГАИС, потом подсчитывали убытки, потом запасались счетчиками, потом вручную чего-то там записывали и т.д. и т.п. Короче — переэкзаменовка на осень, а потом и вовсе на неопределенное будущее (переход к ЕГАИС предположительно до 1 июня 2008г.).
Счетная палата засвидетельствовала в прошлом году сокращение акцизных сборов на 1 млрд. рублей при падении производства водки почти на 9%. Эксперты тут же все объяснили: с рынка ушла «мелкота», что было связано с введением 1 июля 2006г. жестких требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала для производителей водки (50 млн рублей).  

В общем, ЕГАИС просто немного «потрясла» рынок, как муку сквозь сито, и на этом успокоились до 1 ноября.

А успокаиваться никак нельзя. Зерно — новое «пугало» для алкогольного рынка. Подорожает зерно — подорожает спирт. Подорожает спирт — водочка тоже на несколько рубликов будет дороже. В общем, то акциз дорожает, то спирт, потом выдали предписание об утилизации барды. Вроде бы хочется пожалеть производителей спиртного, но как-то не жалеется. Передел рынка все равно был неизбежен, и, если те, кто не сумел в него вписаться, уйдут, — от этого выиграют все. Хотя бы потому, что пора бы в нашего потребителя вселить хоть какую-то уверенность в продукте. К переполненным полкам от разных производителей мы пока явно не готовы. Этикетка, бутылка, цена… Как говорится, «их знали только в лицо».

«Улучшить сложившуюся ситуацию с рынком алкогольной продукции должно не изменение количества контролирующих органов или их статуса из федерального в региональный, а надлежащее выполнение ими своих надзирающих и карательных функций»

Подорожание водки, даже минимальное, вряд ли скажется на элитных сортах, а вот у «народных» марок появятся трудности. «Покупатель дешевой водки, — пишет "Российская газета», — может вообще уйти с алкогольного рынка в «самопальный». А то и пополнить армию любителей суррогатов. Нельзя сказать, что бизнес это не волнует. Конечно, он боится потерять своего потребителя. Но, как сказали производители, пока они ничего сделать не могут. Хотя в прошлом году именно бизнес предложил создать «народную» водку, то есть дешевую — не более 40 рублей. Но сейчас они об этом даже не вспоминают, мол, это под силу только государству, которое решает, сколько взять с производителя акцизных сборов».

«…планы «Росспиртпрома», который на протяжении последних лет проводил уверенную политику сокращения убыточных производст, удивили…»

КРЕПКИЕ БРЕНДЫ

Какие факты и события в алкогольной отрасли можно считать значительными, а какие нет? О крупных событиях пишут все, о фактах «среднего звена» — отраслевая пресса, о мелких — лишь слегка упоминается кое-где. О том, что «Росспиртпром» занялся реанимацией пяти заводов на Урале, сообщили многие СМИ: Росспиртпром действительно никому не дает покоя. Деятельность уральских предприятий, которых сам Росспиртпром три года назад заморозил по той причине, что очень хотел передать их в собственность местного правительства. Была создана согласительная комиссия, которая займется восстановлением заводов. По данным Росспиртпрома, губернаторы готовы поддержать заводы, но конкретного ничего не сообщается. «Экспертов, — пишет «Ъ», — планы Росспиртпрома, который на протяжении последних лет проводил уверенную политику сокращения убыточных производств, удивили… Даже при поддержке областных властей, которые могут обеспечить сбыт продукции через местные торговые сети, проект может провалиться, особенно, если речь идет о продукции низшего ценового сегмента… Предприятия не смогут конкурировать с нелегальными производителями».
В цене — однозначно — нет. Может, в чем-то другом? И еще один вопрос: если на запуск каждого предприятия нужно не менее 20 млн. рублей, то как Россприртпром будет делиться с местными властями? Впрочем, пока навара нет, так что нечего делить шкуру неубитого медведя.

Business & Financial Markets информирует о том, что группа компаний «Алкогольные заводы Гросс» вышла на украинский рынок. Начались поставки водки «Русский бриллиант» и «Славянская», и на подходе «Буфетная традиция». Вслед за «Ведой» и компанией «Русский алкоголь» Гросс стала третьим российским игроком на украинском рынке. Украинских коллег демарши россиян, похоже, не волнуют. Они считают, что российские производители не смогут занять значительную нишу на рынке Украины.
На самом деле в России алкогольным компаниям становится все труднее продвигать свою продукцию. Телевидение загнало наших производителей почти что в угол. От зонтичных брендов тоже приходится отказываться. Остались проверенные временем печатные СМИ, на которые, похоже, и нацелились водочники. На том же «Гроссе» считают, что пресса — это самое легальное связующее звено между производителем и потребителем. Впрочем, рекламные бюджеты уже все распределены, их пик придется на конец года, но, в целом, вряд ли наши СМИ, даже еженедельники, смогут реально продвигать алкогольную продукцию. Как ни крути, реклама и в «глянце», и в газете останется имиджевой. Для каждодневной работы промоутерам придется искать другие способы и пути.
А вот РВВК решила продать свой коньячный бренд «Бастион» компании «ОСТ», но сделка оказалась на грани срыва. Как говорится, не сошлись в цене. Что ж, бывает. Проблема в том, как это делается. «ОСТ» сначала согласилась купить, а потом сказала, что дорого. Скорее, посчитали и поняли, что не справятся с брендом, и получится невыгодная дорогая покупка. Тогда возникает вопрос: а зачем соглашались? ««ОСТ» хронически не выполняет своих финансовых обязательств, — сказал гендиректор «ОСТ-Флагман» (входит в РВВК-Холдинг) Юрий Томилин. — Они хотят купить бренд по заниженной цене, используя для его оценки некомпетентные институты». В «ОСТ» ответили, что окончательного решения по «Бастиону» так и нет. И вообще, процесс требует времени.

РВВК решила продать свой коньячный бренд «Бастион» компании «ОСТ», но сделка оказалась на грани срыва

Недоумение вызывает и такая простая вещь, которая называется компетентностью. В каждой компании работают аналитики, эксперты, маркетологи, все умеют считать и прогнозировать, но «на выходе» нередко получается этакий «брендовый казус» — а, вернее, очередной повод для журналистов всех уровней и мастей снова «пройтись» по внутриалкогольным склокам и помечтать: что ж там дальше будет? Да ничего не будет, потому что свято место пусто не бывает. Если решено бренд продать — он будет продан. И все.

ВИННЫЙ РЫНОК БЕЗ МОЛДАВИИ

Теперь немного о вине. Радостные новости: на 40 образцов винно-коньячной молдавской продукции даны положительные заключения. Об этом сообщил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Процесс возвращения вина мог бы продвигаться быстрее, но глава Роспотребнадзора жалуется, что его затягивают чиновники из Кишинева. Кишиневские товарищи, напротив, во всем обвиняют россиян. На самом деле все очень просто. Полки уже заставлены российским пойлом, а тут молдаване со своими марками и известными брендами.

Куй железо, пока горячо. Молдаване начали отовариваться акцизными марками и готовы начать поставки.

Ситуация с Молдавией складывалась так, что хоть поэму пиши, но наши импортеры вначале решили заменить молдаван винами из дальнего зарубежья. А покупатели их в общем-то проигнорировали и покупали недорогие российские и болгарские вина стоимостью до 100 рублей за бутылку.

Вслед за молдавскими винами могут появиться и грузинские. Впрочем, отвечая на вопрос Интерфакса, правда ли, что Грузия ищет винных контактов, Геннадий Онищенко сказал, что он «это слышал, но официального обращения в виде документа, как это обычно бывает, обюрокраченного такого акта, я не видел, хотел бы на него посмотреть».
Ну, когда Онищенко попросят проинспектировать грузинские вина, он это сделает в зависимости от политической обстановки, но не органолептической.
Серии сообщений о молдаванах всколыхнули намерения питерского «Сварога», который объявил о новом проекте «Навигатор вин» и хочет отрыть в регионах более ста магазинов, рассчитанных на средний класс. «Эксперты считают, — пишет «Ъ», — что «Сварогу» предпочтительнее развивать франшизу, только на продаже которой компания может заработать от 30 млн. до 45 млн. рублей… Продавая франшизу, «Сварог» не только заработает, но и избавит себя от проблем с подбором помещения под магазины. Однако исполнительный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский считает, что «Сварогу» будет не просто уговорить региональных игроков заплатить за франшизу: специализированный магазин — специфический бизнес, пока лишь для городов-миллионников»...

Возможно, что намерение «Сварога» найдет отклик в больших городах, где очень планомерно и стабильно развивается цивилизованная и даже «бутиковая» торговля. Но в городах поменьше потребители вряд ли «клюнут» на винный магазин, да еще с таким залихватским названием: потребуется большая планомерная «образовательно-винная» программа, рассчитанная на региональные вкусы, а не на москвичей и питерцев.

 

Источник:  napitki.com