Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Закон о вине на весах Фемиды

Закон о вине на весах Фемиды

Закон о вине

Минсельхоз подготовил проект отрицательного заключения Правительства на законопроект, выводящий вино натуральное из-под действия закона № 171-ФЗ.

Премьер‑министр РФ Виктор Зубков неоднократно заявлял о необходимости принятия в России специального закона, касающегося винодельческой отрасли, а также призывал развивать культуру виноделия в стране. Парадоксально, что в разрез недавним заявлениям, Правительство РФ пишет отрицательное заключение на законопроект, который поддерживает виноделие. Получается, что когда доходит до дела, благие намерения остаются лишь намерениями. Необходимо отметить, что Федеральный закон “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) натурального вина и натуральных напитков на его основе” написан для того, чтобы в случае, если вино будет выведено из Закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, существующие ныне ограничения, в частности, запрет на продажу вина несовершеннолетним, запрет на продажу вина на рынке и пр., продолжали действовать. Ведь у пивоваров есть аналогичный закон о продаже и употреблении пива. Минсельхоз пишет, что в результате принятия закона в законодательстве Российской Федерации “будет иметь место пробел в правовом регулировании отношений в сфере производства и оборота натурального вина и виноматериалов”. В этом есть явный намек на то, что должен быть ограничивающий производителей закон. Интересно, что правительство определило — над двумя законопроектами будут работать разные министерства.

Таким образом, один предназначался для рассмотрения Минсельхозом (о проведении в соответствие закона о госрегулировании при принятии закона об ограничении розничной продажи и потребления вина), а работу по созданию закона “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) натурального вина…” должен был осуществить МЭРТ, по­скольку он имеет непосредст­венное отношение к регулированию торговли. Сложилась ситуация, когда планировалась работа над одним и тем же пакетом законопроектов двумя ведомствами, которые никак не координировали работу друг с другом. В результате и получилось такое заключение, по которому ясно видно, что чиновники просто не разобрались в том, о чем они пишут.

Наверняка человек, которому было поручено написать об этом законопроекте, должен был хотя бы ознакомиться с Законом “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) натурального вина…”, но очевидно, что он не посчитал нужным это сделать. При таком подходе виноделам в будущем будет очень сложно развивать свой бизнес, ведь их, по сути, не хотят отпускать на свободу. С 1 января 2009 года (с правом досрочного введения) вступает в силу новый ГОСТ, определяющий натуральность вина, исходя из показаний наличия в нем органических кислот. Эта методика уже принята, хотя виноделы о ней еще не знают. Фактически акциз будет начисляться в зависимости от результатов анализов вина. Если на натуральные вина акциз составляет 2 руб. 20 коп. за литр, то для вин ненатуральных крепленых акциз начисляется в размере 173 руб. 50 коп. за литр безводного спирта. В случае если натуральное вино будет признано ненатуральным — размер акциза вырастет в девять раз! Естественно, это достаточно серьезные деньги, особенно если речь идет о партии товара, готового к отправке покупателю, в частности при растаможивании. Кроме того, необходимо учесть, что производителю к этим акцизам необходимо будет прибавить еще и НДС. Мало того, налоговая служба требует доначисления акциза, если виноделом используется сброженное виноградное сусло. Вообще, если сусло дополнительно обрабатывается, то налоговая служба будет считать вино ненатуральным. Почему она так считает — понять невозможно. Во многом налоговики “обязаны” своим знаниям новому ГОСТу Р 52523—2006 “Вина столовые и виноматериалы столовые”, прочитав который они нашли дополнительные возможности создавать проблемы для производителей. Подобная “творческая” инициатива чревата тем, что предприятия могут просто обанкротиться.

Творчество налоговой службы можно проиллюстрировать еще на одном примере: выдаются лицензии “производство вина из виноматериалов необработанных”. Таким образом, если винодел обработал виноматериал, то получается, что его деятельность велась без лицензии. Можно допустить, что Правительство сильно обеспокоено резким ростом винного фальсификата, который может наполнить рынок после введения закона. Но, очевидно, что существующие сегодня нормы законодательства не эффективно защищают потребителя от фальсификата. Одним словом, есть большая опасность, что правоприменительная практика, которой оперирует налоговая служба, может привести к серьезным проблемам для виноделия.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона (далее — законопроект).

Законопроект регулирует отношения в части вопросов производства и оборота виноматериалов и натурального вина в Российской Федерации.

Вместе с тем, отношения, касающиеся производства и оборота винодельческой продукции и лицензирования производства и оборота виноматериалов и натурального вина, регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” (далее — Закон) и Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ “О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Следует отметить, что при внесении предлагаемых в статью 2 Закона изменений правовое регулирование отношений в части производства и оборота натурального вина и виноматериалов не будет относиться к сфере деятельности Закона, т. к. согласно положениям законопроекта указанная продукция не будет являться ни одним из видов продукции, указанной в статье 1 Закона. В связи с этим, в законодательстве Российской Федерации будет иметь место пробел в правовом регулировании отношений в сфере производства и оборота натурального вина и виноматериалов.

Вместе с тем следует отметить, что изменения в статью 8 Закона, предлагаемые в пункте 3 статьи 1 законопроекта, не согласуются с нормами части 1 статьи 26 Закона и допускают неоднозначность толкования указанных положений Закона.

Также предлагаемое законопроектом внесение изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г, № 114-ФЗ “О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” приведет к потерям доходов федерального бюджета.

Кроме того, статьей 3 законопроекта предлагается внести изменения в статью 22 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ “О рекламе”, регулирующую отношения в сфере рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Вместе с тем следует отметить, что натуральное вино относится к алкогольной продукции, в связи с чем, изменения следует вносить в статью 21 названного Федерального закона, регулирующую отношения в сфере рекламы алкогольной продукции.

С учетом изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.

Источник: my-sn.ru