Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Будущее российского рынка коньяка и бренди

Будущее российского рынка коньяка и бренди

Будущее российского рынка коньяка и бренди

Михаил Назаренко, руководитель отдела "Коньяки", РВВК:

Расскажите о Вашем видении российского рынка коньяков и бренди, произведенных на территории СНГ?

Коньяк в России производится давно, с середины 19 века. Исторически сложилось, что население России любит коньяк, пьет его стопками, в чистом виде. И несмотря на ситуацию с повальным фальсификатом в начале 1990-х и дефолтом, к 2006г рынок российского коньяка/бренди вырос до 7 млн дал в натуральном и 1,3 млрд. долларов в денежном выражении. И ежегодный прирост на 12-15% доказывает, что это не предел. В связи со стагнацией водочного рынка, многие производители обратились к рынку коньяка и пополнили свои портфели продукцией, в основном нижнего и среднего ценового сегмента. В результате объем производства с начала 2006г. выросло на 45%. Всего по СНГ существует порядка 120 производителей коньяка/бренди, львиную долю занимают российские производители, их около 100. Сегодня коньячный рынок, как часть алкогольного рынка, переживает определенный кризис. Но рынок развивается, происходят определенный изменения в положительную сторону, и через год мы увидим обновленный рынок.

Расскажите о структуре рынка? Каковы доли ведущих игроков рынка, как они изменились за последние год?

  Рынок коньяка/бренди, произведенных на территории СНГ, можно структурировать по следующим параметрам: 1) страна производства, 2) цена на полке, 3) выдержка. К сожалению, пункты 2 и 3 не всегда коррелируют друг с другом у разных производителей, например, российско-французский коньяк "Бастион 4 года" стоит столько же, сколько кизлярская "Лезгинка КВ 7лет".

По первому параметру сегодня можно выделить только три страны - Россия, Армения и Украина. К сожалению, с весны 2006 г. на рынке отсутствует продукция Молдавии и Грузии. Из оставшихся стран-производителей в лидерах Россия - 74%, Армения - 19%, Украина имеет только 0,6%.

Ценовой параметр можно разбить на нижний (до 250 руб/0,5 л), средний (250-400 руб/0,5 л) и верхний (выше 400 руб/0,5 л) сегменты. Нижний и средний сегмент суммарно составляет 80% рынка, его занимают на 90% российские коньяки, лидер - "Московский" (КиН), верхний сегмент традиционно занят армянскими производителями, за исключением российско-французского коньяка "Бастион", который занимает второе место, после "Арарата".

Если рассматривать рынок по возрасту коньяков/бренди (их выдержке), то его можно разделить на ординарные (от 3 до 5 лет) и марочные (6 лет и выше). Ординарные коньяки занимают 92% сегмента, из них можно выделить 4-летний - 38% от всех ординарных. Из существенных изменений я бы отметил рост лидера рынка - Московского ВКЗ "КиН" (доля в денежном выражении составляет 26%), коньяка "Бастион", который растет независимо от движений рынка, Ставропольского ВКЗ и ЕКВВК "Арарат" (армянский коньяк "Ной"). Из падений стоит выделить ЕКЗ "Арарат" с одноименным брендом; за год он потерял около 5% своей доли в денежном выражении и на сегодня имеет только 10% верхнего ценового сегмента.

Каковы последние тенденции на этом рынке?

  Рост рынка минимум на 15% в год в натуральном и на 25% в денежном выражении. Цены будут расти, а спрос на марочные коньяки будет становиться больше, чем на ординарные коньяки. Произойдет увеличение количества российских производителей, многие начали выходить в растущий сегмент алкогольного рынка, в котором опустела ниша объемом 15% (суммарно молдавские и грузинские коньяки), но не все понимают, что это сложный продукт, с которым труднее работать, чем с водкой. При этом неизбежное пост-кризисное укрупнение текущих лидеров рынка, на которых будет приходиться более 80% рынка.

Как, на Ваш взгляд, изменились предпочтения потребителей в последнее время?

В связи с уходом молдавских и грузинских коньяков, их потребители перешли на российские и армянские соответственно. Заметно увеличилось потребление марочных коньяков старше 6лет, но это характерно для известных марок, например, "Бастион", "Арарат". Эта тенденция говорит о росте благосостояния населения, росте его образованности и формировании лояльности к бренду. Ведь потребляя трехлетние молодые коньяки/бренди, потребитель в первую очередь находит замену водке.

Какие проблемы, на Ваш взгляд, существуют на рынке?

Сейчас все проблемы связаны с новыми акцизными марками и ЕГАИС, который, надо сказать правду, работает. Из "положительных" проблем - отсутствие достаточного стока. На сегодня спрос очень велик.

Нужна ли, по Вашему мнению, в России, система ЕГАИС? Может ли она защитить потребителя от фальсифицированного алкоголя?

  Система контроля нужна, но ЕГАИС не решает главной проблемы - наличие в продаже некачественной продукции и ее употребление, как последствие. Касательно фальсификата у меня твердое убеждение: только сам потребитель может защитить себя от фальсификата. Нелегальная водка привлекательно ценой, соответственно и экономят на своем здоровье, заведомо зная, что не может стоить бутылка 30руб.

Расскажите о проблемах, связанных с использованием наименования "коньяк" российскими производителями и производителями на территории СНГ? С какими сложностями столкнутся российские производители после вступления России в ВТО?

Проблема состоит в том, что в СССР был "железный занавес", когда весь мир признал, что коньяк (Cognac) может быть только из Франции, из лимитированной территории Коньяк. А с учетом исторических фактов, у нас "коньяком" называют все, что хоть чем-то напоминает его запах-вкус. При этом слово "бренди" - почти ругательство. Наша ситуация в корне отличается от существующей в Европе, Америке, Великобритании, Азии и прочих странах Мира.
Сегодня в России коньяком называют продукцию самого низкого качества, дискредитируя настоящий коньяк. И я понимаю французов, которые борются за отмену этого наименования в России. С другой стороны, я понимаю россиян, которые всю жизнь пили "коньяк", а теперь, после вступления в ВТО, им видимо придется пить то же, но под наименованием "бренди", что внесет смуту в их головах. Ведь никто из госслужб не будет заниматься образованием.
К счастью, такая проблема не постигнет коньяк "Бастион", т.к. это настоящий коньяк (Cognac AOC), который производится во Франции, лимитированной территории Коньяк, и только бутилируется в России, что позволяет французское законодательство. Этот факт закрепляется Сертификатом Коньяк, который выдается французскими регулирующими структурами на каждую партию "Бастиона".

В чем отличия между коньячными спиртами российскими (СНГ) и французскими?

Различия принципиальные, как по физико-химическому составу, так и по органолептике. Французские спирты "перегоняются" дважды в медных аламбиках из хорошего виноградного сырья. Выдержка происходит исключительно в дубовых бочках. Российские спирты могут "перегоняться" в колоннах непрерывного действия, зачастую используется некачественное сырье, что потом выражается в количестве 2-бутанола, который образуется в "скисшем вине". Также допускается выдержка в эмалированных резервуарах с дубовой клепкой.

Какую долю российского рынка, по Вашим оценкам, занимает "теневая продукция"?

На сегодня невозможно оценить "теневой" рынок. Не позволяет сложившаяся ситуация, которая постоянно меняется. Например, закрывается еще один ЛВЗ в Новосибирске. Его доля распределиться по разным игрокам, в том числе достанется и "теневикам". Но в данной ситуации проблема именно в небольших региональных городах (территориях), которые в сумме составляют 30% продаж. Ведь в ситуации дефицита в первую очередь отгружаются крупные клиенты, поддерживается взвешенная дистрибуция. В небольшие города легальный продукт иногда просто не доходит, и спрос удовлетворяют нелегальные товары. Хорошо, если это качественная водка со старой акцизной маркой, которую не вернули только из-за того, что в магазине осталось всего 10 бутылок и возврат этих бутылок стоит владельцу магазина всей месячной выручки.

Источник: ALKOGOL.COM