ПРОИЗВОДСТВО АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2006 ГОДА
Результаты приведены к наиболее показательной табличной форме, удобной и для анализа и для восприятия. Для «показательности» ситуации введен еще один самый важный показатель – доля марта 2006 года в производстве 1 квартала (табл. 1).
Исходя из экспресс-анализа, можно сказать, что ситуация развивается по декабрьским прогнозам, когда анализировался последний квартал прошлого года. Про то, что отрасль в глубоком кризисе, говорить уже не нужно; то, что кризис – административный (что еще обидней) – тем более. Теперь о реальных результатах.
Обратите внимание на винную отрасль России. Показатели не кризисные, а катастрофические. В этом суть государственной политики страны в отношении к собственной винодельческой отрасли (по сравнению кварталов 2005 и 2006 года – отставание на 40–60% по винам шампанским и тихим).
Вино – продукт второй очереди, о чем было заявлено еще в начале года (потому и марки новые на вино начали печатать в феврале). Самым тревожным стало то, что в марте выпущено по 84% вина тихого и игристого от производства всего квартала в целом.
Таким образом, даже без учета прекращения использования молдавского виноматериала и необходимости переориентации на другой тихие вина уже не выйдут на уровень 2005 года (ориентировочно 25% от 2005 года).
Это полный крах по сравнению с 2004 годом, так как в 2005-м виноделы России потеряли 18%. В лучшем случае производство тихих вин достигнет в 2006 году 25–26 млн дал. Их не спасет (как считают некоторые руководители служб маркетинга отдельных российских предприятий) повышенный интерес к отечественным винам в результате ухода молдавских вин. Опричинах писали уже достаточно. А по итогам марта и первого квартала уже видно – куда пошел потребитель вина: взгляните – как растет производство слабоалкогольных коктейлей. По итогам двух последних лет рынок САН практически стабилизировался на уровне прироста 4–5%. А здесь за первый квартал прирост уже составил 8,7%, а в марте – особенно показательно – на 22,2%. Потребитель уже сделал свой выбор.
Когда будут обнародованы показатели пивного рынка за первый квартал, то мы увидим, на сколько оттянул на себя потребителей пивной рынок. К сожалению, винный рынок неминуемо в свете нынешних событий своих многих потребителей потеряет.
Первый квартал на самом деле ужасен:
водка – 59% к первому кварталу прошлого года;
вина виноградные – 41,4%,
вина шампанские – 62%;
коньяки – 49%;
Лишь в марте отрасль попыталась что-то начать «догонять»:
март дал 59% водки квартала,
68% коньяка квартала, при этом в области САН все прилично и относительно равномерно – 44% квартала.
(Напомним, что по году САН в России выпускается больше, чем всего вина).
Коньяк по итогам года не досчитается минимум 22% по сравнению с 2005 годом, легальная водка упадет в 2006 году на 12–15% минимум по сравнению с 2005-м.
Это прогноз при благоприятном развитии событий в дальнейшем. В принципе, в июне–июле должна сложиться критическая ситуация с продукцией на рынке, возможно возрождение таких понятий, как «дефицит» и очередь. Масштабно заработает «черный рынок легального алкоголя», цены резко вырастут. Все это произойдет, если в срочном порядке не решат вопросы продления сроков реализации продукции с марками старого образца, не обеспечат отрасль новыми марками, не обеспечат работу или отмены проекта «ЕГАИС», не снимут эмбарго на импорт и реализацию качественной продукции из Молдавии и Грузии.
Источник:>«Foodmarket»