Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Международный рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Производство и потребление алкоголя в Австрии

Производство и потребление алкоголя в Австрии

Структура производства и потребления алкогольных напитков в Австрии


В соответствии с федеральным законом №703 к алкогольной продукции в Австрии относятся напитки, соответствующие следующим позициям Единой товарной номенклатуры ЕС (ЕТН ЕС) (с содержанием этилового спирта более 1,2%): 2203 (пиво), 2204 (виноградные вина), 2205 (вермуты), 2206 (яблочные и грушевые вина), 2207 и 2208 (крепкие спиртные напитки).

В структуре производства и потребления наиболее распространенными алкогольными напитками в Австрии являются вино и пиво.

Среднедушевое потребление спиртных напитков в пересчете на чистый алкоголь составляет 13,8 литров в год, из них 50% приходится на пиво, 31% на вино, 13% – на крепкие спиртные напитки и 6% – на т.н. мост (концентрированный виноградный сок). Примерно такое же соотношение наблюдается и в структуре производства алкогольных напитков.

Среднедушевое потребление вина составляет (данные 1999-2000гг.) 33 литра (в среднем по 15 странам ЕС – 34л.). При этом собственное производство вина оценивается в 2,8 млн.гектолитров (1 гл. = 100 л.); импорт – 0,52 млн.гл.; экспорт – 0,37 млн.гл.

За год было потреблено 2,95 млн.гл. вина, из них 42 тыс.гл. пошло на изготовление бренди и уксуса. Ежегодно на складах в бочках и цистернах хранится 7 млн.гл. вина.

Из общего количества произведенного вина (2,8 млн.гл.) 75% приходится на белые сорта. Хотя в последние годы в структуре потребления наметилась тенденция к увеличению доли красных вин. Так, если в 1993г. на белые сорта вин приходилось 66% всего потребления вина в Австрии и 34% – на красные, то в 2000 г. это соотношение составило соответственно 55% и 45%.

В структуре собственного производства 26% приходится на ординарные столовые вина, 68% – на качественные сорта, 3% – на редкие сорта, 1,2% – на игристые вина.

Импорт вина осуществляется преимущественно из стран Евросоюза (40% общего ввоза вина Австрией), а также из Чили, Аргентины, США, ЮАР (преимущественно качественные красные сорта).

Из реализованного в Австрии в 2000 г. вина 87% приходилось на собственное производство, 8% – на французское, 3% – итальянское, 2% – немецкое. При этом 38% вина потребляется в системе общественного питания, 62% – реализуется через розничную продажу.

Отдельные законодательные акты регулируют порядок ввоза вина из так называемых третьих стран (т.е. не членов ЕС) и экспорта вина в эти страны. Эти положения введены с 1.09.1995г. по требованию КЕС в целях учета в торговле ЕС с третьими странами. Предусматриваются импортные и экспортные лицензии, которые выдаются на таможенном посту при растаможивании товара. Лицензии служат для контроля и охраны внутреннего рынка ЕС. При ввозе лицензируется молодое вино (свежего урожая), виноградный сок, игристые вина, вина в бутылках, крепкие спиртные напитки и ликеры. Лицензия требуется только в случае одноразового ввоза более 3 тыс.л. (30 гл.) напитка одного наименования. Экспортная лицензия действует на следующие товары: молодое (столовое) вино, концентрированный виноградный сок, ликеры.

Среднедушевое производство пива составило 114,1л, при этом собственное производство – 9,26 млн.гл.; импорт – 0,48 млн.гл.; экспорт – 0,5 млн.гл.

Ввозимые из третьих стран на территорию Австрии (как часть рынка ЕС) алкогольные напитки подлежат налогообложению в соответствии с таможенной политикой ЕС.

В Австрии действует государственная алкогольная монополия, которая охватывает: приемку алкогольной продукции от производителей через Бюро реализации Австрийской алкогольной монополии; реализацию алкогольной продукции (поз. 2207, 2208 ЕТН ЕС – крепкие спиртные напитки); производство алкогольной продукции (поз. 2207, 2208 ЕТН ЕС); производство спирта из картофеля, зерна, др.крахмалосодержащего сырья и из свеклы; очистку (ректификацию) спирта; ввоз алкогольной продукции.

Осуществляет алкогольную монополию Федеральное министерство финансов и все подчиненные ему учреждения по налогам и сборам, имеющие специальные полномочия Алкогольной монополии. Бюро реализации подведомственно министерству финансов, руководитель назначается министром финансов.

В числе прочих обязанностей Бюро должно за 4 мес. до истечения календарного года определить потребности в объемах алкоголя на следующий год, которые оно предполагает продать на приготовление алкогольных напитков, ароматических веществ, косметических товаров, медикаментов, уксуса и др. хозяйственных целей с учетом соответствующих запасов. В зависимости от этого определяется, кто и сколько может поставить продукции в бюро реализации: сельские винокурни – 39,9% за минусом 4000 гл. на случай т.н. особых потребностей; паточные винокурни – 46,3%; винные заводы – 13,8%, также за минусом 7000 гл. на случай особых потребностей.

Особые потребности ограничены объемом 11000 гл. и задаются Бюро реализации в случае существенного превышения обычного уровня урожая картофеля. В этом случае министр финансов разрешает сельским и промышленным винзаводам дополнительное производство алкоголя в рамках частичного или полного объема указанных особых потребностей.

Общие условия и цены, по которым бюро реализует алкоголь, устанавливаются минфином и публикуются в ведомственном листе газеты «Винер Цайтунг». При назначении цен принимается во внимание вид и качество алкоголя, а также проводится контроль за тем, чтобы не нарушить ситуацию на рынке ЕС в целом из-за возможных чрезмерно низких цен.

Как правило алкогольная продукция по поз. 2207, 2208 ЕТН 7 продается в оптовую и розничную торговлю с налогового склада.

Размер одной оптовой партии алкоголя может превышать 500 л, в то время как для партии в оптовую торговлю – не более 500 л. Экспорт необработанного алкоголя через бюро запрещен.

Минфин устанавливает цены на алкоголь, закупаемый бюро на следующий календарный год с 1 сент. по 31 авг., а также определяет ставки за ректификацию. В целом производство алкогольных напитков, о которых шла речь выше, а также спирта из картофеля, зерна, других крахмалосодержащих продуктов и из свеклы, за исключением предприятий, относящихся к сфере Алкогольной монополии, не разрешается. Вместе с тем имеются некоторые исключения.

В Законе 703 предусматривается возможность (по разрешению министерства финансов) производство алкоголя в сельских и ремесленных винокурнях из строго оговоренных видов сырья и на оборудовании, отвечающем требованиям этого закона.

Такое разрешение выдается, если это отвечает хозяйственным потребностям и не грозит нарушению ситуации со сбытом через Бюро реализации. Количество производимого таким образом алкоголя лимитируется, но нет ограничений на его продажу.

Импорт алкогольной продукции также осуществляется в основном через Бюро реализации, за исключением особо оговариваемых случаев, например таких, как ввоз ограниченного количества частными лицами. Для исключительных случаев требуется специальное разрешение министра финансов.

На право производства, складирования, ректификации алкоголя требуется лицензия. Такую лицензию полномочна выдавать таможенная служба по месту нахождения соискателя против его письменного заявления. Для получения такой лицензии должны быть соблюдены определенные (оговоренные в законе) условия. В частности, производство алкоголя должно быть строго изолировано от других производств и доступа посторонних, т.е. это должна быть своего рода таможенная территория; оборудование, на котором предполагается производство, должно отвечать всем требованиям закона, в т.ч. должно иметься специальное помещение для хранения готовой продукции.

Получивший лицензию должен регулярно вести записи в коммерческой книге и своевременно предоставлять в таможенную службу годовой отчет. Таможенная служба вправе осуществлять проверку объекта и ведение коммерческой книги на предмет соответствия их предписаниям Федерального положения о налогах и сборах. Контроль за правильностью приведенных в заявлении данных осуществляет таможенная служба по месту нахождения предприятия.

Контроль за производством, хранением и дистрибюцией алкоголя осуществляется другой службой, а именно так называемой Федеральной инспекцией по погребам, которая находится в ведении Федерального министерства сельского и лесного хозяйства Австрии. В обязанности инспектора входит проверка всех предприятий, изготавливающих виноградные вина, вина из фруктов и ягод, а также виносодержащие продукты, погреба, где хранится вино, а также транспорт для его перевозки.

Национальное законодательство Австрии, регулирующее производство, хранение и передачу в обращение алкогольной продукции, практически полностью соответствует нормам ЕС. Определяющими при этом являются три Федеральных закона; Закон №703 о налогах и монополии на алкогольную продукцию (Alkohol-Steuer und Monopolgesetz 1995), Закон о вине (Weingesetz nach Novelle 1995) и Закон о пиве (Biersteuergesetz 1995).

Подпадающие под указанные законы товары, произведенные в Австрии или ввезенные в страну, подлежат налогообложению (потребительский налог). Данный налог рассчитывается для крепких спиртных напитков и большинства сортов вин по количеству этилового спирта в 1 л. продукта при температуре 20 градусов по Цельсию и составляет в наст.вр. 13800 австр.шилл. на 1 гл. спирта (1 долл. США = около 15 австр.шилл.).

На игристые и некоторые сорта вин ставка налога колеблется в пределах от 700 до 2000 австр.шилл. на 1 гл. спирта.

Налог на пиво начисляется в 20 австр.шилл. на 1 гл. продукта за каждый градус плотности (содержание сухих веществ в 100г продукта).

Это т.н. стандартные ставки налога. Естественно в законе предусматриваются случаи снижения этих ставок и даже освобождения от налогообложения. В частности, освобождается от налогов количество алкоголя, идущего на медицинские цели (изготовление лекарственных препаратов), на производство уксуса, на производство бренди, на используемый в производственных процессах в пищевкусовой промышленности, в частности, для ароматизации продуктов (с процентным содержанием алкоголя не более 1,2%), при изготовлении кондитерских изделий и шоколадных конфет с общим содержанием алкоголя не более 8,5 л. на 100 кг. продукта или других пищевкусовых товаров с общим содержанием алкоголя не более 5 л. на 100 кг. готового продукта, а также денатурированный спирт, используемый в качестве горючего материала, а также для производства чистящих средств.

Подобного рода исключения предусматриваются и законом о пивном налогообложении. В частности, имеются льготы для малых пивоварен: в случае годового производства до 12500 гл. налог составляет 60% от стандартной ставки; до 25000 гл. – 70%; до 37500 гл. – 80%; до 50000 гл. – 90%. При этом малые, связанные между собой пивоварни (например, принадлежащие одному хозяину) с суммарным объемом производства не более 50000 гл. в год, при налогообложении могут рассматриваться как одно целое.

От налога освобождается количество пива, идущее на: производство уксуса; используемое в производстве пищевкусовых товаров, непосредственно или как составная часть полуфабрикатов, в случае, если содержание чистого алкоголя не превышает 5 л. на 100 кг. готового продукта; производство медикаментов.

Федеральный министр финансов, в целях обеспечения поступления налогов и урегулирования конкуренции на рынке алкогольной продукции, может своим распоряжением отменить предусматриваемое законом освобождение от налогов некоторых товаров, например, лекарственных препаратов, которые по своим свойствам могут быть использованы как алкогольные напитки.

Таможенное обложение спиртных напитков производится по следующим ставкам: водка – пошлина не взимается; налог на импорт составляет 20% от стоимости товара плюс потребительский налог 13800 австр.шилл. за гектолитр; игристое вино – пошлина 32 евро за гектолитр; налог на импорт 20% плюс потребительский налог в 2000 австр.шилл. за гектолитр; вина (белые или красные) – пошлина 13,10 евро за гектолитр; налог на импорт 20% плюс потребительский налог 1000 австр.шилл. за гектолитр.

После вступления Австрии в ЕС в 1995г. международные концерны, специализирующиеся на производстве и поставке крепких спиртных напитков, начали активное проникновение на австрийский рынок. При этом собственное производство крепких спиртных напитков в Австрии за последние 5 лет неуклонно снижалось почти по всем видам продукции (с 27,3 млн.л. в 1996г. до 19,2 млн.л. в 2000 г.) и особенно по водке (с 1,6 млн.л. в 1996г. до 0,4 млн.л. в 2000 г.), в то время как импорт неуклонно возрастал (1996г. – 16,4 тыс.т.; 2000 г. – 24 тыс.т.).

Экспорт, несмотря на определенные усилия со стороны австрийских фирм-производителей, оставался в основном на прежнем уровне, поскольку этот сектор австрийской промышленности практически не располагает известными за пределами страны марками крепких спиртных напитков. Реклама данной продукции в средствах массовой информации Австрии сильно ограничена, в то же время иностранные поставщики, имеющие известные марки напитков, пользуются возможностью неограниченного распространения рекламы своей продукции через электронные средства массовой информации по всей Европе, вытесняя тем самым продукцию своих конкурентов.


Источник: Холдинг Винный Мир