Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие России / Публикации СМИ / Прошедший год был для всех образцово-показательным

Прошедший год был для всех образцово-показательным

Алкоголь пропадет в феврале  


Алкогольный кризис уходящего года был тотальным – пожалуй, впервые с советских времен возник дефицит такого масштаба. Но все начиналось с благого намерения: с 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон №102 о введении Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС). Система подразумевала, что каждый производитель обязан был наклеить на все алкогольные бутылки марку с штрих-кодом, которая содержит информацию о производителе, виде, наименовании продукции. И все эти данные, в идеале, должны содержаться в базе ЕГАИС для удобства проверки любой бутылки в любом городе страны.

Несогласованность действий участников рынка привела к тому, что почти три месяца простаивали производства отечественных компаний из-за нехватки специальных марок для ЕГАИС. Нехватка акцизных марок стала также причиной и для приостановки импорта алкоголя весной-летом нынешнего года. До середины лета была приостановлена работа оптовиков, что вызвало небывалый дефицит в алкогольной рознице.

В результате бизнес и государство понесли огромные убытки. По оценке Счетной палаты РФ, убытки государства только на конец лета 2006 составили 15 млрд. рублей. Это только по самым скромным подсчетам.  Очень многие компании, в основном импортеры, до сих пор находятся на грани банкротства. Ситуация осложняется еще тем фактом, что в связи с непредсказуемыми событиями на рынке банки перестали кредитовать его участников. Поэтому многие легальные компании ушли с рынка, а нелегальные поставки только выросли. После возвращения товара в магазины цены на алкоголь как отечественного, так и импортного производства выросли в среднем на 25-30%.

Сбой неизбежен

Участники рынка с опаской встречают Новый год. Для российских производителей сложным будет первое полугодие, в течение которого компаниям необходимо будет установить счетчики спирта на все производственные линии. Учитывая то, что нормативная база по этому вопросу была утверждена Минфином только в декабре и производителям нужно будет срочно установить и настроить программное обеспечение, сбоев в производстве не избежать.

У импортеров алкоголя другая проблема: до сих пор непереклеенные старые акцизные марки на бутылках, которые с лета хранятся на складах из-за того, что до сих пор не был уточнен законный порядок их перемаркировки. Директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации Европейского Бизнеса Александр Романов рассказал "Газете.Ru" историю вопроса: "Постановление о перемаркировке импортной алкогольной продукции со старыми марками было подписано Фрадковым еще в июле. Но оно не содержало технический порядок перемаркировки продукции (продукция на складах оптовиков, которую продали им импортеры, не может маркироваться оптовиками, а только импортерами). И так как нет соответствующих разъяснений, мы не можем зайти на склады оптовиков и перемаркировать бутылки без последствий для себя".

До последнего момента импортеры с ужасом думали о том, что 30 декабря на склады оптовиков нагрянут Федеральная налоговая служба (ФНС) с УБЭП и начнут изымать лицензии у оптовиков и импортеров.

Но Минфин все-таки вмешался и направил в ФНС разъяснения по поводу применения санкций к компаниям, на складах которых хранится продукция со старыми акцизными марками. Уже готов проект постановления правительства о продлении срока перемаркировки до 30 марта следующего года.

Еще одна этикетка

Другая проблема, которую ждут участники рынка в следующем году, оказалась общей абсолютно для всех – это постановление 770, которое меняет правила продажи алкогольной продукции и вступает в силу с 1 февраля следующего года.

Постановление предписывает наносить на этикетку или контр-этикетку бутылки информацию о содержании вредных веществ в соответствии с государственными стандартами.
Президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин недоумевает по этому поводу: "Что именно писать, никто не знает. Что такое вредные вещества? Например, этиловый спирт вреден или полезен?" А Романов добавляет, что постановление не содержит образец текста о вреде алкоголя, который должен быть нанесен на бутылки. Известно лишь, что текст должен быть утвержден Министерством здравоохранения. "Почему элементарную надпись нельзя заранее согласовать с Минздравом и включить в текст постановления? В Минздраве до сих пор текст не подготовили, а ведь еще необходимо успеть напечатать наклейки и оклеить ими всю продукцию", – возмущается Романов.
Если проблема не разрешится каким-то образом, то с 1 февраля алкоголь снова будет в дефиците.


С надеждой на лучшее

Представители алкогольного рынка со смешанными чувствами встречают Новый год. Например, Александр Романов из Европейской Ассоциации настроен пессимистично, он не ждет ничего хорошего от будущего года.

Но, тем не менее, большинство бизнесменов все-таки надеются на лучшее: "Все будет в порядке в следующем году. Уходящий год был образцово-показательным, был для всех уроком. Я думаю, что пока Минфин отвечает за регулирование отрасли, то перекосов не будет. Главное, чтобы процессу регулирования никто не мешал, типа МЭРТа", – предполагает Павел Шапкин.

Подводя итоги года, Шапкин даже попытался реабилитировать алкогольную отрасль, которую традиционно обвиняют в "спаивании российского народа". По данным НАА, смертность в уходящем году от алкогольных отравлений снизилась на 20% по сравнению с предыдущим годом.

Эти цифры в очередной раз свидетельствуют о том, что развернутая недавно кампания борьбы с отравлениями не имела ничего общего с борьбой за здоровье нации.
Судя по всему, это было затеяно для того, чтобы усилить госвлияние на алкогольном рынке. Видимо, в следующем году это будет еще одной проблемой для алкогольной отрасли, однако пока об этом бизнесмены стараются не говорить.

Молдавское и российское вместо грузинского

 Проблемы с ЕГАИС тоже коснулись винного сегмента рынка, но к ним прибавились еще и запреты импорта вина из Молдавии и Грузии. Дело в том, что с марта 2006 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) распорядилась приостановить действие выданных ей же самой санитарно-эпидемиологических заключений на вино и виноматериалы, ввозимые на территорию России из Молдавии и Грузии. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко нашел в этих винах пестициды и металлы. Между тем, было очевидно, что запрет мало касается реального качества вина, а имеет политическую подоплеку.

Запрет тем временем ощутимо сказался на российском винном ассортименте. Так, по данным департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР), в 2005 году в Россию было импортировано около 36–38 млн дал вина. При этом 51% винного импорта в Россию приходится на Молдавию, 15% – на Болгарию, и еще 12% – на Грузию. При этом около 85% экспорта вин из Молдавии приходится на Россию. Молдавия оценила собственный ущерб от запрета на импорт вин в Россию в $30 млн. Только полгода спустя Россия по приказу президента решила пойти на встречу Молдавии: экспорт вина из этой страны Молдавии будет возобновлен с 1 января 2007 года.

Между тем, с Грузией дела обстоят гораздо хуже. Участники рынка даже не берутся прогнозировать, когда будет возобновлен импорт вина из этой страны, потому как ряд политических событий слишком ухудшили ситуацию.

Ситуацией попытались воспользоваться российские производители. По прогнозу Валерия Логинова, президента "Союза виноградарей и виноделов России" , "качество российского вина должно быть лучше, а его количество – больше". Так, например, в этом году производство вина в России выросло более, чем в 1,5 раза. "Надеюсь, что в следующем году произойдут изменения в структуре потребления алкогольных напитков в сторону натуральных вин. Тем более, что тенденция последних лет показывает, что вина потребляют гораздо больше, нежели крепких спиртных напитков, что меня радует, – отмечает Логинов. – В прошлом году российские вина занимали 45% от всего объема рынка вина в России, думаю, в следующем году эта доля будет еще большей".

Источник: Газета.RU