Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Регулирование алкогольного рынка / Регулирование алкогольного рынка в 2004 году

Регулирование алкогольного рынка в 2004 году

О концепции регулирования российского алкогольного рынка в 2004 году


 Нелегальное производство и оборот алкогольной продукции в стране стабильно удерживался в последние годы на уровне 35–40% и неопровержимо свидетельствовал о явно недостаточной эффективности существующих мер государственного регулирования этого рынка.

Не оправдала себя, созданная с целью лучшего сбора акцизов и преодоления межрегиональных административных барьеров, система акцизных складов и существующее межбюджетное распределение акцизов.

Направленные в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2004 году даже 20% акцизов, уплачиваемые производителем, вновь, как и в 1999–2002 годах, разрушили алкогольный рынок, поскольку регионы на ввозимой «чужой» продукции теряют 20% акцизов и поэтому экономически заинтересованы продавать у себя продукцию только собственного производства.

Внедрение института акцизных складов существенно не снизило уровень нелегального производства и оборота алкогольной продукции в стране, поскольку серьезно затруднило лишь оборот легальной продукции. Более того, передача в 2004 году акцизным складам оптовых организаций 80% уплаты акцизов привела к массовому использованию ими различных схем ухода от уплаты налогов.

Серьезную тревогу и опасения вызывают действия администраций ряда субъектов Российской Федерации по оказанию неправомерного давления на участников алкогольного рынка, осуществляющих поставку через акцизные склады и реализацию ввозимой из других регионов России алкогольной продукции.

В целях остановки разрушения единого экономического пространства страны, и для обеспечения наиболее полного сбора акцизов с алкогольной продукции, был предложен проект концепции регулирования российского алкогольного рынка.

В качестве основных неотложных первоочередных мер, концепция предусматривала следующее:

1. Возложение обязанности по уплате 100% акцизов на производителей алкогольной продукции, как это было до 2001 года.

2. В качестве меры по обеспечению своевременности полноты уплаты акцизов предприятиями – производителями алкогольной продукции ввести институт банковской гарантии.

3. Акцизы полностью уплачивать в федеральный бюджет, как и акцизы на импортируемую алкогольную продукцию.

4. Денежные средства, поступившие в федеральный бюджет в виде акцизов от производства алкогольной продукции, перечислять в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований. В качестве одного из критериев определения перечисляемых сумм предлагается принять численность населения и сложившееся в данной местности душевое потребление алкогольной продукции.

Одновременно на первом этапе внедрения концепции предлагалось:

1. На отечественную алкогольную продукцию наносить специальные федеральные марки, строго соответствующие используемой потребительской таре определенной вместимости, со штриховым кодом, в который закладывать унифицированную информацию, необходимую для информационного учета производимой продукции, ее движения, контроля легальности и уплаты акцизов.

2. На алкогольную продукцию с акцизными марками, ввозимую на таможенную территорию России, также наносить штриховой код, как правило, на предприятиях-изготовителях. Информацию, содержащуюся в штриховом коде, также унифицировать.

3. Объемы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 9%, на которую технически невозможно клеить специальные федеральные марки и акцизные марки, контролировать декларированием и иными механизмами, одним из которых может быть количество использованного спирта в соответствии с выданными квотами на его закупку.

4. Упорядочить оптовую и в особенности розничную сеть по продаже алкогольной продукции. Совместными усилиями органов государственной власти и бизнес-сообщества рыночными механизмами сократить до оптимального уровня количество торговых организаций и число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

5. Законодательно ввести во всех субъектах Российской Федерации декларирование оборота алкогольной продукции всеми организациями розничной торговли и общественного питания.

6. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязать иметь контрольно-кассовые машины, считывающие штриховые коды и обрабатывающие считанную информацию.

7. Декларации отечественных производителей, импортеров, организаций оптовой, розничной торговли и общественного питания сдавать в специализированные уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в бумажном и электронном виде для их компьютерной обработки, сопоставления информации, составления балансов, выявления нарушений и т.д.

Обработанную субъектами Российской Федерации информацию представить для свода и анализа в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

После упорядочения сети розничной торговли, внедрения механизма декларирования и надежной системы учета движения алкогольной продукции от производителя и импортера до конечного потребителя,  возложить на организации розничной торговли 100% уплату акцизов от алкогольной продукции в соответствующие бюджеты, отменить законодательно акцизные склады с их налоговым режимом, отменить региональные специальные марки.

Положения концепции были обсуждены и принципиально одобрены на расширенном совещании, при участии представителей операторов рынка и органов государственной власти различных уровней, состоявшемся 1 июня в Москве. А также участниками круглого стола, проходившего 16 июня 2004 года в Санкт-Петербурге в рамках VIII Петербургского экономического форума.

С учетом предлагаемой концепции и накопленного опыта представлялся весьма обоснованным и перспективным опыт Управлений МНС России по Москве, Санкт-Петербургу и ряду других субъектов Российской Федерации по постановке всех организаций по производству и оптовому обороту алкогольной продукции на налоговый учет в единых специализированных межрайонных инспекциях. И это полностью укладывалось в вышеизложенную концепцию, в соответствии с которой целесообразна передача в дальнейшем на налоговый учет в указанные специализированные инспекции также всех организаций розничной торговли алкогольной продукцией. Аналогичный опыт в части контроля розницы накоплен в Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

Также целесообразным было сохранение накопленного опыта постановки на налоговый учет в специализированных межрайонных инспекциях всех организаций по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, независимо от того, являются они или нет плательщиками акцизов. Тем более что в 2004 году серьезно обсуждался вопрос о том, чтобы плательщиками акциза были только производители подакцизной продукции, а акцизные склады полностью освободить от этого.


Источник: ALKOGOL.COM