Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Регулирование алкогольного рынка / Регулирование алкогольного сектора Канады

Регулирование алкогольного сектора Канады

Международный опыт регулирования алкогольного сектора: Канада

Анализ структуры и организации алкогольного сектора Канады проводился на примере провинций Онтарио и Квебек, деятельности Ассоциации канадских производителей вин и Ассоциации канадских производителей крепких спиртных напитков, получаемых дистилляцией.

Историография ограничительных, развертывающих и регулирующих мер в сфере производства и потребления алкогольной продукции в Канаде на протяжении 1870-2005 гг. наглядно отражает закономерный процесс постепенного отказа от политики жестких мер и запретов в пользу расширения сферы деятельности и прав как производителей, так и потребителей по мере совершенствования законодательной базы и регулирующей практики:

• 1870-1901 гг. – расцвет продаж и потребления алкогольных напитков: на каждые 150 или 70 жителей (в зависимости от провинции) по одному бару. Беспорядки, тюрьмы, переполненные нарушителями на почве злоупотребления;

• 1901 г. - первый запрет в одной из провинций;

• 1920-ые годы - запрет распространяется по всей Канаде, большинство питейных заведений закрывается, продажа запрещена, за исключением промышленных, научных, технических художественных и медицинских целей с санкции правительства. Предприятия по перегонке могут продавать свою продукцию только за пределами своих провинций при наличии соответствующей документации. Однако, продажа спиртного процветает в нескольких подпольных формах: подпольные распивочные пункты, продажа спирта по рецепту врача в случае болезни, и в рождественские праздники длинные очереди в аптеки;

• 1920-1930 гг. - повсеместное ослабление запрета. Последняя провинция сняла запрет в 1948 году;

• во время сухого закона в США береговой патруль между Канадой и США регулярно топит лодки со спиртным из Канады;

• 1997- 2005 гг. - балансирование между послабляющими и ограничительными мерами с различиями по провинциям: открытие продажи спиртного в магазинах по воскресеньям, разрешение в лицензированных ресторанах обслуживать спиртным без еды или только с закуской, разрешение в рознице оплачивать алкоголь по кредитной карте, разрешение в общинах некоторых провинций заказывать алкоголь только по почте со значительным повышением его стоимости за счет почтовых расходов, случаи самоубийств и смертей на почве злоупотребления.
Запрет служащим баров и ресторанов перемещаться в зале с заранее приготовленными, но не заказанными напитками на подносах, неудачная попытка в одной из провинций устроить "сухое" Рождество, введение проекта "Принеси спиртное с собой", разрешающего посетителям ресторанов приносить неоткупоренные бутылки с удержанием "пробковой наценки" (плата за откупоривание бутылки), устанавливаемой заведением, введение предупредительных надписей на этикетке или специальном ярлыке, аналогично табачным изделиям.
Есть некоторые сельскохозяйственные общины, которые только в 2005 году начали со времен сухого закона выступать за доступность у себя алкоголя, продолжая до недавнего времени ездить за ним в близлежащие населенные пункты.

В сложившейся к настоящему времени законодательной базе максимально отрегулированы различные аспекты производства, оборота и потребления алкогольных напитков.

В провинции Онтарио Комиссия Онтарио по алкогольному и игорному бизнесу (Alcohol and Gaming Commission of Ontario - AGCO), основанная в 1998 году в соответствии с Alcohol and Gaming Regulation and Public protection Act, является органом управления производством и оборотом алкогольной продукции, отчитывающимся перед Министерством взаимодействия с потребителем и бизнесом (Ministry of Consumer and Business Services).

В функции Комиссии входит лицензирование всех видов деятельности, связанной с оборотом и производством алкогольной продукции, обследование организаций на предмет выдачи лицензий и разрешений, проведение проверок и мониторинг лицензируемых организаций, аудит лицензированных организаций, проведение судебных слушаний по предлагаемым дисциплинарным взысканиям (отказ в выдаче, приостановление, возобновление, лишение лицензии), взаимодействие с СМИ, отработка совместно с Ministry of Consumer and Business Services законодательной базы и поправок к ней, перечисление всех собранных доходов на правительственный консолидированный доходный счет.

Сферы деятельности, подлежащие лицензированию:

• продажа спиртного в барах, клубах, ресторанах, гостиницах. Лицензия дает право держателю продавать и обслуживать алкогольными напитками в лицензированном помещении, где имеется в наличии легкая еда ( ассортимент и выбор еды оговаривается).
В следующих случаях необходимы дополнительные разрешения: оформление временного расширения помещения, возобновление или переоформление этой лицензии в связи с изменением законодательства, передача лицензии новому владельцу или при преобразовании в партнерство, корпорацию и наоборот, изменение названия бизнеса с обязательным уведомлением AGCO, ремонт и перепланировка лицензируемого помещения (установка или перемещение дверей, окон перегородок и т.д.), сопровождаемые расширением лицензируемого помещения, увеличением клиентских мест;
• предоставление производственных площадей и оборудования для производства пива и вина физическим лицам для личного потребления;
• производство, продажа крепких спиртных напитков, пива и вина через розничную сеть, находящуюся в ведении Liquor Control Board of Ontario (LCBO);
• продажа алкогольных напитков через агентов или представителей иностранных и канадских поставщиков;
• открытие пункта продажи производителем для реализации продукции собственного производства;
• доставка спиртных напитков лица, имеющего право на их продажу, через уполномоченного агента.

Как показано, система лицензирования подробно регламентирует достаточно большой круг действий в сфере производства и оборота.

В розничной сети работают как частный, так и государственный сектор. Государственные магазины подчинены региональной правительственной акционерной организации Liquor Control Board of Ontario (LCBO), которая ведует розничной продажей алкогольных напитков в государственных магазинах провинции Онтарио и подчинена Министерству совершенствования общественной инфраструктуры.

LCBO ставит своей задачей обеспечение социально ответственной, экономически эффективной и выгодной розничной торговли, подразумевающей баланс между адекватным обслуживанием клиента, получением доходов для регионального бюджета и защитой здоровья и безопасности потребителя.

Его функции охватывают:
• пропаганду разумного потребления в сотрудничестве с СМИ, государственными органами транспорта, здравоохранения, полицией, общественными организациями, центрами образования, поставщиками, гостиничным бизнесом;
• организацию ответственной продажи: только лицам, имеющим право быть обслуживаемыми, т.е. спиртное не продается не достигшим установленного возраста, выглядящим недостаточно трезвыми или подозреваемым в покупке тем, кому в продаже отказано. Так, в 2005-2006 гг. сотрудниками LCBO было отказано в продаже 112,000 лицам из 1,7 млн. потенциальных покупателей. Сотрудники проходят обучение по специальным программам, в какой форме преподносить отказ; представление идентификационных карточек, подтверждающих возраст, с фотографией, подписью выдавшего лица и периодической проверкой подлинности; в контексте социально грамотной продажи распространение информация об интересных сочетаниях пищевых продуктов и различных алкогольных напитков, об организации приема и развлечения гостей;
• продажу только безопасной высококачественной продукции: ISO сертифицированная лаборатория обеспечивает анализ и проверку всей продукции LCBO на подтверждение качества, и продукция соответствует всем федеральным и региональным стандартам. В 2003-2004 отчетном году было проведено более 367,000 анализов в более 15,700 образцах;
• информационное обслуживание через постоянно обновляемую базу данных:
- он-лайн торговые ресурсы (где и что можно закупить потребителям и поставщикам)
- стандарты упаковки и химического анализа
- UPC стандарты
- программа LCBO для магазинов-агентов запущена в 1962 году и обеспечивает доступ к розничной затратно-выгодной и социально ответственной покупке алкогольных напитков потребителям, не имеющим удобного доступа к магазинам LCBO.
• развитие сети магазинов-агентов:
В соответствии с этой программой LCBO выдает разрешение независимым местным розничным продавцам (как правило, операторам гастрономических и продовольственных магазинов или туристических пунктов) продавать алкоголь наряду с другими продовольственными товарами.
Магазины-агенты продают алкоголь по тем же ценам, что и магазины LCBO, но оператор закупает их по дисконтной цене. Назначение магазина- агентом LCBO выдается сроком на 5 лет или менее по решению LCBO.
В рамках этой программы LCBO преследует цель обеспечения улучшенного уровня обслуживания на местах в партнерстве с представителями местного бизнеса, который хорошо ориентируется в таких местных условиях как оптимальные часы продажи, подбор ассортимента и т.д.
Таким образом, торговые точки на местах в других регионах оказываются подключенными ко всем законодательным нормам и требованиям LCBO. Программа стимулирует местный розничный оборот и доходы, увеличивает рабочие места и укрепляет локальную бизнес-базу.
Оформление номинации "магазин-агент" предусматривает предоставление подробной информации о заявителе (от местоположения бизнеса, парковки до опыта работы и финансового положения, всего 17 позиций) и выполнение требований, предъявляемых к магазинам LCBO ( в частности, цена на напитки должна быть такой же, как во всех "государственных" магазинах, все финансовые и налоговые дела по алкоголю должны вестись отдельно, закупку крепких спиртных, вина и импортируемого пива оператор должен производить в назначенных LCBO пунктах с действующей в настоящее время 10%-ной скидкой от базовой цены и т.д.)
• правила продажи вин для религиозных ритуалов:
LCBO назначает специальных продавцов такого вина, которые хранят для продажи, продают и доставляют вино для употребления только для религиозных ритуалов лицами (священниками, раввинами, настоятелями), облеченными саном проводить религиозные церемонии в определенных культовых местах – церквях, синагогах или мечетях. Разрешение на номинацию продавца религиозного алкоголя выдается LCBO сроком на 2 года и оплатой 100$ год на конкурсной основе после рассмотрения анкет заявителей.

LCBO не является монополистом на розничном рынке, и его продажи составляют 45% $8-миллирдного алкогольного рынка провинции Онтарио. Его конкуренты: Beer store network, находящаяся в частном владении, Ontario retail winery stores, пограничная торговля и ряд других.

Поэтому LCBO ведет постоянную работу за увеличение своей доли на рынке под девизом "покупатель должен быть не принуждаем, а побуждаем нами приходить в наши магазины". В этом ключе поставлены задачи постоянно повышать удовлетворенность покупателя во всех отношениях, воспитывать и обеспечивать социально ответственное потребление, увеличивать возврат населению Онтарио средств в виде дивидендов не менее 5.5 млрд.$ в течение 5 лет, совершенствовать сотрудничество с поставщиками, продвигать продажу вин, производимых винодельческими предприятиями Онтарио, повышать заинтересованность и удовлетворение своих сотрудников.

В 2003-2004 гг. LCBO была принята "Корпоративная программа планирования, прогнозирования и закупок" в соответствии с которой поставщики и другие агенты цепи совместно разрабатывают прогнозы продаж на основе отслеживания и мониторинга текущей ситуации.

В провинции Квебек головным органом управления производством, дистрибуцией и продвижением алкогольной продукции, является Управление по алкоголю, скачкам и игорному бизнесу (Regie des alcools, des courses et des jeux).

Управление руководствуется и следит за обеспечением соблюдения основных законодательных актов в сотрудничестве с ведомствами и службами, причастными к регулированию оборота и производства алкогольных напитков.

В ведении управления находится лицензионная деятельность на производство и дистрибуцию пива, продуктов перегонки, вина, сидра, складирование (условия выдачи, стоимость лицензий, права и обязанности владельца лицензии, условия приостановления, аннулирования, запретительные положения, правила проведения проверок и инспектирования).

Вторым по значимости органом регулирования в провинции Квебек, занимающимся преимущественно оборотом, является акционерное общество спиртных напитков (Societe des alcools du Quebeс) с разрешенным уставным капиталом 30 000 000$.

Имеет права и привилегии организации, уполномоченной государством. Председатель Совета директоров назначается правительством. Условия его работы и функции определяются контрактом, заключаемым с правительством. Основная сфера деятельности: торговля алкогольными напитками: импорт и розлив, представительство правительства в области таможенного регулирования и акцизной политики, маркетинг определенных брендов и т.д.

Ведет свою деятельность в соответствии с директивами Министерства финансов, которое в свою очередь признает его цели и направления деятельности после одобрения их правительством.

На муниципальных территориях Societe согласует свою деятельность (склады, магазины и другие объекты) с территориальными программами.

Работа двух ведущих ассоциаций бизнеса - Ассоциации канадских производителей (АВК) и Ассоциации канадских производителей крепких спиртных напитков, получаемых дистилляцией, строится в основном так же, как и в других странах: помощь своим членам и защита их интересов, приобщение к сотрудничеству с государством, к участию в развитии и управлении отраслью.

Ассоциация канадских производителей вин (АВК) в своем настоящем виде возникла как потребность винодельческой отрасли определить обозримое будущее своего сектора, оценить весь комплекс факторов на него влияющих, наметить стратегию и действия, обуславливающие успех. Весь процесс развертывался исходя из основополагающего принципа, что любые усилия по структурированию будущего винодельческой промышленности Канады должны быть намного шире интересов и деятельности отдельных компаний. Всего Ассоциация объединяет 30 корпораций, включающих более 40 винзаводов, обеспечивающих более 90% канадского винодельческого производства и экспорта.

Ориентация на сохранение и увеличение числа членов, которые получают возможность влиять на среду своего функционирования и приобретают ряд принципиальных для их работы преимуществ: дисконтный доступ к постоянно обновляемой информационной базе со статистической, законодательной, нормативной, научно-технической информацией как по Канаде, так и международной; защиту со стороны отрасли, участие в отраслевых стратегических программах (экспортной, промоушен и др.).

Наиболее показательные достижения Ассоциации:
• разработала первые национальные канадские стандарты качества на вино в 1996 г. и продолжает их совершенствовать в сотрудничестве с федеральными, региональными и отраслевыми профессиональными службами, добиваясь их признания по всей стране и в международном масштабе;
• участвует в разработке законодательных формулировок по этикетированию, оптимальных в плане коммерческих интересов производителей и информативности для потребителя;
• сотрудничает с исследовательскими центрами и оказывает им финансовую поддержку в изучении противораковых и других полезных для здоровья свойств вина и пропаганде этой информации среди потребителей;
• на протяжении 12 лет координировала использование правительственных ассигнований канадским производителям в рамках "Программы развития канадского рынка", цель которых помочь им адаптироваться к полной открытости национального рынка импорту;
• обеспечивает презентацию вин канадских производителей на правительственных, дипломатических и других представительских мероприятиях;
• координирует экспортную стратегию для канадских вин, имеющую финансовую поддержку со стороны федерального Департамента сельского хозяйства;
• стала основателем World Wine Trade Group, в состав которой вошли представители правительства и промышленности из Канады, США, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Чили, Аргентины и Мексики.
Цель – улучшение условий международной торговли винами, снятие торговых барьеров, упрощение доступа и оборота канадских вин на международных рынках;
• в контакте с федеральным правительством внесла значительные изменения в закон об акцизах, принципиально уменьшив налоговое бремя канадских производителей вин и усовершенствовав контроль за рынком, необлагаемым налогом.

Ассоциация канадских производителей крепких спиртных напитков, получаемых дистилляцией (Association of Canadian Distillers) является национальной ассоциацией канадских производителей и операторов рынка спиртных напитков, получаемых дистилляцией, включая канадское виски, ром, водку, джин, ликеры и кулеры. Сотрудничает с правительством, правительственными службами и различными участниками алкогольного рынка в целях разработки политики и практики, обеспечивающих взаимный интерес государства, производителей и потребителя.

Объединяет лицензированных производителей и участников алкогольного рынка, обеспечивающих 85% алкогольной и премиум продукции страны, получаемой с применением дистилляции и реализуемой во всех провинциях и на территориях Канады.

Основана в 1947 году по инициативе производителей и по настоятельной рекомендации тогдашнего зам.Министра по таможенным и акцизным сборам Департамента национальных доходов.

Основные направления деятельности:
• социально ответственное производство и потребление;
• борьба с подделками и контрафактом;
• информационное обслуживание участников ассоциации, в том числе подбор данных о роли участников ассоциации в экономике страны: доходы в виде акцизов, таможенных сборов и других налогов, ежегодный объем продаж в денежном выражении, объем экспорта в денежном эквиваленте, численность занятого в этом секторе населения;
• выявление и принятие мер по снятию ограничительных и дискриминационных барьеров в международной торговле в сотрудничестве с федеральными Департаментами международных отношений и международной торговли;
• защита алкогольных напитков, которым вменяется в особую вину распространение злоупотреблений по принципу "не что пьешь, а как и сколько".

Анализ структуры и организации алкогольного сектора Канады на примере провинций Онтарио и Квебек, деятельности Ассоциации канадских производителей вин и Ассоциации канадских производителей крепких спиртных напитков, получаемых дистилляцией, позволяет сделать следующие выводы:

1. В алкогольном секторе найден и постоянно совершенствуется баланс прав и ответственности между органами государственного управления и бизнес-сообществом:

Бизнесу предоставляются довольно широкие полномочия в некоторых направлениях вплоть до законотворческих, но после санкционирования, согласования и под контролем и с отчетностью перед государственными органами. Ассоциация канадских производителей вин разработала первые национальные канадские стандарты качества на вина, участвует в разработке нормативов по этикетированию.

Ассоциация канадских производителей крепких спиртных напитков, получаемых дистилляцией, была основана в 1947 по настоятельной рекомендации зам.Министра таможенных и акцизных сборов Департамента национальных доходов. В настоящее время работа этой Ассоциации по выявлению и снятию дискриминационных торговых барьеров ведется совместно с федеральными департаментами международных отношений и международной торговли.

2. Сосредоточение в ведении одного ведомства (государственного или бизнес-сообщества) определенного участка алкогольного сектора. Так, в провинции Онтарио всеми вопросами, связанными с лицензированием, работой, проверкой и контролем лицензированных предприятий занимается Комиссия Онтарио по алкоголю и игорному бизнесу.

В розничном секторе около 50% бизнеса ведет, регулирует и контролирует в государственных магазинах региональная государственная организация Liquor Control Board of Ontario (LCBO), отчитывающаяся перед Министром совершенствования общественной инфраструктуры. Весь бизнес крепких алкогольных напитков, получаемых с применением дистилляции, находится в ведении Ассоциация канадских производителей крепких спиртных напитков, получаемых дистилляцией.

3. Бизнес-сообщество характеризует высокая степень консолидированности, и оно ставит своей целью охватывать проблемы, касающиеся всех его членов и объединять под своим началом весь комплекс вопросов, относящихся к тому или иному направлению. Ассоциация канадских производителей вин, например, возникла как потребность винодельческой отрасли определиться в целом со всеми своими проблемами, задачами и перспективами, развивать корпоративный стиль работы. Примеры совместных действий: в рамках Ассоциации канадских производителей вин ведется разработка стратегической программы развития экспорта, в рамках Liquor Control Board of Ontario – "Корпоративная программа планирования, прогнозирования и закупок", принятая в 2003-2004 гг., в соответствии с которой поставщики и другие агенты цепи, и прежде всего розница, совместно разрабатывают прогнозы поставок и продаж.

Источник: Vinmoldova.md