Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Российский рынок виноградарства и виноделия: состояние, анализ, тенденции, прогнозы / Статистика потребления алкоголя в России в 1970-2005 годах

Статистика потребления алкоголя в России в 1970-2005 годах

СТАТИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ В 1970–2005 ГОДАХ 

   Сначала – собственно данные потребления продукции по годам и типам. В этом плане советской статистике можно вполне доверять. Мы против односторонних и однобоких взглядов на статистику. Из этой таблицы можно взять неимоверное количество информации, но мы ограничимся необходимостью убедить Вас и, надеемся, органы государственной власти в необходимости не только какого-то спонтанного, волюнтаристического и регулярного регулирования алкогольного рынка под флагом борьбы с сегментом нелегального рынка (а фактически в интересах нескольких крупных производителей), но и выстраивания четкой государственной долговременной национальной программы развития отрасли применением мер акцизной политики, рекламной деятельности и прочего с учетом медицинских рекомендаций, решения задач безопасности нации.

   Обратите внимание сразу на то, что в потреблении алкогольной продукции в советский период прослеживается четкий государственный подход и национальная государственная политика, направленная вовсе не на спаивание людей, как почему-то настаивают демократические экономисты: винной продукции потребляется значительно больше, чем водочной – вот вам и «северный» тип потребления с превосходством крепкого над слабоградусным алкоголем; если государственная власть создает условия для формирования потребления, то оно таковым и является. По «южному» типу потребления Россия жила в советское время. Посмотрите по столбцу «вино» как продуманно проводилась государственная политика до 1983–1984 годов – по-другому и быть не могло в самом плановом и программном советском государстве. А у нас сегодня привычно все списывают на «северную модель поведения запойного российского пьяницы». Так, конечно, легче. Но у сегодняшнего Правительства нет четкой программы развития алкогольного рынка страны, что демонстрируют все принимаемые на протяжении последних 12 лет решения по реорганизации то одной, то другой стороны нашей жизнедеятельности.

   Хотелось бы сразу еще обратить внимание и на такой момент, как «сухой закон» 1985 года. Кто помнит, творился настоящий кошмар, унижалось в грубой форме чувство человеческого достоинства обычных потребителей в очередях, но потребление-то упало всего в два раза, то есть «сухой водочный закон» был лишь в головах советских руководителей государства – старых и не очень – маразматиков и в советской торговле алкоголем; не было бы нелепого ажиотажа, который подогревала рекламная компания трезвого образа жизни в прессе, был бы процесс более продуман и упорядочен, ничего страшного не произошло бы – подумаешь, в два–два с половиной раза упало производство водки; а в производстве вина это было поистине, трагедией, последствия которой и придется выправлять будущей государственной национальной политике России в области регулирования алкогольного рынка.

   Итак, таблица среднедушевого потребления легальной алкогольной продукции и пива в России. После 1995 года мы взяли не предполагаемое потребление, которое дает Росстат на основе умозрительных заключений и недостоверной панельной выборки, а легально произведенный и импортируемый алкоголь – при расчете потребления в течение нескольких лет остатки одного года переходят на следующий, так что картина достаточно точная (табл. 1).

   Такова динамика потребительского портрета среднего советского и постсоветского человека. К сожалению, вся статистика, начиная с 1992 года, носит лишь легальный характер, она характеризует не потребителя, а неспособность государственной власти в одиночку без помощи бизнес-сообщества руководить алкогольной отраслью. Результат руководства на лицо – поскольку пить население меньше не стало, то есть вероятность того, что, с одной стороны, изменились несколько потребительские предпочтения, с другой – приличная часть продукции ушла в тень. Только нельзя при расчете нелегального рынка водки отталкиваться от уровня потребления 1984 года, так как тогда водка была доступна по цене всем слоям населения, а сегодня легальная водка недоступна 30% россиян. Да и не было такого, как сегодня, разнообразия заменителей водки. Лишь пивной рынок демонстрирует завидную тенденцию быть законопослушным и легальным.

   Как видите, инициатива НО «СУАР» о срочном принятии Национально-государственной алкогольной политики России на 2007–2020 годы более чем актуальна. Структуру потребления алкоголя надо менять. И дело не только в 40 тысячах человек, ежегодно отравляющихся и гибнущих от суррогатов; на самом деле их, наверняка, гораздо больше. У Правительства отсутствует идеология развития рынка, а сформировать его можно будет только в тесной связке с бизнес-сообществом. Очень хорошо, что, наконец-то, руководитель профильного Комитета Госдумы в интервью газете «Коммерсант» признал, что зря депутаты не послушали предостережения бизнес-сообщества алкогольного рынка при вводе нового закона в действие.

   Пожалуй, самым важным рычагом воздействия на алкогольный рынок является не запретительная госмонополия, а грамотная акцизная политика государства. В течение 4-х последних лет не меняется ставка акциза на шампанские и игристые вина, как результат – темпы роста их производства и продаж впечатляют, правда, происходит это на фоне ежегодного роста акцизов на ликероводочную и другую продукцию, то есть при прочих пропорционально–равных условиях еще неизвестно, как повел бы себя алкогольный рынок.

   НО «СУАР» и профильный Подкомитет Госдумы выступили инициаторами проведения в ноябре 2006 года всероссийской конференции «Национальная государственная алкогольная политика России на 2007–2020 годы». Мы надеемся, что эта тема не оставит равнодушными ни депутатов, ни чиновников, ни участников алкогольного рынка.

   Теперь перейдем к следующей, к сожалению, куцей таблице. Куцей, потому что там в одном поле соседствуют реальные среднедушевые показатели потребления продукции алкогольного рынка до 1992 года и только легальная составляющая показателей потребления продукции после 1992 года (табл. 2).

   Очень характерен рост потребления вина в период «развитого социализма», начиная с 1970 года, что сопровождалось снижением акцизной составляющей в бюджете. Кстати, опять же истины ради – бродят слухи, что в Советском Союзе были загружены все производственные мощности по производству водки и ЛВИ; так это тоже неправда - в 1984 году мощности составляли 240 млн дал (запомните эту цифру - она позволяет сегодня Государственной статистике заявлять о том, что и сегодня потребление водки в России (легальной и нелегальной) находится на этом уровн). Однако, в 1984 году потребление водки и ЛВИ (а этому можно доверять) составляло 198 мл дал, при недозагрузе мощностей в 17,5% (это, кстати, никого тогда не пугало). А сегодняшний недозагруз пугает – потому что государство самостоятельно оказалось не в состоянии наладить элементарный контроль за рынком, борьба с сегодняшним недозагрузом идет якобы ради борьбы с нелегальной продукцией, а на самом деле в интересах лишь нескольких крупных операторов рынка. Сегодня можно и говорить лишь о 200 макисмум млн дал потребления водки и ЛВИ в России, высчитывая объемы нелегального рынка. Количество потенциальных потребителей водки стремительно сокращается ежегодно на 600-800 тысяч человек, не спасают даже 20 млн мигрантов, которые также не увеличивают легальное потребеление, поскольку приезжают на заработки и пьют откровенно левый продукт.

   Лишь пивной рынок демонстрирует завидную тенденцию быть законопослушным и легальным.

   Существующий сегодня пристальный контроль за алкогольным рынком со стороны государства неэффективен по своей сути. Во-первых, грамотному, вдумчивому и спокойному взгляду на алкогольный рынок мешает, с одной стороны, отсутствие должной квалификации у «регулировщиков» и, с другой стороны, непонимание самой глубинной сути вопроса - что же реально является причиной существования мощного и стабильного рынка нелегального алкоголя в стране. Во-вторых, «фискальность» взглядов государства на алкогольный рынок (чиновникам до сих пор не дают покоя мнимые цифры вклада в госбюджет СССР алкогольной отрасли; почему то они до сих пор видят их в размере 25%, когда на самом деле они составляли менее 6% от открытого бюджета при формируемых искусственно на всю выпускаемую в Союзе продукцию ценах; сегодня алкоголь дает 5% бюджета; потому и повышается ежегодно акциз на алкоголь, а результатов нет). В-третьих, нежелание заставить бороться с нелегальным рынком уже существующую систему контроля, работникам которой вполне достаточно посмотреть вокруг себя. Не надо ехать в медвежий угол России, чтобы купить не очень легальную водку, достаточно зайти в каждый третий московский магазин и купить водку за 35-45-50 рублей за поллитровую бутылку при минимально возможной альтруистической цене не ниже 63-65 рублей. Эта водка невидима для контролирующих органов точно так же, как была два-три года незаметна реклама украинской водки для российского ФАС, который тем не менее отлично «усматривал» в любой рекламе воды и конфет «зонтичность» российских брендов.

   Нас всех уже оповестили о том, что и в 2007 году государство поздравит алкогольный рынок с Новым годом очередным повышением ставок акциза. Однако, рост процентных ставок акциза и самой составляющей акциза в бюджете ведет к росту цен на легальном алкогольном рынке (о чем говорится уже много лет (за последние 6 лет минимальная легальная цена на водку выросла в 2 раза), делая легальную продукцию все менее доступной (борьба за жизнь малообеспеченных слоев населения должна стать целью акцизной политики грамотного государства); именно в этом сегменте погибает то уменьшенное в несколько раз до 40 тысяч в год население, которым пугает Правительство и Госдуму Главный санитарный врач. Эти люди травятся не молдавским и грузинским вином, и даже не российским, а обычными российскими суррогатами алкоголя. Пьют они суррогаты из-за высокой стоимости легальной продукции, в 2–2,5 раза превышающей их финансовые возможности (но и здесь проблему усложняет то, что одного снижения цены все равно будет недостаточно; и здесь надо что-то делать комплексно). Если цель забота о здоровье не декларативна, то и методы Роспотребандзора были бы иными, вот о чем речь. Не надо бороться с мифическим нелегальным рынком и пугать им власть и простых обывателей, а надо решать - как быть с каждым сегментом этого очень многогранного рынка: с заводской доброкачественной нелегальной водкой; с «гаражным» водочным самопалом; с аптечным вполне приличными и не представляющими вреда настойками (да пусть лучше нищета пьет эти аптечные и отчасти полезные для здоровья жидкости, чем отраву); а также с прочими многочисленными и многообразными продуктами полураспада человеческой личности, среди которых есть и опасные для здоровья и безопасные; а также - самогон). В результате нововведений вся более менее безопасная продукция (пусть и не алкогольная) станет по цене недоступна для нищеты (а это 30% населения и наиболее активных потребителей этой гадости). Есть ли в этом государственный подход или нет? Правильно это или нет? Не торопитесь с ответом… Сколько еще погибнет дополнительно в 2006 году; хотя теоретически выполняя указания вышестоящих органов статистика 2006 может стать и благоприятнее (потому что и 40 тысяч человек – это заниженная в несколько раз явно цифра – для тех, кто на этом рынке работает и с этой стороной жизни тесно соприкасается). Фискальная политика не спасет эти 40 тысяч и более потенциальных, а значит – нельзя быть твердолобым в этих вопросах и подходить к ним с московским апломбом.

   В каждом принятом новом решении есть какие-то пробелы: как с новым образцом акцизной и федеральной марок, делающих любую бутылку «долгоиграющей» с возможностью ее затем многократного нелегального использования.

   И еще только без наивной уверенности в том, что госмонополия на спирт является в России панацеей. Это уже не смешно, после всего, что произошло на нашем рынке в последние полгода!

   Сегодня пока неясно, какой должна быть акцизная политика в России (для кого-то и единая ставка акциза на всю продукцию без разбора кажется решением проблемы); мы думаем, что все ее аспекты проявятся при обсуждении Национальной государственной алкогольной политики России на 2007–2020 годов на одноименной Всероссийской конференции в ноябре 2006 года, чтобы учесть все социальные вопросы, но время фискальной акцизной политики ушло в прошлое безвозвратно. Акцизную политику нельзя рассматривать в отрыве от причины существования нелегального рынка. Необходимо преодолеть «эффект ножниц»: сочетание доступности легальной продукции для всего населения (а это уже аспекты здоровья и безопасности) с неизбежной государственной «фискальностью».

Источник:  «Foodmarket »