Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Анализ виноградарства, виноделия и рынка вина / Некоммерческая организация «Союз виноградарей и виноделов России» / Протоколы, Стенограммы, Решения / Стенограмма общероссийского совещания на тему: "О системе контроля качества и безопасности алкогольной продукции"

Стенограмма общероссийского совещания на тему: "О системе контроля качества и безопасности алкогольной продукции"

Стенограмма общероссийского совещания

"О системе контроля качества и безопасности алкогольной продукции"

Ведущий - Катырин С.Н. Сегодня мы пригласили вас сюда на встречу по инициативе нашего подкомитета по производству и обороту алкогольной продукции, ряда наших профильных союзов и ассоциаций, чтобы обсудить проблемы, которые, как нам видится, уже надвигаются, уже есть возможные решения этих проблем по реализации 102 Закона, я думаю, что не только связанные с реализацией этого Закона, я думаю, что вы, как никто лучше, знаете об этом законе и о том, что он вступает в силу с 1 января наступающего года. И в первую очередь, конечно, нам хотелось обсудить это с представителями как федеральных органов власти, так и с представителями власти на местах, поэтому сегодня мы сюда пригласили и исполнительную федеральную власть, и любезно откликнулись и приехали к нам представители более 40 регионов, которые занимаются этой проблематикой на местах. Мы, естественно, пригласили членов Палаты, союзы, ассоциации, которые занимаются оборотом алкогольной продукции. Пригласили производителей. Я думаю, что потребителями и так является большая часть зала, поэтому все заинтересованные стороны в этом процессе, сегодня здесь, в зале в том или ином качестве, присутствуют.
Я уже сказал, что инициатива была проявлена нашим подкомитетом. Поддержали эту инициативу Национальная алкогольная ассоциация, Союз участников алкогольного рынка, Союз виноградарей и виноделов России, т.е. те, кто в отраслевом плане объединяет участников этого рынка.
Тему сегодняшнего совещания мы обозначили следующим образом: "О системе контроля качества и безопасности алкогольной продукции в условиях изменения алкогольного законодательства и вступления России в ВТО".
Я думаю, что разговор может и должен пойти немного даже шире, чем реализация и изменение законодательства и вступление в ВТО. Это еще связано и с реализацией, точнее сказать для начала, с подготовкой технических регламентов, а затем уже с их реализацией. Т.е. у нас достаточно много вопросов и проблем, которых нам хотелось бы сегодня коснуться.
Если вы не возражаете, мы бы предложили, чтобы ведение конференции вы поручили нам.
Я представлюсь: вице-Президент Торгово-промышленной палаты Катырин Сергей Николаевич, Петр Сергеевич Каныгин - это председатель нашего подкомитета по производству и обороту алкогольной продукции, он же возглавляет компанию "Винный мир" и директор Департамента Торгово-промышленной палаты - Быков Владимир Александрович. Если возражений нет, то мы в таком составе начнем, по крайней мере, нашу сегодняшнюю работу.
Регламент мы бы предложили следующий.
Мы, приглашая сюда представителей федеральных органов власти коллег с мест, некоторых из них попросили подготовить их видение и сделать сообщение по тем или иным проблемам, которые мы предполагаем обсудить сегодня. Поэтому мы предложили бы дать слово для первых трех докладчиков, которые подготовили основные доклады, дать возможность им выступить до 20 минут, затем дать возможность выступить тем, кто уже заявился по собственному желанию и по нашей просьбе - до 10 минут выступление сделать. И, естественно, нам хотелось дать возможность тем, кто сегодня участвует в этой встрече, высказать свои точки зрения. Все, у кого будет такое желание, в любой форме можете обозначить это желание: в письменном виде, поднятием руки, есть микрофоны в зале - можно оттуда выступать - кому как удобнее, можно с трибуны. По итогам мы хотели бы обсудить проект документа, который был подготовлен, я думаю, он сегодня у вас на руках, посмотреть этот проект документа, и, возможно, создать Рабочую группу, которая занялась бы подготовкой, вернее доработкой, итогового документа.
Как правило, у нас всегда, по итогам наших встреч здесь, в Торгово-промышленной палате, мы стараемся выйти на какой-то итоговый документ, который дорабатывает часть Рабочей группы из заинтересованных людей. Я сразу хочу всех предупредить, чтобы представлялись перед выступлением, потому что у нас всегда ведется магнитная запись, которую мы потом используем для доработки документа, с тем, чтобы не упустить никаких пожеланий, замечаний, которые звучали на той или иной встрече. Также мы предлагаем поступить и сегодня.
Если возражений по такому построению работы нет, то предлагаем, по окончании работы конференции, после подведения итогов сделать небольшой перерыв, во время которого мы дадим возможность, во-первых, журналистам задать вопросы - пресс-конференцию провести прямо здесь, в этом зале, а потом дадим возможность пообщаться в неформальной обстановке всем участникам нашей конференции - здесь, в соседнем зале, организаторы предусмотрели такую возможность.
Если возражений нет, то мы можем приступать к работе.
Я хотел бы первому предоставить слово заместителю начальника Управления территориальных органов и региональных программ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Онищенко Геннадию Николаевичу. Прошу подготовиться Ольгу Ивановну Аксенову.
Онищенко Г.Н. Добрый день, уважаемые коллеги. Почему коллеги? Потому что все здесь собравшиеся крайне заинтересованы в том, чтобы алкогольная продукция, поступающая на потребительский рынок, первое - была качественная, второе - не приносила вреда и ущерба потребителю - населению Российской Федерации - и чтобы на российский рынок не поступала контрафактная алкогольная продукция.
Федеральное агентство по техническому регулированию реализует эти задачи в части организации проведения государственного контроля и надзора через межрегиональные территориальные управления, которые расположены в семи федеральных округах Российской Федерации, и через систему подведомственных этим межрегиональным территориальным управлениям отделов, которые находятся практически во всех субъектах Российской Федерации.
Основными функциями Федерального агентства, его системы государственного надзора является осуществление федерального надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов до вступления в силу соответствующих технических регламентов, естественно, в том числе и надзора за соблюдением обязательных требований, предъявляемых к алкогольной продукции.
Проверки осуществляются на основе анализа, проводимого нашими территориальными управлениями, состояния дел с качеством как изготовляемой алкогольной продукции, так и алкогольной продукции, которая поступает на рынки субъектов Российской Федерации. На основе этого анализа определяются объекты надзора и далее осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, как за производителями, так и за оптовиками, также на стадии непосредственной реализации алкогольной продукции гражданину - потребителю.
Я хотел бы, пользуясь случаем, обратить ваше внимание на основные моменты организации проведения контрольно-надзорных мероприятий Федеральным агентством. Потому что рано или поздно изготовитель алкогольной продукции или те организации, которые занимаются ее реализацией, столкнутся со службами госнадзора Федерального агентства. Основные моменты по организации проведения государственного надзора и для того, чтобы вы, уважаемые коллеги, знали свои права в этой сфере деятельности, заключаются в следующем.
Во-первых, при проведении государственного надзора то должностное лицо, которое проводит эту проверку, оно должно вручить руководителю проверяемого субъекта или приказ, или распоряжение на проведение государственного надзора и только после этого непосредственно начинается процедура проведения контрольно-надзорного мероприятия. Естественно, я еще раз хотел бы обратить внимание, что мы надзор осуществляем только за соблюдением обязательных требований к продукции. Проще говоря, в данном случае то, что касается алкогольной продукции, мы проверяем те показатели, по которым алкогольная продукция проходит процедуру сертификации: ГОСТы, те пункты, по которым проводится сертификация.
Далее. Проведение государственного надзора осуществляется с применением инструментальных методов контроля. Что это такое. В любом случае, будь то предприятие-изготовитель, будь то оптовик, будь то супермаркет, или какая-то торговая точка, мы отбираем образцы алкогольной продукции, они соответствующим образом опечатываются и эти образцы направляются в аккредитованные испытательные лаборатории для проведения испытаний. На основе проведенных испытаний, на основе протокола испытаний уже принимаются окончательные решения. Если продукция прошла испытание и результаты испытания положительные, то разрешается продолжение функционирования, изготовления или реализации алкогольной продукции. В случае, если результаты испытаний отрицательные, я имею в виду проведение надзора на сегодняшний день - до введения в действие технических регламентов, потому как при введении в действие технических регламентов в рамках Закона "О техническом регулировании", процедура проведения госнадзора и принятие мер, это касается всех федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют контрольно-надзорные мероприятия, будет несколько иная. В случае, если результаты испытаний алкогольной продукции отрицательные, то действуем в рамках действующего законодательства, а это, в первую очередь, - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, это в определенной мере, нормы, которые указаны в Законе "О техническом регулировании", а также есть документ, который регламентирует действия всех органов государственного контроля и надзора, это Закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора". Именно этот законодательный акт регламентирует порядок проведения надзора, порядок принятия мер по результатам госнадзора и касается деятельности всех контрольно-надзорных органов в Российской Федерации, которые осуществляют эти мероприятия в указанной сфере.
На сегодняшний день, может быть, к сожалению, те правовые меры в достаточной мере сокращены в связи с выходом изменений и дополнений в целый ряд законодательных актов. Если ранее по результатам надзора, если продукция не соответствовала установленным требованиям, мы могли приостанавливать и запрещать изготовление и реализацию продукции, естественно, в том числе и алкогольной, то в связи с выходом изменений и дополнений в действующее законодательство на сегодняшний день мы можем выдавать предписания об устранении выявленных нарушений как изготовителю, так и реализатору алкогольной продукции. Но вместе с тем, если это предписание своевременно не выполняется, то все эти материалы направляются в судебные органы и судебные органы уже окончательно принимают решение о применении правовых мер к данному субъекту хозяйственной деятельности. Это первое.
Второе. В рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральному агентству и другим федеральным органам исполнительной власти предоставлено право применять штрафные санкции, как к должностным лицам, так и к хозяйствующим субъектам. Размер штрафов достаточно небольшой: на должностных лиц - до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридическое лицо - до ста минимальных размеров оплаты труда. Это в случае, если продукция не соответствует обязательным требованиям государственных стандартов. Это кратко права государственных инспекторов.
Теперь я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Законодательством определена и периодичность проверки субъектов хозяйственной деятельности. В Законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" существует норма - субъект хозяйственной деятельности может проверяться не чаще, чем один раз в 2 года, но это при условии, если при первичной проверке этого предприятия не было выявлено нарушений. Если нарушения были выявлены, то, как правило, проводится повторная проверка на предмет того устранены ли выявленные недостатки при первичной проверке.
Следующий момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание.Допустим, мы у производителя отбираем образцы проб, мы передаем их на испытания в испытательную лабораторию. Это все стоит каких-то денег. Законодательством на сегодняшний день определено следующее. Если результаты испытаний отрицательные, то все затраты, связанные с расходованием образцов и проб, а также затраты, связанные с проведением испытаний в испытательных лабораториях, несет проверяемый субъект хозяйственной деятельности. Если результаты испытаний положительные, то все эти затраты несет тот орган государственного надзора, который проводит эту проверку. У нас, конечно, не в достаточной мере, как мы считаем, выделены соответствующие бюджетные средства на проведение этих мероприятий. Я хотел бы еще уточнить следующее. Иногда возникает недопонимание, связанное с проведением инспекционного контроля на предприятии, который оплачивается предприятием, то государственный надзор проводится только за счет средств федерального бюджета и при проведении проверки предприятий субъект хозяйственной деятельности не несет никаких материальных затрат.
Далее, что хотелось бы отметить. При проведении государственного надзора на сегодняшний день, используя нормы Закона "О техническом регулировании, в статье, определяющей права органов государственного контроля и надзора, отмечено еще следующее, помимо того, что мы вправе выдавать предписания об устранении нарушений, мы также вправе отзывать или прекращать действие Сертификата соответствия или Декларации. Это новая норма. В своей практической деятельности органы госнадзора Федерального агентства применяют эту норму. Поэтому я обращаю ваше внимание на возможно такую процедуру. Если орган по сертификации выдал сертификат с нарушениями и продукция изготовителя не соответствует обязательным требованиям, органы государственного надзора вправе прекратить действие Сертификата соответствия или Декларации, если эта продукция подлежит декларированию.
Мы проводим анализ результатов надзора, в том числе и по алкогольной продукции. У меня есть небольшая справка, не буду вас перегружать цифрами, по 2004 году и по 9 месяцам этого года. На что хотелось бы обратить внимание. При выборочном контроле, если по прошлому году у 63% проверенных предприятий были выявлены нарушения установленных требований при изготовлении и реализации алкогольной продукции, то по 9 месяцам цифра такая - где-то порядка 58%. Хотелось бы отметить и следующее. Основными недостатками, которые выявлялись при проведении контрольно-надзорных мероприятий, это - несоответствие физико-химическим показателям, несоответствие органолептических показателей и, к сожалению, отсутствие сертификата или информации о сертификации, это, как правило, на складе реализации алкогольной продукции.
Кроме того, я хотел бы отметить, это в большей мере касается предприятий-изготовителей, помимо проведения надзора за соблюдением обязательных требований к продукции мы проверяем на предприятиях метрологическое обеспечение при изготовлении этой продукции. Так вот, при проведении проверок у предприятий, которые выпускают алкогольную продукцию, где-то по 2004 году и по 9 месяцам этого года, порядка 18-20% на проверенных предприятиях не соблюдались установленные метрологические нормы. В первую очередь это - несвоевременная проверка средств изменений, которые используются в технологическом процессе, это применение средств измерений, так называемого, неутвержденного типа, которые не допущены в Российской Федерации к применению при производстве, в том числе, и алкогольной продукции.
Вот о чем очень коротко я хотел бы вам сказать. Если будут вопросы, я постараюсь ответить. Но в заключении хотел бы сказать, как рекомендовали организаторы этого совещания, нам кажется и мы вместе с Минпромэнерго, которому мы подведомственны, мы подготовили предложения по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Мы считаем, что применение правовых норм, как к изготовителям, так и реализаторам алкогольной продукции, необходимо ужесточить. Иначе это может привести к тому, что на потребительский рынок, я лояльно отношусь к производителям, но, тем не менее, это может привести к вступлению на потребительский рынок Российской Федерации опасной алкогольной продукции. Более того, и в значительной мере, контрафактной алкогольной продукции. Это - первое. Второе - все-таки мы подготовили предложения по внесению изменений в действующие законодательные акты, считая следующее. Органы государственного контроля и надзора при выявлении существенных отступлений и существенных нарушений, существенных нарушений установленных норм, вправе выдавать предписания о запрете реализации или приостановки выпуска изготовления продукции. Вот эти предложения с Минпромэнерго мы подготовили и будем направлять в Министерство юстиции для того, чтобы они эти предложения рассмотрели.
Спасибо за внимание.
Ведущий. Спасибо, Геннадий Николаевич. Вопросы у коллег есть?
Мусин К.Ф., руководитель Московского отделения самарского завода "Родник". У меня вопрос такой. Не секрет, что производители соблюдают нормы и сертифицируют свою продукцию на местах. Помимо этого, поставляя продукцию, например, в Москву, производители проходят вторичный контроль и получают соответствующие документы. Но не секрет, что много поддельной, контрафактной, продукции известных марок, таких как "Кристалл", "Флагман", "Росалко" выявляется при проведении отбора продукции в торговых точках, или даже у оптовиков. Вы наверняка натыкаетесь на такую продукцию. Я не знаю ни одного случая, когда дело бы доходило до суда и выявлялись те люди, которые все это разливали. Я торгую более 10 лет, и такого не видел. Вы можете это как-то прокомментировать.
Онищенко Г.Н. Я прокомментирую это, я не обратил на это особого внимания. Я хотел бы сказать, что в рамках Кодекса об административных правонарушениях сейчас действует практически для всех контрольно-надзорных органов следующая норма: если ранее штрафные санкции непосредственно применял тот контрольно-надзорный орган, который проводит проверку, т.е. ему было предоставлено право накладывать штрафные санкции - сколько-то минимальных размеров оплаты труда - как на должностное лицо, так и на юридическое лицо, то в рамках действующего Кодекса об административных правонарушениях все эти материалы - результаты проверки - направляются в судебные органы, и только суд принимает окончательное решение о глубине и о размерах примененных штрафных санкций к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности - будь то изготовитель, будь то оптовик, будь то непосредственный реализатор всей продукции, в том числе и алкогольной продукции.
Ведущий. Спасибо. Еще вопросы.
Слепак В.А., заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы. У меня вопрос к Вам, уважаемый коллега. Вы сейчас озвучили цифры - цифры очень значимые - 58% не соответствует сертификатам соответствия. Мы сидим с коллегами из субъектов Российской Федерации. Я представляю Москву, рядом сидит Санкт-Петербург, Смоленск и т.д. За истекший год, пока работает 186-й Закон, мы - субъекты - от вас не получили ни какой информации. Вы сейчас с трибуны представляете Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, скажите, пожалуйста. Сейчас доработает 186-й Закон, вы проводите свои мероприятия. У нас пока в руках мощнейшие рычаги регулирования алкогольного рынка: аккредитация, согласование лицензий, розничное лицензирование. У нас нет от вас никакой информации.
Онищенко Г.Н. Вся информация по результатам госнадзора на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - первое. Второе. То, что касается Москвы и Санкт-Петербурга и субъектов Российской Федерации, у нас есть межрегиональные территориальные управления, которые проводят обобщение результатов госнадзора по своим территориям, и они должны предоставлять информацию и предоставляют ее администрациям субъектов Российской Федерации в первую очередь.
Ведущий. Геннадий Николаевич, мне кажется, вопрос прозвучал как предложение, что есть возможность использовать административный ресурс, который есть в каждом субъекте Российской Федерации в лице губернатора и всей структуры, которая под ним работает. Я так понимают этот вопрос, как предложение использовать ту статистику, которая у вас есть и наработанный материал, дать возможность работать с этими материалами не только вашим службам на местах, но и администрациям, которые могут серьезно повлиять, по крайней мере, на данном этапе до 1 января. Дальше мы будем разбираться, как нам на это повлиять.
Онищенко Г.Н. Мы примем это к исполнению. Может быть это наша недоработка.
Ведущий. Это предложение к взаимной пользе.
Онищенко Г.Н. Безусловно.
Ведущий. Спасибо большое, Геннадий Николаевич.
Как я ранее уже объявил, хотел бы предоставить слово начальнику Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Аксеновой Ольге Ивановне и просил бы подготовиться Дубровина Сергея Викторовича.
Аксенова О.И. Уважаемый Президиум, уважаемые присутствующие, как меня уже представили, я - начальник Управления санитарного надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сокращенно сейчас это называется - Роспотребнадзор.
Прежде чем рассказать о своих результатах по надзору и контролю, мне бы хотелось остановиться на тех проблемах, которые связаны в России с алкоголем. К сожалению, проблема пьянства, будучи для России злободневной всегда, к началу XXI века приобрела особенно болезненный для общества характер. Практически по всем параметрам: уровню потребления алкоголя, заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами, травматизма и смертности и преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, степени подверженности подросткового и женского населения, негативное воздействие на производство и семью, острота этой проблемы на сегодня очень высока и социально значима. Можно даже утверждать, что она приобрела характер, серьезно подрывающий социально-экономический и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.
По данным Всемирной организации здравоохранения, на потребление алкоголя приходится около 9% общего показателя заболеваемости - это высокий показатель. По данным Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, ущерб, наносимый алкоголем, является особенно высоким в восточной части региона и именно он во многом объясняет снижение показателя ожидаемой продолжительности жизни. От 40% до 60% всех случаев смерти в европейском регионе, в том числе и в России, от преднамеренных и непреднамеренных повреждений, прямо связаны с употреблением алкоголя.
Ущерб представляет собой значительное экономическое бремя для отдельных лиц, семей и общества в целом из-за связанных с этим медицинских расходов, снижения производительности труда, расходов в связи с пожарами, повреждением собственности.
Согласно оценкам ВОЗ, связанные с алкоголем расходы для общества, составляет от 2% до 5% валового национального продукта.
Потребление алкоголя населением России, определяемое по экспертным оценкам, в последние годы остается все еще на высоком уровне. Официальные данные свидетельствуют о значительном росте потребления алкогольной продукции в России с 1998 по 2003 год, когда в пересчете на абсолютный алкоголь, оно составило 9,1 литра на душу населения, но по экспертным данным, этот показатель значительно выше и составляет 12 литров на душу населения. Естественно это влияет на генофонд, здоровье, продолжительность жизни, рождаемость.
По данным Росстата, алкоголизм за последние 5 лет в стране имеет стабильно высокий уровень и сохраняет выраженную тенденцию к росту. Как я уже сказала. В 2004 году число больных алкоголизмом в России достигло 2 млн. 369 тыс. человек. Среднероссийский показатель алкогольных психозов в 2004 году составил 1.656 на 100 тысяч населения, он был ниже в 2000 году значительно.
Продолжается высокими темами приобщение молодых поколений к алкоголю и злоупотреблению им. Показатель заболеваемости алкоголизмом среди подростков в 2004 году составил 17,7 на 100 тысяч соответствующего населения и за 5 лет показатель увеличился в 1,7 раза, почти в 2 раза!
О женщинах. Растет вовлечение женщин в злоупотребление алкоголем. В 2001 году имел место самый высокий уровень болезненности среди женщин алкогольными психозами за последние 11 лет (если считать с 1991 года). Число женщин, злоупотребляющих алкоголем, возрастает и увеличилось на 1,7%, т.е. уровень 63 на 100 тысяч населения. К сожалению, мы занимаем лидирующее место в мире.
В 2004 году от случайных отравлений алкоголем умерло 42.715 человек, в 2003 году и 2001 году - этот показатель был значительно ниже.
Здесь можно, конечно, говорить и о некачественном алкоголе, но простят меня все сидящие, еще нужно говорить о количестве. У нас нет параметров количества, о качестве мы говорим, а о количестве, сколько нужно, нет.
Такая ситуация стала возможна в результате ослабления в 90-ых годах государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Специалистами нашей Службы за 2004 год проведено 35.883 рейдовых проверки, в ходе которых было обследовано более 200 тысяч предприятий, в том числе занятых производством спирта, алкогольной продукции. Реализующих алкогольную продукцию всех больше проверено. Основное внимание уделялось готовой продукции, что нашло отражение в показателях, которые характеризуют удельный вес торговых предприятий в общем объеме обследуемых предприятий. Материалы 2004 года свидетельствуют о том, что, несмотря на снижение рейдовых проверок - потому что вступил в силу 134 Закон и мы уже не стали так часто посещать, а только 1 раз в 2 года, если нет нарушений, и несмотря на это количество проб исследованных увеличилось. Исследовано более 100 тысяч образцов спирта алкогольной продукции - это на 15 тысяч больше, чем в 2003 году - т.е. мы уплотнили лабораторный контроль. Что он показал.
Отмечается увеличение удельного веса проб, не соответствующих гигиенических требованиям, до 3,3% по сравнению с этим показателем, если сравнивать 2002 год. В значительной степени обусловлено увеличение выявлением количества нестандартных проб в Северо-Кавказском регионе и Приволжском федеральных округах. Забраковано в 2004 году более 5000 партий спиртов и алкогольной продукции в количестве более 1 млн. литров и 1.332 партии импортной продукции. Лидерами по объему забракованной продукции в 2004 году являются Уральский и Северо-Кавказский округа. Штрафов более 10 тысяч на сумму 14 миллионов и по фактам нарушения законодательства 324 дела переданы в следственные органы. Здесь был такой вопрос - до суда доводится или нет? Из них - я хочу подчеркнуть - 322 дела приходится на предприятия, занятые реализацией алкогольной продукции, а не производством.
Принято к производству 73% дел, в 2003 году - 63%. Все эти дела и материалы, как я уже сказала, относятся к сфере реализации алкогольной продукции. Здесь также я хочу остановиться на том, о чем предыдущий коллега уже говорил, о том, что в связи с внесением изменений в статьи КоАП сейчас только суд решает: закрывать это предприятие или не закрывать. Да, штрафные санкции накладываются, но закрытие предприятий только теперь через суд. Там есть временное приостановление эксплуатации - до 5 суток - а дальше суд.
За первое полугодие 2005 года Роспотребнадзором проведено более 11 тысяч проверок, исследовано более 42 тысяч предприятий, исследовано 44 тысячи образцов алкогольной продукции, из которых 3,9% не отвечает гигиеническим требованиям. Импортное - более 9000 образцов, 4,8% т.е. идет небольшой рост. Забраковано 2.352 партии объемом 611 тысяч литров и импортной 679 партий объемом 131 тысяча. Приостановлено эксплуатация 729 предприятий, передано 79 дел в следственные органы. Штрафов более 8 тысяч.
Это все передавали в следственные органы до 11 августа. 11 августа вступило в силу изменение в КоАП и теперь только через суд.
Таким образом, проведением надзорных мероприятий достигнут определенный успех в сфере предупреждения на рынок потенциально опасной алкогольной продукции. Потребность введения жесткого государственного надзора и контроля в области производства и реализации не уменьшилась. Приведенные данные о последствиях массовой алкоголизации населения, особенно подростков и женской части населения, далеко не дают исчерпывающей картины и это понимают здесь сидящие. Даже эти предварительные данные позволяют делать следующие выводы.
Неуклонно растущая на протяжении многих лет алкоголизация населения, я еще раз повторяю, приобрела к началу XXI века характер масштабного бедствия для России. Назрела настоятельная необходимость радикального изменения отношения государства к проблемам алкоголизации населения, разработки мероприятий, реализация которых позволила бы ослабить остроту алкогольной ситуации в стране и уменьшить ее негативные последствия. Опыт реализации антиалкогольных программ показывает, что строгая политика контроля за потреблением алкогольной продукции без достаточной поддержки населения эффективного выполнения властями контрольных функций не может проводиться длительное время. В целях улучшения состояния здоровья населения, особенно подростков и молодежи, снижения смертности от отравления алкогольными напитками и суррогатами необходима реализация комплекса мер.
Закон № 102-ФЗ о внесении изменений в закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольно-спиртосодержащей продукции. Усилены меры государственного регулирования производства и оборота этилового спирта. Я считаю, что эта реализация закона должна оказать позитивное влияние на ситуацию с алкоголизацией населения.
Какие еще могут быть мероприятия? Недопущение, это зависит от нас здесь сидящих, появления на рынке некачественного алкоголя и спиртсодержащей продукции. Организация развернутой системы профилактики алкоголизма и злоупотребления алкоголем среди населения. Формирование здорового образа жизни. И, наверное, предоставление медико-социальных услуг гражданам, страдающим алкогольной зависимостью. Безусловно, требует скорейшей разработки технический регламент. В связи с законом № 184 "О техническом регулировании" мы сейчас можем разрабатывать как общие регламенты, так и специальные регламенты. То, что сейчас не хватает, и у нас есть некие противоречия в наших сегодняшних законодательных актах и постановлениях, их можно отрегулировать на уровне специальных технических регламентов. Поэтому нужно принять все необходимые меры для скорейшей разработки данного документа. Благодарю за внимание.
Ведущий. Спасибо, Ольга Ивановна. Пожалуйста, вопросы. Ольга Ивановна, Вы поразили нас своими цифрами и ни у кого рука даже не тянется.
Аксенова О.И. На первом месте по неинфекционным заболеваниям у нас сердечно-сосудистая патология, онкология, бронхо-легочная патология, травмы. Но по алкоголизации цифры говорят сами за себя.
Парагульгов Осман Даутович, президент Союза участников алкогольного рынка. Ольга Ивановна, Вы сказали о том, что нужно пропагандировать здоровый образ жизни. Это очень важное направление. Как Вы считаете, кто этим должен заниматься? На федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, каким образом, какие средства массовой информации должны быть вовлечены в это? Какова роль телевидения в пропаганде здорового жизни, ведь это неразрывно связано с пропагандой культуры потребления? С этим связано и строительство брендов и т.д. Это очень интересное направление. Если у Вас есть на эту тему определенные мысли, мы попросили бы Вас ими поделиться.
Аксенова О.И. Спасибо. Я здесь немного говорила о том, что зависит не только от качества, но и количества. Можно выпить ложку коньяка, а можно выпить три бутылки. Вопрос очень важный. Сейчас уже на нашем телевидении появились такие каналы, как Звезда, Спортивный канал, которые пользуются очень большим успехом. Я знаю очень много людей, которые заинтересованы в этих патриотических каналах Конечно, работа должна вестись и на федеральном уровне, и на уровне субъектов. Потому что все мы слышим, что мало спортивных площадок. Раньше были кружки и в жилых домах: спортивные и различные игровые. Я думаю, что нужно телевидению обратить внимание на те рекламы, правда, пиво сейчас пропагандируют в ночное время, но нужно пропагандировать здоровый образ жизни. Надо показывать как это важно, как это увеличивает продолжительность жизни, т.е. здесь можно много фантазировать и рассказывать. Я думаю, что это задача, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Это - общая наша задача. Потому что мы с вами, проходя мимо пьющих во дворах и на улице, мы тоже никого не останавливаем. Я понимаю, что это может вызвать какую-то агрессию и т.д. Но общество тоже в этом виновато. Это должно быть сознание общества.
Ведущий. Спасибо.
Аксенова О.И. Я еще не сказала о том, какими мы руководствуемся документами при надзоре и контроле. Вы знаете наш Закон № 52-ФЗ с поправками в Законе № 122 о санэпидблагополучии, Закон № 134, о котором говорили - о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сейчас - это Закон "О защите прав потребителей", потому что в результате реорганизации защита прав потребителей входит в нашу сферу деятельности. Это бывший Санэпиднадзор, теперь - это Федеральная служба в сфере защите прав потребителей, благополучия человека. У нас там теперь все. И это направление тоже. И ряд других постановлений, САНПИНов о качестве и безопасности продуктов питания. Они еще действуют, очень много документов.
Ведущий. Спасибо. Еще вопросы.
Тюменская область. Генеральный директор ГУП ТО "Тюменьспиртпром" Пак Александр Петрович. Сергей Николаевич, прежде всего я хочу поблагодарить за то, что собрали нас, чтобы обсудить одну из серьезнейших проблем. Скажу честно, не хочу, чтобы мой вопрос прозвучал некорректно, ко всем присутствующим и к докладчикам. Судя по программе - это второй основной доклад. Поскольку представляют сегодня федеральные структуры, как бы два столпа, на которых должна быть отлажены система федерального контроля в соответствии с Законом № 102, который мы сейчас обсуждаем. Я хочу всем напомнить, что до настоящего времени действовали нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые практически делили контроль за оборотом алкогольной продукции, начиная от производителя и кончая розницей, две ступени - это федеральная ступень и региональная. Закон № 102 отменяет полномочия регионов по какому бы то ни было контролю за оборотом алкогольной продукции за исключением розницы. Я еще раз извиняюсь за некорректность вопроса, но ни в Вашем докладе, тем более Вы называете такие ужасающие цифры, за которыми ближайшее поколение россиян вымрет. Хотя в плане количества я не согласен с Вами в принципе, поскольку ментально Россию мы сами называем страной пьяниц. По количеству употребления чистого этилового спирта Россия не находится на первом месте. Даже по сравнению с другими государствами, такими как высокоразвитые Франция, Южная Корея и т.д. Но эта не тема.
Сергей Николаевич, я бы хотел, чтобы мы сегодня предметно, насколько это возможно, обсуждали тему нашей конференции "О системе контроля качества и безопасности алкогольной продукции в условиях изменения законодательства России", не включая ВТО. За стремлением вступить в ВТО мы забываем об истинно государственных интересах. В этой связи вопрос. Скажите, пожалуйста, Вы, как представитель Роспотребнадзора - федеральной службы - во исполнение Закона № 102 всю степень контроля отдает из регионов вам, федералам. Это была констатация того, что вы делаете. А что предполагает ваша Служба во исполнение Закона № 102, какие формы контроля вы планируете применить, которые могли бы обеспечить безопасность и качество алкогольной продукции? Спасибо.
Аксенова О.И. Спасибо за вопрос. Я должна ответить следующее. У нас в Федеральной службе ничего не изменится. Сейчас в субъектах работают наши представители, которые относятся к Федеральной службе по надзору. Они не относятся к субъектам. Да, они там расположены, но подчинение у нас вертикальное. Поэтому что касается нашей позиции, то она, какая была, такая и будет. Как мы вели надзор и контроль, так мы будем продолжать. Ни в коей мере он не будет ослаблен, абсолютно.
Пак А.П. Я прошу извинить. Я тогда объясню еще раз. При наличии двухступенчатого контроля...
Ведущий. Давайте мы договоримся. Любое выступление в двухстороннюю полемику превращать не надо. Мы дадим Вам возможность, и Вы выступите. Это уже не вопрос, а начинается выступление. Вы имеете право прокомментировать свою точку зрения. Если к Ольге Ивановне есть конкретный вопрос, Вы его сформулируйте, если - нет, мы дадим Вам возможность выступить.
Пак А.П. Сергей Николаевич, вопрос, повторяю, заключается в том, чем компенсирует Роспотребнадзор тот контроль качества, который сегодня через систему акцизных региональных складов, аккредитацию оптовых предприятий обеспечивают региональные власти. При этом назову еще цифры. Только по югу Тюменской области примерно 10% недоброкачественной алкогольной продукции при наличии двухступенчатого контроля.
Аксенова О.И. Я поняла вопрос.
Пак А.П. Чем это будет компенсироваться при сохранении структуры вертикального контроля, о которой Вы говорите.
Аксенова О.И. Вы немного путаете контроль на уровне субъектов и контроль федерального уровня надзора и контроля. Это две разные вещи. Я поняла Ваш вопрос. На уровне акцизных складов, акцизных марок. Это действительно была компетенция субъектов. Действительно, это - дискуссия. Технический регламент - разрабатывайте и вносите изменения туда. Как это будет и чем компенсироваться. Я не могу сейчас Вам сказать, чем будет компенсировать субъект. Я даже предполагаю еще сложности при переходе на юридические лица, когда на рынок хлынет большой поток некачественной продукции - при переходе от индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам. Здесь тоже есть моменты весьма и весьма. А компенсация на уровне субъектов - давайте вместе думать.
Ведущий. Спасибо, Ольга Ивановна. Я так понимаю, что готового ответа на сегодняшний день пока еще нет, поэтому эта дискуссия сегодня здесь и происходит. Видимо наша с вами задача: попытаться найти ответы на эти вопросы, сформулировать, как видится нам, я имею в виду тем, кто "стоит на земле", в регионах, как видится оттуда - каким образом должна быть построена работа по выполнению этого Закона, в том числе. Спасибо, Ольга Ивановна.
То, что касается программ по пропаганде, я думаю, что ни ведомство Ольги Ивановны должно заниматься этим, это скорее должно быть национальной программой типа "Здоровье нации", которой должно заниматься все Правительство и телеканалы. Я думаю, что это должно быть в комплексе. Я думаю, что кто-то один такую проблему, тем более в России, никогда не осилит.
Дубровин С.В. Здравствуйте. Благодарю за приглашение организаторам данного совещания. Дело в том, что вопрос здоровья нации - это действительно вопрос первоочередной и в последнем Послании Президента это прозвучало, эта озабоченность качеством жизни российских граждан. Неслучайно, что основное внимание государственной политики в настоящее время сфокусировано на социальные стороны жизни россиян - это образование, жилье, и в том числе здравоохранение. Алкогольный вопрос, как предыдущие докладчики говорили, это один из основных, можно сказать, вопросов здравоохранения в Российской Федерации.
В то же время регулирование алкогольной продукции в условиях нашей либеральной политики существенно осложняется в отличие от советских времен, когда у нас была госмонополия на торговлю. В частности, Конституция, с одной стороны, содержит норму - статья 8, о том, что гарантируется свобода экономической деятельности, с другой стороны статья 55 говорит о том, что законом может быть ограничена эта деятельность, если она несет угрозу здоровью и жизни граждан. В связи с этим была начала реформа технического регулирования и был принят Закон "О техническом регулировании", который в принципе перевел структуру контроля и надзора на другой качественный уровень. Имеется в виду, что государство в настоящее время уходит от контроля и регулирования качества продукции, оставляя это все на условия рынка, и непосредственно будет отвечать за минимум того перечня набора требований, в данном случае к алкогольной продукции, который будет угрожать жизни и здоровью граждан.
Это предусматривает принятие технического регламента, который в форме закона, законодательно, будет ограничивать, определять ограничения по производству алкогольсодержащей и алкогольной продукции. К сожалению, данный технический регламент находится в разработке. В частности, при Экспертном управлении был создан Экспертный совет по разработке такого технического регламента. Руководитель этого Экспертного совета находится здесь, в зале. Это - Осман Даутович Парагульгов. В принципе, вопросы о ходе этих работ вы можете задать сейчас.
Что хотелось бы сказать еще. Помимо Федерального закона "О техническом регулировании" есть еще второй закон - закон "О защите прав потребителя", который и определяет процедуры и нормы, которые оформляют взаимоотношения потребителей и производителей по росту или контролю качества продукции.
На вашем, алкогольном, рынке есть еще дополнительный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольсодержащей продукции". Это лишний раз подчеркивает социальную значимость данного товарного рынка.
В настоящее время ситуация осложняется еще и тем, что происходит административная реформа. Многие функции контроля и надзора переходят из одних ведомств в другие и в результате - сложность со взаимодействием между различными не только федеральными ведомствами, но и федеральной вертикали власти, т.е. с субъектами Российской Федерации. Они находятся в состоянии либо подтверждения, либо в состоянии оформления.
В настоящее время, в частности, например, бывшие функции Госстандарта перешли в Ростехрегулирование и в Минпромэнерго. Бывшие функции Госторгинспекции ушли в Роспотребнадзор. В данном случае, что хотелось бы сказать о Роспотребнадзоре. У нас были год назад обращения о том, что Роспотребнадзор был создан на основе санэпидемиологической службы и туда присоединилась Госторгинспекция. Штат был взят из СЭС, а не из Госторгинспекции и в результате этого высказывались дополнительные замечания о том, что федеральная Госторгинспекция не сможет выполнять свои функции. Могу сейчас сказать, что с этими вопросами уже к нам не обращаются, и вопрос этот более и менее решен.
Теперь что касается создания системы контроля и надзора качества и безопасности. Как я уже сказал, качество алкогольсодержащей и алкогольной продукции государство контролировать не должно, но здесь большая проблема. Проблема в том, где те необходимые требования, которые обеспечивают безопасное существование наших граждан. Специальных технических регламентов нет и в связи с этим сейчас действует ранее принятый государственный стандарт и технические условия. Пока техрегламента не будет, такое регулирование будет продолжаться. Ситуация усугубляется и тем, что с 2006 года резко ограничивается на уровне субъектов контроль качества, контроль требований ГОСТов и в этом смысле принятие этого технического регламента крайне необходимо.
Этот технический регламент может быть принят, исходя из такой социальной значимости, в виде постановления. Никто не отрицает, что технический регламент может быть принят как в форме федерального закона, так и в рамках постановления. Только другая процедура, которую можно решить. Алкогольное сообщество, на мой взгляд, недостаточно активно работает над этой проблемой.
Субъекты Российской Федерации. Их волнует вопрос потери объемов контроля. Зарождающаяся здесь дискуссия показывает, что этот вопрос поднят, и он уже начинает решаться. На данный момент никаких четких ответов дать нельзя, но, на мой взгляд, должен ведущую роль держать Роспотребнадзор. Это обусловлено тем, что в свое время мы уже наталкивались на проблему лоскутного экономического пространства. Конституция гарантирует единство экономического пространства. И если каждый регион будет в своей вотчине вводить отдельные и разные условия хозяйствования, в том числе в передвижении и перемещении продукции, это уже будет антиконституционно. Это мы будем пресекать.
Вопрос другого плана. Необходимо налаживание взаимосвязей и, на мой взгляд, самое оптимальное - заключение соглашений Роспотребнадзора, как Федеральной службы, с администрациями субъектов Российской Федерации о взаимном проведении контроля и надзора, т.е. методологическую функцию будет выполнять Роспотребнадзор, а ресурсное обеспечение будут предоставлять субъекты, потому что они тоже отвечают за здоровье своих граждан на своих территориях.
Теперь еще один вопрос, который здесь не особенно прозвучал, это - вопрос контрафакта, т.е. вопрос продажи нелицензионной и фальшивой продукции. Данный вопрос может быть решен таким образом. Он может быть решен путем создания некой системы добровольной сертификации, что предусмотрено и Законом "О техническом регулировании" такой, который содержит уровень защиты своих марок или других средств идентификации на достаточно высоком уровне, чтобы данный контрафакт не смог проникнуть через данную систему идентификации. К этой добровольной системе может быть произойти присоединение или создание такой же всероссийской системы, тогда это возможно.
Последний вопрос, который я хотел бы поднять, это - вопрос о потреблении спиртсодержащей продукции, которая не относится к пищевой. Это очень большая проблема. К сожалению, я не услышал цифры от Роспотребнадзора по этой теме, но на самом деле это фактически регулирование той продукции, которая к питьевой не относится, но тем не менее ее обязательно надо учитывать. В данном случае это надо регулировать не только жесткими нормами права, но и прививать культуру потребления алкогольной продукции. Потому что в настоящее время, да и за последнюю четверть века, и в фильмах, и в художественных произведениях показывается брутальный человек. И он обязательно потребляет либо водку, либо виски, либо какой-то еще крепкий спиртной напиток, который характеризует его как сильную личность. Спасибо.
Ведущий. Спасибо, Сергей Викторович. Коллеги, какие будут вопросы? Это был третий запланированный доклад.
Председатель правления ассоциации производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края ("Кубаньвиноградалко"). Пинчук Н.А. Мне хотелось бы задать такой вопрос. Не кажется ли вам после доклада Ольги Ивановны, мне бы хотелось, чтобы она резче поставила вопрос о том, какой вред наносит алкоголь стране и какую пользу приносит. Так вот, не кажется ли вам, что государственная политика направлена на то, чтобы как можно было больше производителей, т.е. больше пить, чтобы в бюджете как можно больше денег, а не на то, чтобы была здоровая нация и было здоровое население. Если Вам это кажется, то как Вы или Администрация Президента видит, как поменять алкогольную политику в нашей стране? Спасибо.
Дубровин С.В. Хороший вопрос. Как поменять политику с точки зрения фискальной, насколько я понимаю, т.е. в интересах большего сбора денег от продажи алкогольсодержащей продукции, на здоровый образ пития. Я могу точно также сказать, что в настоящее время мы наконец-то обратили и сфокусировали свое внимание на социальных проблемах россиян и в данном случае мы рассматриваем в качестве первого этапа - это реализацию пяти социально значимых программ, в том числе и здравоохранения. Вопрос культуры - это вопрос не только повышения культуры пития, но и управления финансами, т.е. вопрос достаточно сложный и межотраслевой и сейчас сказать, как мы видим этот вопрос, я не могу. Этот вопрос поднимается, и было поручение Президента по этому вопросу, но результаты решения пока я сказать не могу. У нас очень большой опыт фискальной продажи спирта и водки и формирования бюджета именно на этой основе.
Антипова Ольга Алексеевна. Заместитель директора ФГУ "Тамбовский ЦСМ". Я являюсь представителем контролирующей организации Тамбовской области, которая в регионе проводит соответствующие функции. У меня к вам следующий вопрос. В Вашем докладе прозвучала информация о добровольной сертификации и о том, что этот способ контроля предусмотрен Законом "О техническом регулировании". Нельзя ли уточнить в какой именно статье и о чем идет речь.
Дубровин С.В. Сертификация у нас является либо добровольной …
(пропуск в тексте из-за смены кассеты)
Я сейчас не могу сказать точную статью, но в Законе "О техническом регулировании" есть эта статья, это совершенно точно.
Антипова О.А.. Мой вопрос связан с тем, что в Законе "О техническом регулировании" есть понятие об обязательной сертификации, но о том, чтобы вести речь о применении добровольной сертификации в части продукции, которая подлежит обязательной сертификации, в настоящий момент не представляется возможным. Я об этом знаю. Но сейчас Вы произнесли какие-то новые направления, о которых неизвестно и в Законе они таким образом не трактуются, к сожалению.
Дубровин С.В.. Никто не запрещает вам вводить помимо обязательной...
Антипова О.А.. Закон "О техническом регулировании" это запрещает. Подменять обязательную сертификацию добровольной нельзя. Это прописано в Законе.
Дубровин С.В. Я не спорю, что подменять ее нельзя, а дополнять ее можно.
Антипова О.А.. Нет - это то же самое.
Дубровин С.В. Я с Вами не согласен.
Антипова О.А. Видимо, надо еще раз изучить Закон. Спасибо.
Ведущий. Пожалуйста, коллеги, еще у кого вопросы?
Нет. Спасибо, Сергей Викторович.
Прежде чем предоставить слово следующему выступающему, я хотел бы обратиться к тем, кто находится в зале, к тем, кто будет выступать. Мы договорились, что по итогам нашего совещания мы должны принять решение. И я просил бы в выступлениях, у вас проект этого решения есть, который надо серьезно переработать, поэтому мы обратились бы к вам с просьбой: у кого есть сейчас предложения, что необходимо поправить и включить, можете формулировать и направлять сюда записки. По итогам мы создадим рабочую группу и с участием делового сообщества, пригласим представителей государственных структур, потому что формат нашего сегодняшнего общения - это форма диалога бизнеса и власти. Нам важно, чтобы эти механизмы, которые предлагает власть, реально работали. И в качестве одного из вопросов, на который я просил бы выступающих отвечать - неготовность и Правительства, и деловых кругов в полном объеме выполнять требования Федерального закона № 102. Так ли это? Если это не так, то что нужно сделать для того, чтобы все-таки выполнять закон. В какой степени, как, что? До начала нового года есть еще определенный период, успеем ли мы в эти сроки, или нет. В зависимости от этого будет последовательность наших с вами предложений и действий. Спасибо.
Слово имеет Владимир Анатольевич Слепак - заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г.Москвы. Следующим будет выступать Шестериков Юрий Борисович.
Слепак В.А. Уважаемые коллеги, разрешите поблагодарить Торгово-промышленную палату за то, что они собрали нас на такое ответственное совещание, и разрешите поделиться некоторыми соображениями, которые есть сегодня у правительства Москвы, по поводу действия с 1 января 2006 г. Закона № 102 на территории Российской Федерации.
Я небольшой комментарий хочу дать. Мне очень жалко, прошу извинения, своих коллег из федеральных органов, которые выступали сегодня. Фактически их сюда прислали и они перед нами как бы оправдываются. Ни на один прямой вопрос, господин Пак задавал, нет ни одного прямого ответа. Я хотел бы сказать о том, что же сегодня субъекты Федерации хотят видеть. Очень простая ситуация. Мы хотим видеть, я говорю как руководитель Рабочей группы субъектов Федерации, которая существует при Национальной алкогольной ассоциации, мы хотим, чтобы строчкой в Федеральном законе № 102 была прописана роль Роспотребнадзора, Федерального агентства, других органов федеральной власти, которые ответственны должны быть за решение вопроса. Сегодня мы получаем обратную картину. У субъектов Федерации, которые успешно выполняли в течение семи последних лет эту функцию, отбирают все полномочия, оставляют только одно - ответственность. Осталось 2 месяца до вступления Закона. Есть элементарная логистика. Надо сначала подготовить рабочий вариант, четко определяющий кто и что делает и кто за что отвечает, определить переходный период, в течение которого перейдут на новые условия существования, взаимодействия, реализации норм существующих в государстве, а потом уже без всяких издержек начнется нормальная работа.
Приведу вам пример. 2001 год. Такая же аудитория. Закон № 186. То, что было такое же трактование. Как он будет работать, Вам разъяснят в рамках постановления Правительства, которое выйдет до начала текущего года. Мы с вами 10 месяцев ждали, когда же выйдет постановление № 723! Москва, реализуя свое конституционное право, выпустила постановление, не дожидаясь никаких рекомендаций, и показала, что в течение 10 месяцев в стране резко возрос теневой оборот алкоголя, резко увеличилось количество уголовных дел и т.д. и т.п. Только после этого, на 11-ый месяц после выхода Федерального закона № 186 вышло постановление Правительства, которое дало регламент и то весьма условный и приблизительный. Мы научились за эти 2 года работать, нормально работать и с налоговыми службами, со всеми федеральными органами взаимодействовать. В Москве, для сравнения, буду приводить цифры (эмоции заставляют меня сказать), успешно решались все задачи. И главная задача, которая сейчас перед любым чиновником: будь он федеральное агентство или другое, у нас только один глагол - защищать свой народ, людей. Защищать, в данном случае, в рамках Закона № 102, от некачественной продукции алкогольной. А что мы с вами сделали? Вот эти нелогичные выступления, ради бога мои коллеги из федеральных органов простите меня, что здесь оправдываться или прятаться? Есть прямая норма. Президент сказал: безопасность - главный критерий жизни государства. Вы знаете, о чем идет речь. Биотерроризм - сегодня уже это не проблема России, а проблема мирового сообщества. Президент сегодня сделал систему государственной власти следующей. Мы - субъекты Федерации - прямое продолжение федеральной власти. Президент сегодня выпустил указ, по которому руководитель субъекта Федерации координирует деятельность на территории субъекта Федерации всех федеральных органов в рамках специальных отраслевых программ. Вот она логистика. Почему на эти вопросы не отвечает Закон № 102? У нас неделю назад состоялась объединенная коллегия Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Главный вопрос, который мы пытались выяснить на этой коллегии очень простой. Кому это выгодно? Выступили субъекты. Нет у нас в этом Законе полного понимания выгоды. Осталось 2 месяца. Звучали такие примеры. Нам предлагают с 1 января ввести декларирование. Собирать информацию, создать информационную базу со статусом государственного информационного ресурса. Финансовый год закрыт. Для того, чтобы собирать информацию от 15 тысяч юридических лиц, а это те субъекты, которые имеют розничную лицензию, вы можете легко посчитать, какой нужен штат сотрудников, представляете! Для того, чтобы иметь возможность приема информации даже по 50-ти телефонным линиям, я по первому образованию радиоинженер, надо 1,5-2 месяца, чтобы эту информацию принять. Есть еще одно непонимание. Мы говорим, а почему мы не можем сегодня контролировать ситуацию в оптовом звене. У нас было 150 акцизных складов. Проблематика конкретная. Сегодня нам говорят: в 15 тысячах будете проверять. По-моему, контроль заключается, прежде всего, в каком-то эффективном механизме, предупреждающем негативные последствия. О каком контроле можно вести речь, если продукция сегодня у потребителя? Может быть несуразный пример - в квартирах у наших сограждан, у 10-ти миллионов москвичей, проверять? Но этот пример адекватен. Т.е. предлагается создать заранее неэффективную систему. В течение двух месяцев, когда скажем по порядку проведения конкурсов, определения финансирования для получения нормального статуса, эта работа невозможна.
Разрешите доложить вам по материалам объединенной коллегии. Наверняка вы читали прессу, отзывы по нашему заседанию. Мы пытаемся выяснить кому выгодно сегодня принятие этого закона. Субъектам? Нет. Бизнес-сообществу? У нас звучал только один пример. Представитель находится в Торгово-промышленной палате - Петр Сергеевич Каныгин , который нам рассказал, что сегодня на таможне заявлены от фирм, которых никто не знает как участников алкогольного рынка, ни сами участники алкогольного рынка, не знают мировые производители. Уже поступили заявки на 100 миллионов марок. Что, это интервенция готовится? Объясните мне, пожалуйста: сегодня все наши оппоненты говорят, что главный критерий Закона № 102 - это либерализация и требования, которые предъявляет ВТО к экономике развитых, я это подчеркиваю, государств. Давайте тогда сегодня предложим нашим оппонентам исключить из ВТО Канаду, Норвегию, Швецию, более 20 штатов США. Сегодня боязнь биотерроризма, мировой негативный опыт заставляет ужесточать законодательство ведущих мировых государств в отношении данной проблематики. У нас принят самый либеральный закон в мире. Приведу один пример. Я недавно почитал, кстати говоря, главный фактор по этому закону - почему разработчики закона не обратились к мировому опыту? Наверное ни у кого не вызывает удивление слово мониторинг законодательства развитых европейских стран, которые имеют позитивный результат в данной работе. Привожу пример - он звучал на коллегии.
Швеция. Полемика с ВТО. 350 магазинов государственной формы собственности. Под нажимом ВТО принимается решение и еще несколько сотен магазинов начинают торговать. Через несколько месяцев по требованию Министерства внутренних дел состоялось заседание Правительства. Была оглашена статистика, что возросла преступность в стране. Состав преступности - люди от 16 до 20 лет, 80% из них - в состоянии алкогольного опьянения. Однозначно были проинициированы все процессы, чтобы вернуться к ранее существовавшей форме и провозглашено (сейчас был вопрос представителя Экспертного управления Администрации Президента), что такие нормы как здоровье нации, как правильное воспитание подрастающего поколения - они более приоритетные, чем собираемость акцизов, стоимостные оценки, выпуск производства и т.д.
Хотел бы обратить внимание еще на один вопрос. Мы все взрослые люди и понимаем, что без юридического парафирования ни один документ, ни в субъектах Федерации, ни, тем более, на федеральном уровне нельзя получить. Каким образом между вторым и третьем чтением Закон № 102, который по Регламенту Государственной Думы может быть только изменен через внесение запятых, многоточия и т.д., претерпел такие радикальные изменения? Это разные тексты. Куда мы спешили, кто спешил? Мы сегодня после нашей объединенной коллегии направили обращение Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, в котором мнение субъектов Федерации обобщили и дали оценку Федеральному закону № 102.
Нам кажется, что сейчас, пока еще не прошло время, надо срочно, и мы это делаем, внести через законодательную инициативу в данный закон простые изменения и вернуться к общепринятой мировой практике регулирования алкогольного рынка. Мне кажется отменять аккредитацию и допускать сегодня на рынок субъектов Федерации всех желающих торговать нельзя. Крупные производители всех регионов России были в Москве и говорят, что в определенных регионах Российской Федерации сегодня инициируется работа по массовой подделке известных брендов. Это уже звучало с трибуны. У нас в Москве сегодня конкурсная комиссия по деловой репутации, по запросам, в течение которых готовится конкурс, в течение месяца мы определяем какие фирмы достойны сегодня работать. Мы в течение семи лет ведем базу данных нарушений на потребительском рынке. Любая фирма, замеченная в уходе от налогов, в нарушениях каких-то правил, связанных в том числе (у нас замечательное взаимодействие с ЦГСН и с налоговой службой и т.д.). Эти фирмы не существуют на рынке Москвы. Более того, в рамках Рабочей группы, общественных организаций, здесь присутствуют Павел Сергеевич Шапкин, Осман Даутович, мы ведем работу, чтобы эта информация стала достоянием субъектов Федерации. Нам сегодня бизнес-сообщество говорит: "Владимир Анатольевич, одна только просьба - разграничьте нас с той теневой экономикой, с той экспансией, с тем несовершенством, которое подрывает сегодня нашу конкуренцию, а мы люди, которые 10 лет в бизнесе, которые платим налоги, создаем рабочие места, почему мы должны конкурировать с никому неизвестными фирмами, которые не имеют никакой деловой репутации?"
Вот вкратце позиция субъекта Федерации - Москвы. Состоялась объединенная коллегия, направлено обращение Президенту РФ В.В.Путину. Я хочу еще подчеркнуть, что мы на нашей коллегии спросили, в каком контексте федеральный закон соответствует последним указаниям Президента РФ. В Калининграде обращение к Федеральному Собранию, где говорилось о недопустимости ситуации, которая связана со смертностью. Сейчас привели пример: 42 тысячи! Если профессионалы обратили внимание, это от прямых отравлений алкогольной продукцией. Геннадий Григорьевич Онищенко месяца 2 назад в "Российской газете" написал статью "Химическая война" и там было такое слово: "По потерям государственного бюджета, по потерям трудоспособного населения та ситуация, которая происходит на алкогольном рынке России, иным словом не назовешь". Мы на стороне государства, мы сегодня хотим исполнять в полном объеме указания Президента РФ по наведению порядка. Мы просим сегодня Государственную Думу, разработчиков закона доработайте свой закон в соответствии с этим требованием и представьте его на простую процедуру, которые выдумали не мы. Есть процедура голосования. Если мы сегодня с вами, как субъекты, федеральные ведомства, правоохранительные органы, а вы знаете, что закон отменил полностью правоприменительную практику. Надо срочно разрабатывать новые статьи Уголовного кодекса. Проголосуем. Я думаю, что у нас будет единогласное мнение, что данный закон в данной редакции не проходит и для России не годится. Спасибо за внимание.
Ведущий. Спасибо, Владимир Анатольевич. Я думаю, в порядке маленького комментария, что депутаты сами по себе глубоко не погружены в эту тему, вряд ли что-то разработают дельного для делового сообщества. Я думаю, что будет правильным, если каким-то выходом и решением будет не просто подготовка этого обращения, а и создание Рабочей группы, которая будет разрабатывать поправки, изменения к этому закону. Либо какие-то другие механизмы. Хочу напомнить, что у Торгово-промышленной палаты есть право, предоставленное ей Законом "О Торгово-промышленной палате", экспертизы законопроектов. Поэтому и разрабатывая, и проводя здесь экспертизу, я думаю, что мы в определенном кругу специалистов встретимся. Я думаю, что естественно к разработке изменений нужно пригласить и специалистов Роспотребнадзора, других органов в тем, чтобы еще раз все механизмы, все интересы в этом плане были учтены и, безусловно, Владимир Анатольевич, чувствуется, как Вы глубоко погрузились в тему, в проблему, приглашаем Вас к совместной работе. Потому что правительство Москвы на себе чувствует возможные издержки этого закона.
Сейчас хочу предоставить слово Шестерикову Юрию Борисовичу - начальнику Управления государственного регулирования алкогольной рынка Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли г. Санкт-Петербурга. Следующего прошу подготовиться Логинова Валерия Владимировича.
Шестериков Ю.Б. Уважаемые коллеги, вначале я немного расскажу о рынке алкогольной продукции Санкт-Петербурга. Это - один из крупнейших рынков в стране. На нем представлена продукция практически всех регионов Российской Федерации. Рынок открытый. Достаточно много продукции импортной. 22% от реализуемой в городе продукции - это импортная продукция. У нас существует 19 крупных производителей алкогольной продукции, включая 2 производителей слабоалкогольной продукции. 250 аккредитованных поставщиков на право поставок в розницу и в систему общественного питания. Пока еще существует 54 акцизных склада, количество которых неуклонно сокращается.
В выстраивании системы государственного регулирования алкогольного рынка правительство Санкт-Петербурга опиралось, прежде всего, на опыт таких регионов, как Москва, Московская область и Республика Татарстан, где, на наш взгляд, система контроля качества и безопасности алкогольной продукции были построены наиболее оптимально. У нас создано Управление государственного регулирования алкогольного рынка в рамках Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Этому Управлению придана подведомственная организация - Государственное учреждение "Центр контроля качества продукции, работ и услуг", в котором были созданы подразделения для проведения специальных защитных мер, предусмотренных законодательством, и придана аттестованная лаборатория "Питекс".

                                                            INFOLine, ИА