Союз виноградарей и винделов России На главную страницу
На главную страницу Карта сайта Обратная связь
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие РоссииТорговая система предприятий виноградарско-винодельческой отрасли РоссииЗаконодательство виноградарско-винодельческой отрасли РоссииАнализ виноградарства, виноделия и рынка винаМаркетинговые технологии виноделияТехнологии виноделияТехнологии виноградарстваСистемы автоматизации для виноградарских и винодельческих предприятийВыставки, конференции, фестивалиИнвестиционные проекты виноградарский компаний и винодельческих хозяйств РоссииВ помощь потребителюВинный туризмНовые статьи, материалы, обзорыГПРСХЦПВРезультаты поиска
Новости информационно-аналитического портала Виноградарство и виноделие России / Публикации СМИ / Винный осадок

Винный осадок

Винный осадок. Качественный алкоголь продолжает "проигрывать" суррогату

Пока рано говорить о том, что кризис на алкогольном рынке страны преодолен. Очередная реформа учета и сбыта алкогольной продукции не решила проблемы контрафакта и насыщения прилавков качественной продукцией. И, несмотря на старания отечественных виноделов и добропорядочных импортеров и оптовиков, образовавшиеся пустоты на прилавках магазинов им пока не удалось заполнить. Недорогого натурального столового вина потребители дождутся еще не скоро.

Вступление в силу в начале 2006 года измененного закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вызвало серьезные подвижки на алкогольном рынке. Апогея кризис достиг в июле, когда из-за нехватки бутылок с новыми акцизными марками полки магазинов стали напоминать ветви деревьев глубокой осенью. Эта ситуация многим любителям спиртного со стажем напомнила ситуацию двадцатилетней давности, когда горбачевская антиалкогольная компания в одночасье превратила бутылку водки в дефицитный продукт. Сейчас с водкой все нормально, хуже пришлось любителям вина, так как вдобавок были объявлены вне закона недорогие грузинские и молдавские вина, что мотивировалось тем, что девять десятых алкоголя из этих стран является контрафактом.

Что касается собственно акцизных марок, то в последний момент правительство постаралось исправить собственные огрехи и разрешило отправлять алкоголь на перемаркировку, однако это не намного разрядило ситуацию. Дело в том, что скверная работа Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) долгое время не позволяла пропускать через нее необходимые рынку объемы алкоголя и большое количество бутылок со старыми марками так и не нашло своего покупателя. Как заявил во вторник журналистам вице-президент Национального союза участников алкогольного рынка (СУАР) Петр Каныгин, только недавно ЕГАИС заработала на удовлетворительную мощность: за 8 последних дней через систему удалось провести информация об объемах продукции, равных тем, что переработали в системе за два месяца предшествующей работы. Отчасти в этом помогло то обстоятельство, что участники алкогольного рынка начали самостоятельно вкладывать средства в обучение операторов для работы с этой госсистемой учета алкоголя.

Правда, как и в горбачевские времена, нынешняя алкогольная компания отнюдь не решила проблемы контрафакта, а победные реляции Минздрава о сокращении смертности от алкогольных отравлений, как показали недавние события в Тверской области, являются несколько преждевременными. Дело в том, мало того, что действие системы ЕГАИС пока не распространяется на розницу, соответственно, введение ее в действие отрезало от потребителя поток импортного алкоголя, но отразилось в худшую сторону на предпочтениях закупщиков в магазинах. Эксперты задолго до введения ЕГАИС предупреждали, что любителей "паленой" водки акцизные проблемы не затрагиваю. И сейчас, когда еще большая, чем ранее доля оборота алкоголя ушла в нелегальный бизнес, эти опасения подтвердились. К тому же, сейчас возникла новая техническая проблема. Если старые акцизные марки наклеивались на пробку и при открытии повреждались, то новые шлепают на бутылку сбоку. Поэтому одно из излюбленных сегодня занятий для многих ушлых предпринимателей — насобирать как можно больше пустых бутылок и налить в них суррогатного пойла. К тому же, действие обновленного 102-го закона лишило права розничной торговли алкогольной продукции предприятия без образования юридического лица, а также установили необходимость юридическим лицам иметь оплаченный уставной капитал в размере 1 миллиона рублей. Это серьезно ударило по цивилизованным участникам оптового рынка и, по данным СУАР, на нем сегодня осталось не более 50% от прежнего числа игроков.

Уже сегодня очевидно, что потери бюджета исчисляются миллиардами рублей. Счетная палата предоставила свои оценки, которые явно занижены. Впрочем, очевидно, что в стране с таким профицитом бюджета до подробных подсчетов общегосударственных потерь никому особо нет дела. Характерно, что выговор по итогам всех этих пертурбаций получили лишь три второразрядных чиновника. Кроме оптовиков и части производителей пострадали и миллионы вполне добропорядочных потребителей. Прежде всего, затронуты интересы тех, кто привык потреблять импортный алкоголь. И если в июле полки магазинов были зияюще пусты, то сегодня они наполнились, но ассортимент продукции на них составляет от 10% до 20% от прежнего изобилия наименований.

Впрочем, принудительная санация имеет и положительные плоды, так как можно констатировать, что в результате пертурбаций многие фирмы и производители или разорились или понесли существенные убытки и, соответственно, выжившие намерены увеличить свою долю на рынке и доходы.

Свято место пусто не бывает. Так во вторник заявила о своих планах экспансии на рынке вновь образованная компания ILS, учредителями которой наряду с иностранными инвесторами стали некоторые могикане отечественного алкогольного рынка. Так, в частности среди участников нового проекта числятся собственники хорошо знакомой россиянам торговой марки Винный мир. По словам руководителя проекта Кирилла Толмачева, эта логистическая компания, которая сегодня имеет партнерские связи в 35 странах, намерена перенести в Россию западные методы работы и в ближайшие два года занять не менее четверти рынка импортных вин. Возможно, эти планы позволят ликвидировать дефицит на прилавках молдавской и грузинской продукции, так как, уже в ближайшие месяцы компания расширит поставки сходных по своим потребительским позициям недорогих болгарских и венгерских вин. В частности, в Россию в увеличенных объемах будут поставляться такие популярные еще в советское время сорта, как "Медвежья кровь", "Лудогорское", "Золотая осень" и "Вечерний звон", а также токайские вина из Венгрии. И как официально заявил во вторник г-н Толмачев, только контракт с болгарскими производителями предполагает поставку в ближайший год не менее 1 млн бутылок.

Правда, как уточнил в разговоре с корреспондентом Страны.Ru г-н Каныгин, "эти объемы только капля в море для российского сегмента недорогих виноградных вин, львиную долю на котором до недавнего времени занимали грузинские и молдавские виноделы". Поэтому краснодарским производителям, которые в 2006 году увеличили отпуск вина на 20%, а также поставщикам лжетокайского с Украины, планов ILS и других цивилизованных импортеров минимум два следующих года боятся нечего: на российском рынке в обозримом времени сохранится дефицит недорогого качественного вина.

Но хуже всего то, что так и не понятно, когда, наконец, будет решена проблема суррогата. Как признался Петр Каныгин, он, зайдя на днях в столичный магазин "Рамстор", купил там бутылку элитной водки, но там вместо искомого продукта в ней оказалась "вода". "Конечно, то, что туда налили нельзя назвать отравой, но к настоящей продукции это не имело отношения", — возмущенно поведал предприниматель. Поэтому говорить о том, что кризис на алкогольном рынке преодолен — пока рано. Он, пользуясь словами Петра Каныгина, пока только "ушел в тень и стал не виден для властей".

  Источник: NEWSru.com