Главные тренды рынка внутреннего туризма

2011 года

Стоит ли ожидать прироста туристов на российских курортах, где больше россиян отдохнет – в Краснодарском крае или Крыму, почему упал спрос на многодневные экскурсионные программы и как будет развиваться рынок речных круизов — об этом говорили вчера на пресс-конференции, организованной Комитетом по внутреннему туризму АТОР.  В пресс-конференции принимали участие руководители лидирующих операторов по внутреннему туризму — «Алеан», «Астравел», «Водоходъ», «Мостурфлот», «Нева», «Раена», «Солвекс».

 

Ситуацию на рынке, по оценкам участников, можно назвать не иначе как стагнацией: рост показывает лишь выездной туризм, а значительного увеличения желающих путешествовать по собственной родине в 2011 году вообще не стоит. Заместитель генерального директора компании "Солвекс Трэвел" Людмила Сысойкина, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отметила, что российский внутренний туризм по итогам 2010 года показал прирост в 1,6% в сравнении с показателем 2009 года. Столь скромный результат — в абсолютных цифрах составивший 32 миллиона человек — она охарактеризовала как "стагнацию на рынке внутреннего туризма, а не стабильность". Анализ показателей по регионам свидетельствует о том, что даже тот незначительный прирост, который имел место (на рынке внутреннего туризма), произошел за счет россиян, которые отказались от дальних поездок и предпочли отдых на курортах рядом с домом, а также за счет самостоятельных туристов", — заявила Людмила Сысойкина. По ее мнению, и в 2011 году роста внутреннего туризма не будет, поскольку даже в самых смелых прогнозах речь идет максимум о 4-5% роста.

 

Представитель компании «Астравел», руководитель департамента внутреннего туризма Юрий Блэйз обосновал причины медленного роста. «Емкость туроператорского рынка, например, на Черноморском побережье составляет не более 30%, то есть по самым оптимистичным оценкам — 1,5 млн. человек. За этих россиян мы боремся всеми доступными способами. Для этого мы ежегодно стараемся определить основные тенденции рынка. Одна из них сохраняется уже два года и сохранится в 2011 году: цена определяет выбор россиян. На основании этого в прошлом году мы предположили, что наиболее популярными направлениями будут Крым и Абхазия. Цены в этих регионах, особенно в Крыму, были заметно ниже, чем на российских курортах», — отметил г-н Блэйз. Интересно, что и Крым, возможно, скоро перестанет отвечать требованиям россиян. «После каждого более или менее удачного сезона на курорте начинается «головокружение от успехов» и, как следствие — необоснованный подъем цен на будущий год. Затем всегда с опозданием приходит осознание абсурдности этих завышенных цен, попытки исправить ситуацию при помощи спецпредложений, причем зачастую здравницы даже не ставят в известность оператора. В результате цены становятся более или менее адекватными, но оказывается, что большая часть сезона уже пропала. На одни и те же «грабли» все регионы наступают по очереди и не по одному разу. В прошлом году была «очередь» Абхазии. У меня есть опасение, что в нескончаемой череде любителей наступать на грабли в сезоне 2011 года может оказаться и Крым», — переживает г-н Блэйз

 

Усложняется ситуация и состоянием перевозки: авиа- и железнодорожные перевозчики предоставляют услуги по завышенным ценам. . Так, тарифная политика РЖД по-прежнему не способствует росту пассажиропотока на южном направлении. Все больше россиян будут добираться до черноморских курортов на своих автомобилях. «Железнодорожные билеты к летнему сезону подорожают на 12%: новые тарифы уже утверждены. Кроме того, как обычно, к лету на билеты в купе и СВ будет введен повышающий коэффициент», — отмечает гендиректор компании «Алеан», руководитель Комитета АТОР по внутреннему туризму, Илья Уманский. Существенно сдерживает развитие железнодорожных перевозок и небольшая глубина продаж: по-прежнему билеты на поезд начинают продавать за 45 суток. В этом смысле безусловный приоритет у авиации, где билеты можно купить за год и к тому же по ценам, существенно более низким, чем в сезон. Поэтому АТОР обратилась к руководству Федеральной пассажирской компании (ФПК) с просьбой увеличить срок предварительной продажи билетов до 3-х месяцев. Железнодорожники с ответом не торопятся.

 

Илья Уманский напомнил, что железные дороги перевозят на порядок больше туристов, нежели авиакомпании, однако темпы роста пассажиропотока на авиатранспорте опережают таковой на железнодорожном — 30-35% против 7-11% в текущем году.

 

Проблему занимающиеся различными секторами отдыха в России туроператоры называют общую: неконкурентоспособность российского турпродукта по соотношению цена-качество. «Ряд экспертов считает, что причина стагнации внутреннего рынка заключается в по-прежнему сложной экономической ситуации в стране, следствием которой являются невысокие зарплаты. Однако рост выездного рынка опровергает это утверждение», — поясняет Людмила Сысойкина. Тем не менее, в значительной степени на ценообразование во внутреннем туризме также влияет непростая экономическая ситуация: постоянный рост цен на энергоносители, продукты питания, социальные гарантии для персонала здравниц, обременительные налоги, а также многие другие факторы, составляющие понятие «себестоимость».

 

Таким образом, в прошлом году россиянам было дешевле отдохнуть за рубежом, чем в России. Это в полной мере ощутили на себе операторы по экскурсионным турам по России.  Представитель компании «Нева» Елена Бородай отметила, что «в наибольшей степени на продажах многодневных экскурсий по тому же Золотому Кольцу сказалось неадекватное соотношение «цена/качество» во многих средствах размещения: ночь в большинстве гостиниц стоит от 2 тыс. руб. В результате, если в 2009 году стоимость экскурсионного тура в среднем составляла 4100 руб. на человека, то в 2010 году — уже 4500 руб. И если в 2009 году люди могли себе позволить поехать семьей в экскурсионный тур, надеясь, что кризис долго не продержится, то в 2010 году они оказались перед выбором: ехать на экскурсию на выходные или копить деньги на полноценный отдых на море. Многие выбрали море». По словам г-жи Бородай, в 2010 году спрос на экскурсионные программы по России снизился в среднем на 7%, а спрос на многодневные экскурсии вообще снизился на 23%.

 

Специальное внимание на пресс-конференции было уделено состоянию дел на курорте КавМинВоды. По словам Светланы Корниенко, генерального директора "Раена-КМВ", курорт за 2010 год принял 710 тысяч человек, что всего на 3% больше, чем в 2009 году. Более того, после кризиса снизилась глубина продаж — с двух-четырех до одного месяца, хотя, как признала г-жа Корниенко, среднегодовая загрузка осталась на уровне 100%.

 

Впрочем, и по ее мнению в 2011 году нет никаких предпосылок для резкого увеличения турпотока, спрос максимум вырастет на 3-7%. Корниенко полагает, что цены в самом начале курортного сезона вырастут на 5-17%, но по мере спада загрузки пойдут вниз.

 

Совершенно отличная от всех тенденций ситуация складывается на рынке речных круизов. Потенциал для роста рынка есть, но он сдерживается нехваткой судов. Круизные теплоходы в 2010 году по рекам России перевезли 400 тыс. туристов. При этом 41% туристов отправились в прошлом году в круизы по Волге, 24% — в круизы выходного дня, 16% — в круизы по маршруту Москва – Петербург и Петербург – Москва.

 

«Всего на российских реках сегодня задействовано порядка 121 единицы круизного флота. Условно его можно разделить на две основных группы: комфортабельный, то есть со всеми удобствами в каютах, и некомфортабельный, без удобств либо с частичными удобствами. Под «удобствами» мы подразумеваем душ, санузел и кондиционер, то есть минимально необходимые элементы отдыха. Всего комфортабельного флота насчитывается 49 единиц, некомфортабельного – 72 единицы. Условность разделения заключается в том, что некоторая часть некомфортабельного флота прошла полную либо частичную реновацию кают. Ключевая проблема заключается в том, что возраст теплоходов делает реновацию нецелесообразной», — рассказывает директор по внутреннему туризму компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин.

 

Очевидно, что для сохранения самого понятия «речной круиз» в России необходимо уж сейчас предпринимать конкретные шаги по обновлению флота. «Туристы стали относиться к теплоходу как к отелю. Они хотят получить аналогичные условия проживания, комплекс услуг и обслуживание. Совершенно очевидно, что переоборудование теплоходов без развития услуг на них не имеет смысла», — добавила заместитель гендиректора по туризму компании «МОСТУРФЛОТ» Светлана Гончарова.

 

Операторы по речным круизам считают, что 2011 год может стать переломным для круизного рынка России.