Что измениться в турсфере Краснодарского края

Которая пройдет в

Руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя рассказал журналистам "Интерфакса" о проблемах и возможностях региона, делает прогнозы и дает советы предприятиям туриндустрии.

 

— Евгений Владимирович, может ли санаторно-курортная отрасль нашего края рассчитывать на поддержку федерального бюджета?

 

— Не секрет, что сейчас в прибрежных городах края существуют большие проблемы с инженерными сетями — канализацией, водо-, энергоснабжением, которые жизненно необходимо реконструировать. Когда заработают глубоководные выпуски, и вода в зонах для купания станет чистой, когда в гостиницах круглые сутки будут свет и горячая вода, количество желающих отдыхать у нас резко возрастет.

 

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ в принципе готово включить Краснодарский край в федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма и в ее рамках выделить 12 млрд рублей на реконструкцию инженерной инфраструктуры курортных территорий. Ближайший срок выделения этих средств — 2012 год. Для этого мы собираемся проделать емкую работу по разработке и согласованию проектно-сметной документации по всем объектам края, нуждающимся в реконструкции. Задача облегчается тем, что эта документация уже разработана в ряде муниципальных образований благодаря инициативе глав районов.

 

— В мировой практике у каждого курорта есть свое лицо, свое имя. У наших курортов сложился достаточно противоречивый образ в силу того, что каждый город пытается продвигать собственный бренд. Как будет выглядеть информационная политика департамента в 2011 году?

 

— Не так давно был успешно разработан бренд "Русская Одиссея", характеризующий наш край как место для приключений и активного отдыха. Помимо этого, у нас на протяжении многих лет существует бренд "Курорты Кубани", который уже завоевал большую популярность, люди его узнают. "Русская Одиссея" предназначена для привлечения зарубежных туристов, а "Курорты Кубани" ориентированы на внутреннего потребителя. Я считаю, что они оба имеют право на жизнь, мы будем заниматься их параллельным продвижением. Мы все хотим, чтобы на наш рынок приходили зарубежные игроки, например, международные гостиничные сети. Но для этого нам нужно сначала создать соответствующие условия: во-первых, обеспечить стабильный турпоток, во-вторых, развивать инфраструктуру курортных территорий.

 

— Какие виды отдыха способны привлечь новых отдыхающих на курорты края в следующем году?

 

— Прежде всего, нужно делать упор на лечение. Мощная лечебная база дает нам большое преимущество перед Турцией и Египтом, куда, согласно последним соцопросам, выезжает большое количество россиян: нет языкового барьера, не надо брать визу. За рубежом туристам предлагают только пляжный отдых и экскурсии. Такого уникального лечения, как в Краснодарском крае, например, в том же Сочи или Анапе, вам никто не предложит.

 

Лечебные возможности края, я считаю, наш конек и людям об этом надо рассказывать. Почему, говоря о лечении, мы зачастую вспоминаем Кисловодск, Железноводск, когда аналогичные лечебные возможности есть у нас под боком. Сегодня мы начинаем тесно работать с медицинскими учреждениями, чтобы они рекомендовали кубанцам лечиться на наших курортах. Ведь это не только эффективнее, но и дешевле по некоторым параметрам, например, в плане дорожных расходов.

 

Упор на лечебный сектор выгоден не только потребителям, но и участникам рынка. Летом большинство средств размещения на Черноморском побережье загружены на 100%. В горных районах высокий сезон начинается зимой, когда выпадает снег и туристы из Краснодарского края, соседних регионов, Москвы и Санкт-Петербурга приезжают на Красную Поляну и в Апшеронский район. Поэтому акцент на лечебный отдых целесообразен в ноябре-декабре — когда закончился бархатный сезон, но еще не начался горнолыжный, а также в марте-апреле — в преддверии высокого сезона. Это самые тяжелые месяцы для санаторно-курортного комплекса, именно на них мы будем направлять рекламную поддержку. Но и сами участники рынка должны предлагать интересный и доступный турпродукт. Рекламная компания должна начинаться сразу по завершению высокого сезона, чтобы туристы не потеряли интерес к курортам края.

 

— Собираются ли власти поддержать направление детского санаторно-курортного лечения?

 

— Как известно, сокращение числа здравниц, предоставляющих услуги по детскому лечению и отдыху, обусловлено отменой льгот по земельному налогообложению. В полном объеме этот налог многие здравницы платить не могут, им проще перепрофилироваться на взрослые категории отдыхающих. У нас есть идеи, как привлечь больше детей в здравницы. Например, в межсезонье можно существенно снижать цены, давать специализированную рекламу, предлагать интересные детские туры. Уже весной следующего года совместно с депутатами ЗСК мы проведем встречи с руководителями детских здравниц. Наша задача – добиться, чтобы детские здравницы не сокращали количество койко-мест, готовили интересные программы и, самое главное, обеспечивали безопасность детей. По результатам мониторинга среди турагентств, детский отдых по-прежнему пользуется популярностью. К международной выставке "Интурмаркет", которая пройдет в середине марта 2011 года, департамент по курортам издаст специальные буклеты, которые будут распространены среди крупных туроператоров, чтобы обеспечить их объективной информацией о детском отдыхе на наших курортах.

 

— Развитию каких сегментов отрасли, помимо санаторно-курортной, будет уделено особое внимание в 2011 году?

 

— В Каннах, Ницце 300 дней в году проходят различные мероприятия — фестивали, выставки. Вся экономика таких городов ориентирована на индустрию гостеприимства. Событийный туризм в нашем регионе достаточно развит, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом: будем открывать новые фестивали, мероприятия и поддерживать существующие. Чем чаще и регулярнее они будут проходить, тем больший экономический эффект будет достигнут. Появятся новые рабочие места, повысятся налоговые сборы, а самое главное — усилится имиджевая реклама курортных территорий, где будут проходить фестивали, к примеру, в Анапе, Сочи или Геленджике.

 

— Какие новые направления, виды отдыха планирует развивать департамент?

 

— На данный момент у нас отсутствует коммерческий активный туризм. Полстраны готово по Краснодарскому краю с рюкзаком пройти и вспомнить молодые годы, но в крае нет ни одной компании, которая бы зарабатывала на этом деньги. Зато со всей России приезжают на коммерческой основе группы и идут по маршрутам. Ведь в Лесном кодексе говорится, что человек может бесплатно находиться в лесу. И если мы вложимся в инфраструктуру, по этим маршрутам будут ходить все кому не лень и зарабатывать на этом деньги. А кроме мусора и несчастных случаев от таких визитов край ничего не получит. Фирмы из других регионов не вкладываются в оборудование маршрутов, не заботятся о безопасности, не ставят в известность о своих походах спасательные службы.

 

В советское время все очень четко регламентировалось, у спасательной службы и администрации были совершенно другие полномочия. Например, если видели, что турист идет по маршруту первой категории, имея допуск на третью, его сразу же снимали с маршрута. А сейчас уровень несчастных случаев возрос потому, что люди идут по маршрутам высокой сложности и в погоне за адреналином не рассчитывают свои силы. Второй вопрос касается тех, кто водит группы по маршрутам — новые кадры не готовятся, инструкторов старой школы, остается все меньше и меньше. Две недели назад мы провели совещание, поставили задачи заняться подготовкой новых кадров, выработать и утвердить систему, регламентирующую передвижение по маршрутам, безопасность и другие важные аспекты пешеходного туризма.

 

В сегменте активного отдыха существует множество пробелов, например, наше ведомство существует с 2004 года, однако до сих пор отдела, специализирующегося на развитии активных видов отдыха в крае, не существует. Сейчас мы хотим выступить с инициативой создания специализированного отдела туризма, который будет курировать вопросы вело- и пешего туризма, дайвинга, джиппинга и других активных видов отдыха.

 

Наряду с этим мы продолжим развивать агротуризм. На Кубани очень много крепких хозяйств, на территории которых можно строить гостиничные комплексы или мини-гостиницы, чтобы туристы могли своими глазами увидеть, как ногами давят виноград, подоить коров, встать с петухами, отдохнуть от суеты жизни в мегаполисе. В процессе работы мы, конечно, сталкиваемся с рядом трудностей. Например, многие хозяева готовы вложить средства в строительство гостиниц, но им не дает это сделать существующее законодательство: на земле сельхозназначения они не имеют права строить рекреационные объекты. В администрации края уже начали обсуждать эту проблему, состоялось несколько рабочих совещаний. В скором времени с этим вопросом мы выйдем на законодательный уровень.

Нам предстоит еще многое сделать для развития экскурсионного отдыха. Всем экскурсоводам необходимо пройти подготовку и получить аттестацию. Все маршруты должны быть систематизированы, что значительно решит проблему уплаты налогов от экскурсионных фирм, от тех, кто будет водить по маршрутам туристов.

 

Есть и еще одна сложность — учет "однодневных" туристов. До настоящего времени в России нет единой системы статучета отдыхающих, использующиеся методы имеют большую погрешность. И это еще одна задача, которая сегодня стоит перед нами – если за рубежом считается только количество ночевок, то мы должны считать максимум параметров: посещение экскурсионных объектов, однодневные туры и т. д. Чем больше данных будет учтено, тем выше будет экономический эффект. Ведь чтобы поднять уровень отрасли, надо увеличить бюджет, а для этого надо начать правильно собирать налоги. А в сфере налогообложения у нас много двойных стандартов. Например, налоговая нагрузка на официально работающие санатории и гостиницы в разы больше, чем на предпринимателей, которые фактически оказывают платные услуги, но регистрируют свои объекты как частные домовладения.

 

— Какой совет Вы можете дать участникам рынка в свете всего вышесказанного?

 

— Прежде всего, не экономьте на мелочах. Чтобы гость чувствовал себя комфортно, не обязательно в каждом номере устанавливать джакузи. Достаточно не забывать об элементарных удобствах — туалетной бумаге, тапочках, халатах и прочих деталях, которые на самом деле оставляют неизгладимое впечатление на гостей. Администрация же со своей стороны постарается привлечь в край максимальное количество туристов. Например, могу анонсировать, что в ближайшее время мы создадим и внедрим систему он-лайн бронирования. Виртуальный заказ через Интернет гостиничных номеров и услуг уже хорошо зарекомендовал себя заграницей.